Выступление на педсовете на тему :Творческий поиск учителя в совершенствовании системы , обеспечивающей развитие каждого обучающегося в различных областях знаний.

Педсовет
Перевод каждого ученика в субъект обучения как основа для последующего саморазвития и самоопределения.
Цель: приобщение педагогов к деятельностным формам организации образовательного процесса.
Задачи:
Выявить уровень готовности учителей к педагогической деятельности в условиях складывающихся субъект-субъектных отношений в образовательном процессе.
Проанализировать формирующийся опыт работы учителей по созданию условий, способствующих саморазвитию и самоопределению школьников.
Разработать систему условий взаимодействий педагогов и учащихся в субъект-субъектной парадигме.
Форма проведения: «Круглый стол».
Повестка.
Субъектность как обязательное условие развития ребёнка. – доклад заместителя директора по учебной работе Громовой Л. Б.
Основные признаки образовательного процесса, где учащийся выступает субъектом обучения – обсуждение просмотренных в результате взаимопосещения уроков.
Субъект-объектные или субъект-субъектные отношения: «за» и «против» - выступления представителей методических объединений.
Подготовительный этап
На административном заседании рассмотреть основные вопросы, выносимые на педсовет.
На заседании Методического совета утвердить повестку педсовета.
Организовать взаимопосещение уроков коллегами по теме педсовета.
Провести анкетирование учащихся по проблеме педсовета.
Обсудить в рамках МО сравнительные характеристики традиционного и современного (открытого) образования.
Анкета для учащихся.
Как ты считаешь, пригодятся ли тебе знания, полученные в школе, в дальнейшей жизни?
Всегда ли цели урока значимы для тебя?
Имеешь ли ты возможность выбирать на уроке то задание, которое тебе интересно?
Всегда ли ты имеешь возможность высказать свою точку зрения на уроке?
Даёт ли тебе урок возможность проявить себя?
Всегда ли учитель объективно оценивает твои знания и предоставляет ли он тебе возможность самому оценить себя?
Какого учителя можно назвать идеальным? (назови его основные качества)
Ход педсовета.
Председатель называет тему, цель и задачи педсовета.
Выступление заместителя директора по учебной работе
- Прежде всего, давайте определимся в терминах: «объект» и «субъект»
Объект:
То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания.
Явление, предмет, на который направлена деятельность.
Субъект:
Познающий и действующий человек, существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания.
Человек как носитель каких-либо свойств.
В традиционной педагогике ученик выступает объектом, а учитель – субъектом образовательного процесса. Педагог является носителем объектного, закрытого, абсолютного знания. Задача ученика _ воспроизвести проверенное полученное знание.
Цели занятия, способы деятельности, установка на конечный результат жёстко задаются учителем. Ребёнок может быть активен на внешнем уровне, однако необходимость действовать по схеме, думать в соответствии с заданным алгоритмом формирует несвободную личность.
Субъектный подход к организации образовательного процесса предполагает, что ученик сам учится добывать знания, постоянно находится в ситуации выбора – для чего, что и как делать. Героем урока становится ученик, а не учитель (как это было раньше).
Субъектность как обязательное условие развития ребёнка не может быть навязано извне. Однако она инициируется внешними воздействиями, которые, вместе с тем, не являются определяющими. Внешние воздействия – специально организованная деятельность преподавателя, «работающего» с учениками через преобразованное содержание учебного материала. Ученик становится субъектом образования, включаясь в совместную с преподавателем работу по преобразованию содержания изучаемого материала. Главное требование к содержанию – диалогичность.
Диалогичность содержания образования определяет необходимость преобразования учебного материала в основу для диалога. Диалогичность основана на множестве смыслов, высказываемых участниками учебного общения при условии субъект-субъектных отношений, основным предметом которых выступает совместное обсуждение чего-либо при совместной направленности на разрешение проблемы. Диалогическое общение гуманно, поскольку предполагает субъективную активность всех участников диалога. При этом активность направлена на предмет общения, а не на личность одного из участников. Основные функции взаимодействия в общении – активизация саморазвития, самоактуализации, взаимного оценивания и самооценки. Они реализуются при творческом сотрудничестве говорящего и слушающего, которое стимулируется в диалогическом общении. В подлинном диалоге нет не только внешней принудительности, но и внутренней предопределённости. Образование понимается как самодостраивание личности в общении, подразумевающем духовную связь учителя и ученика. Именно в самодостраивании происходит необратимое событие «перемены ума», которое и является целью образования. Условия диалога: установка на партнёрство в общении, признание прав партнёра на собственную точку зрения и её защиту, умение слушать и слышать партнёра, готовность взглянуть на предмет общения с позиций партнёра, способность к сочувствию и сопереживанию.
Смысл этих и других критериев становится доступен любому учителю при использовании нескольких смысловых операций. Качество выполнения этих операций учителем должно соответствовать требованиям критериев. Это соответствие проявляется в умениях совместно проектировать цель и содержание занятий, преобразовывать и представлять содержание изучаемых знаний как проблемное, создавать условия для проявления ценностно-смыслового отношения учеников к знаниям, в умениях востребовать эти отношения в процессе занятий и т. д.
На заседаниях МО мы рассмотрели сущностные характеристики традиционного и современного образования. МЫ выяснили, что для традиционного образования характерно:
объективность, закрытость, абсолютность, линейность, законченность, установочный характер, однозначность содержания изучаемого материала,
Систематизированная, внешне заданная структура передаваемого новым поколениям знания, представляющая единство аналитики, диалектики и логики,
Процессуальная характеристика: изучение, объяснение, построение и применение систематизированных знаний, предписание;
Ориентация школьников на воспроизведение проверенного, закрытого, конечного знания;
Считается в качестве результата – научить думать и действовать по схеме;
Учащийся является объектом образования.
Для субъектного обучения характерно:
установка на партнёрство в общении, признание прав партнёра на собственную точку зрения и её защиту, умение слушать и слышать партнёра, готовность взглянуть на предмет общения с позиции партнёра;
открытость знания, его неоднозначность, неабсолютность, личностное понимание;
проблемность, противоречивость знаний, дающие основание для возникновения осмысленного отношения к изучаемому материалу;
наличие смыслопоисковых операций: совместное проектирование цели и содержания занятия, выбор учащимися способа достижения цели, самооценка собственной деятельности по достижению результата;
учащийся является субъектом образования.
Анализ анкет учащихся показал, что качество традиционного обучения далеко не устраивает наших школьников.
Так из 23 опрошенных на 1 вопрос анкеты ответили утвердительно только10 человек, остальные не знают, что из полученных в школе знаний им пригодится. Цели урока всегда значимы лишь для 7 человек. Не1 ученик не имеет возможности выбирать на уроке интересные для себя задания. Возможность высказать свою точку зрения ученики имеют только на некоторых уроках (истоки, литература, окружающий мир, математика, история, немецкий язык). Не все учителя объективно, с точки зрения учеников, оценивают их знания, а возможность самому оценить себя предоставляется им раз от разу и очень редко.
Анализ анкеты показал, что большинство педагогов нашей школы работают в традиционной парадигме, но это не противоречит представлениям наших учеников об идеальном образовании. Действительно, на уроках наших учителей немало положительных моментов, нам есть чему поучиться у друг друга. На уроках в начальных классах всегда благоприятный положительный микроклимат, доброжелательное отношение учителя к ученикам. Учителя математики всегда готовят учеников к восприятию нового материала, используют субъективный опыт ребят. На уроках Шестова А. А. при объяснении нового материала всегда чёткая, грамотная, научная речь учителя;
Чёткая структура материала, выделение главного, опорная схема на доске – всё это помогает ученикам при подготовке домашнего задания.
Прекрасно отработана методика работы с учебником на уроках истории и обществознания. Учитель физики Доброхотов А. В., получив новое оборудование для кабинета , успешно применяет его для проведения демонстрационных опытов и лабораторных работ, чем привлекает учеников к своему предмету. Обидина Т. А. на уроках немецкого языка часто использует игровые моменты в соответствии с возрастом учащихся. Учителя русского языка успешно применяют деятельностный подход в обучении школьников. Перечень положительных моментов на уроках наших учителей можно продолжать достаточно долго, однако время предъявляет к нашим воспитанникам серьёзные требования, поэтому наша задача – создать условия для развития личности ребёнка, подготовить его к жизни в современном мире.

3.Обсуждение в группах взаимопосещённых уроков, разработка требований к современному учителю.
Модель современного учителя.
1). Современный учитель строит общение с детьми не «от себя», а «от них». Такое общение помогает наиболее точно отражать личность учащегося, а значит более эффективно реализовать собственно педагогические задачи.
2).Современный учитель ощущает психологическую атмосферу в классе.
Для этого необходимо:
- уметь наблюдать за детьми;
- обращать внимание на все детали поведения детей, их настроение;
- сопоставлять сегодняшнюю психологическую атмосферу со вчерашней.
3). Учитель должен видеть себя как бы со стороны глазами детей . Для этого необходимо:
- чаще анализировать свою собственную деятельность;
- стремиться поставить себя на место учащихся,
- посещать уроки коллег и сравнивать себя с ними;
- выявлять, какие личностные недостатки учителя влияют на работу с детьми;
- честно признавать свои ошибки, не стесняясь сказать, что чего-то в данный момент не знает;
-чаще организовывать контакты с детьми в свободное от занятий время;
4). Хороший учитель умеет слушать детей.
5). Учитель не имеет профессионального права обижаться на детей.
6). Доказывая неправильность мнения ученика, учитель не задевает недостатков его характера.
7). Хороший учитель старается преодолевать негативные установки по отношению к некоторым ученикам.
8). Учитель должен помнить, что голая критика поведения, образа жизни, знаний школьника бесполезна. Она не содержит в себе конструктивного начала, не передаёт ученику личностного позитивного отношения к нему, ставит школьника в позицию обороняющегося, ведёт к формированию заниженной самооценки.
9). Хороший учитель часто улыбается детям.
10). Учитель стремится, чтобы в процессе взаимодействия с детьми чаще звучали одобрение, похвала, поощрение. В результате школьник начинает связывать с личностью учителя и предмет, который он ведёт, собственные положительные эмоции с получаемыми знаниями.
11). Учитель всегда проявляет неподдельный интерес к личности ребёнка, и дети должны это знать.
12). Особое внимание учитель уделяет собственной речи:
- не использует вульгаризмов, слов-паразитов,
- следит за темпом речи,
- обращает особое внимание на интонирование,
- исключает из своей речи окрик, резкие интонации
13). Учитель специально организует свои взаимоотношения с трудными детьми, понимает, что их проблемы – следствие педагогической запущенности, возможной физической патологии.
14). Учитель доброжелателен с другими членами педагогического коллектива, стремится к сотрудничеству, демонстрируя тем самым положительные взаимоотношения с людьми.

4.Выступления представителей творческих групп о том, что нам необходимо сделать при переходе на субъект-субъектное обучение.
Соболева О. С.
Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, развитие мотивации учащихся в приобретении знаний, умений, навыков.
Стимулирование учащихся к высказыванию собственного мнения, использовать различные способы без боязни ошибиться и получить неправильный ответ,
Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу достижения результата,
Использование различных технологий: развитие критического мышления, учебная дискуссия, деловая игра, творческие мастерские.
Соловьёва О. Д.
Развивать мотивацию к учению,
Расширять зону индивидуальной активности.
Развивать творческий потенциал каждого ребёнка,
Разнообразить формы и методы работы на уроке.
Любимцева Л. А.
Обучать детей приёмам мыслительной деятельности,
Применять парные, групповые, индивидуальные формы работы
Применять обратную связь на каждом уроке.

Проект решения .
Констатирующая часть.
На основании представленных на педсовете материалов можно утверждать, что в школе идёт работа по созданию новой образовательной среды, основными принципами которой становятся субъект-субъектные отношения педагога и учащихся в учебном процессе. С целью успешного продолжения данной работы педсовет постановил:
Организовать постоянно действующий семинар «Деятельностный подход к организации уроков».
Пополнить методический кабинет разработками современных уроков (каждому учителю – 1 разработка),
Организовать в рамках школы систему открытых уроков по субъект-субъектному обучению.
Включить в учебный план старшего звена элективный курс «Основы исследовательской деятельности».
Каждому учителю подготовить и продемонстрировать перед коллективом отчёт о работе по теме самообразования за год .
Рассмотреть на административном совете вопрос о формах поощрения педагогов, занимающихся с детьми проектной и исследовательской деятельностью.
15