Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ФФНР (Звук [к], буква К).


Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ФФНР
Тема: «Звук [к], буква К»

Подготовила : учитель-логопед
Крыса М.В.
Цель:
1.Знакомство с правильной артикуляцией звука [к], характеристика звука. Определение позиции звука [к] в словах. 2. Развитие фонематического слуха на уровне звукового ряда. 3. Обучение звуковому анализу слов. 4. Обучение образованию относительных прилагательных от существительных. 5. Знакомство с буквой К. Профилактика дисграфии. 6. Развитие общей и мелкой моторики. 7. Развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, внимания, памяти, мышления.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, счетные палочки, звуковые пеналы, звуковые домики, карточки с буквами, буква К.
Средства ТСО:мультимедийное пособие, магнитофон.Ход занятия:
Играет музыка. Дети заходят в группу. Логопед: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Поздороваемся с ними. Психогимнастика. Посмотрите на сказочных героев. Ребята, изобразите грустного Кота в сапогах, испуганную Красную шапочку, веселого Колобка, злого Карабаса Барабаса. А сейчас снова станьте умными ребятами, улыбнитесь друг другу, а я улыбнусь вам. Организационный момент. Сегодня к нам на занятие пришел один из этих героев. Отгадайте загадку и вы узнаете, кто это. Бабушка девочку очень любила, Шапочку красную ей подарила, А ну-подскажите, имя ее?/ Красная шапочка /. Посмотрите и скажите, какая Красная шапочка. / Красивая, добрая, веселая, умная, скромная /.Она очень хочет учиться и держать путь в страну знаний. Просит нас проводить ее туда. Поможем Красной шапочке? Чтобы познакомиться, Красная шапочка предлагает поиграть в игру «Без ошибки повтори». Я буду произносить звуки, а вы повторяйте за мной.
а-у-и о-а-и у-а-о и-а-у а-и-у
о-и-а и-а-у а-и-о у-и-а у-а-и
Повторение Ребята, у Красной шапочки воздушные шары. Они не простые. На каждом из них кружочки. – Что мы обозначаем кружочками? /Звуки/. - Какие звуки путешествуют на красном воздушном шаре? /Гласные звуки/. – Какие звуки мы называем гласными? /Звуки, которые тянутся, поются, воздух при их произнесении проходит свободно/. –Какие еще звуки бывают? /Согласные/. – Какие звуки мы называем согласными? /Звуки, которые не тянутся, не поются, воздух при их произнесении встречает преграду/. – Какие звуки путешествуют на синем воздушном шаре? / Согласные твердые звуки/. – Какие звуки путешествуют на зеленом воздушном шаре? /Согласные мягкие/.
Объявление темы занятия. Сегодня на занятии мы вместе с Красной шапочкой будем изучать новый звук. А какой это звук, вы догадаетесь, если определите, какой первый звук слышится в названии сказочных героев: Кот в сапогах, Красная шапочка, Колобок, Карабас Барабас, Кощей, Курочка-ряба. /Первый звук [к]/. Сегодня на занятии мы будем изучать звук [к], будем учиться правильно произносить его в слогах, словах, предложениях. Ваша задача- внимательно слушать, выполнять все задания, отвечать на мои вопросы полными ответами. Артикуляция звука [к] Произнесем звук [к]- [к], глядя в зеркала. Когда мы произносим этот звук – рот приоткрыт, спинка языка поднимается во рту и оттягивается назад. Проверим, тянется ли ниточка или рвется при произнесении звука [к]?/Рвется/. – Можем мы этот звук петь или тянуть? /Нет/. – Свободно воздух проходит или встречает преграду?/Воздух встречает преграду/. – Звук [к] какой? /Согласный/. – Он твердый или мягкий? /Твердый/. – Кружочком какого цвета будем обозначать звук [к] на схеме?
А сейчас отправляемся в волшебное путешествие в страну знаний. Наш путь проходит через темный лес. Вся дорога усеяна кочками. Кочки эти не простые в них живут звуки. Чтобы перепрыгнуть кочку, нужно соединить звуки:[а] + [к]=[ак], [о] + [к], [у] + [к], [и] + [к], [к] + [а], [к] + [о], [к] + [у]. Вы хорошо справились с этим задание. Так незаметно мы вышли на лесную полянку. Посмотрите, какая красивая корзина у Красной шапочки. Посмотрим, что в ней. Тут картинки.
- Катя, задай вопрос к картинке./Что это/. – Кира, ответь./Это куст/. – Определите, где спрятался звук [ к] в слове куст – в начале, в середине, в конце слова? / Звук [к]спрятался в начале слова/./Ветка, волк/.
Звукослоговой анализ слова кот.
Определите количество звуков в слове кот? /Три звука/. Сколько гласных звуков? /Один гласный звук/. Сколько согласных звуков? /Два согласных звука/.
Сколько слогов? Какое мы знаем правило? /Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов/. Выйдем на лесную полянку, отдохнем. Артем, проведи физкультминутку.
Физкультминутка
Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз- наклон,
Два- наклон,
Зашумел листвою клён
Образование относительных прилагательных от существительных. В корзине у Красной шапочки – пирожки, которые мама испекла ей в дорогу. Они все с разной начинкой. Пирожок с абрикосом- абрикосовый пирог. Как называется пирог с капустой /капустный/, с клюквой /клюквенный/, с картошкой /картофельный/, с морковью /морковный/, с персиком /персиковый/, с черникой /черничный/. Знакомство с буквой К. Профилактика дисграфии. Сейчас я познакомлю вас с любимой буквой Красной шапочки. Звук [к]на письме обозначаем буквой К. На что похожа буква К? /На клоуна, на птичку, несущую в клюве веточку/. Ай да клоун! Знаешь, кто он? Этот клоун- Буква К! Из каких элементов состоит буква К? /Из палочек/. Сколько палочек в букве К? /Три палочки/. Напиши букву К в воздухе. Проведи пальцем по поверхности буквы К. Какую букву ты обводишь Катя? Красная шапочка приготовила вам задание: сконструировать букву К из счетных палочек. Ребята, мы добрались до страны знаний. Мы еще не раз с вами будем приходить сюда. Красная шапочка благодарит вас за помощь и приготовила сюрприз. Но вы сначала ответьте - Какой звук мы изучали сегодня на занятии? Что вам понравилось больше всего?
Итог занятия
В конце занятия детей хвалю за работу. Каждый ребёнок получает угощение: пирожки.