Презентация практического семинара Школа без агрессии


«Человек обладает способностью любить,и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть,проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли…» Эрих Фромм. Агрессия – ( от лат. «agressio» - НАПАДЕНИЕ, ПРИСТУП ) НАМЕРЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРИЧИНЕНИЕ УЩЕРБА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ, ГРУППЕ ЛЮДЕЙ ИЛИ ЖИВОТНОМУ.АГРЕССИВНОСТЬ – ЭТО СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ, ВЫРАЖЕННАЯ В ГОТОВНОСТИ К АГРЕССИИ. Вербальная (словесная) – когда насмешничают, иронизируют, обзывают, ругаются матом и т.дФизическая – когда дерутся, толкаются, колют друг друга острыми предметами, дергают за волосы и т.дМатериальная – когда вымогают деньги или другие вещи, воруют, портят личное имущество и т.д Частичное игнорирование – непринятие в некоторые виды деятельности (игры, разговоры и т.д)Полное игнорирование – бойкот.Другие виды психологического давления (когда заставляют делать за кого-то домашнее задание, давать списывать, принуждают к каким-то действиям и др.) Основными характерологическими особенностями агрессивных детей являются: Восприятие большого круга ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.Сверхчувствительность к негативному отношению к себе.Заранее настрой на негативное восприятие себя окружающими.Не оценивание собственной агрессии как агрессивное поведение.Постоянное обвинение окружающих в собственном деструктивном поведении.В случае намеренной агрессии отсутствует чувство вины. Ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию. Боязнь непредсказуемости в поведении родителей. Неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое внимание.Низкий уровень самоконтроля и саморефлексии.Положительное отношение к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.Не умение прогнозировать последствия своих действий. Факторы, способствующие становлению детской агрессивности. Плохие отношения с одним или двумя родителями.Дети чувствуют, что их в семье считают никуда не годными.Ощущение безразличия к своим чувствам.Отсутствие необходимой поддержки и заинтересованности их жизнью.Противоречивость требований к ребенку. Факторы воспитания и стиля общения взрослых: Противоречивость требований к ребенку.Собственные частые негативные эмоциональные состояния взрослых и отсутствие самоконтроля и саморегуляции с их стороны.Использование наказаний детей как способа отреагирования и разрядки взрослым собственных негативных переживаний (гнев, раздражение, обида…)Использований приказов, обвинений и угроз.Постоянное использование «Ты – сообщений» (как ты смеешь, ты опять…)Негативный стиль общения с ребенком.Вербальное оскорбление детей.Игнорирование чувств, желаний ребенка. Данный стиль общения нацеливает ребенка на борьбу и мстительное поведение. Средства массовой информации. За школьные годы дети проводят у телевизора более 15 тыс.часов и из них 13 тыс.часов наблюдают на экране насилие, смерть и жестокость, что «заражает» их агрессивностью «всерьез и надолго». Методы снятиянеблагоприятного состояния у подростка. Подавление – жестокое пресечение и ограничение действий и поступков ребенка, чтобы избежать тех из них, которые могут принести вред самому ребенку. Вытеснение – метод используется для устранения отрицательных проявлений через включение ребенка в деятельность. Игнорирование – отсутствие реакции на то или иное неблагоприятное состояние. Санкционирование – метод, предполагающий разрешение на проявление какого-либо состояния (апатии, грусти, скуки), несмотря на то, что оно отклоняется от социальных норм и ценностей. Концентрация на положительном – сосредоточение на позитивном в самом ребенке и в другом человеке, животном, предмете и т.д., против кого(чего) была направлена злость, агрессия, раздражительность или гнев. Ситуация успеха – инициирование проявления физических и духовных сил личности, максимальное развитие ее способностей. Высокая мотивация к сотрудничеству предполагает активизацию у подростка стремления заявить о себе, как о значимой, целеустремленной личности в среде одноклассников и взрослых(родителей, учителей). Под авансированием доверия можно понимать обещание (и обязательное выполнение обещанного) учителем помощи и поддержки подростку в формировании его нового образа в глазах окружающих. Под скрытой инструкцией понимается ненавязчивая помощь учителя подростку в сосредоточении на тех моментах, которые могут помочь подростку изменить мнение окружающих о себе. Социально-педагогическое внушение Высокая оценка поведения предполагает мониторинг поведения ребенка, подростка с обязательным подчеркиванием и высокой оценкой некой детали поведения, подтверждающей его работу над собой. Цель: снятие психоэмоционального напряжения, «разогрев». Участники перемещаются по помещению под музыку. По команде ведущего каждому участнику необходимо «поздороваться» различными частями тела (головами, плечами, кистями рук, локтем и бедром, и.т.д) с наибольшими количеством присутствующих. Цель: снятие психоэмоционального напряжения, регуляция психического и эмоционального состояния, сплочение группы. Перед началом упражнения можно ввести некоторую интригу о том, что открыт новый вид олимпийских игр, стремительно завоевывающий симпатии болельщиков. И сейчас каждому из нас посчастливится стать его непосредственным участником. Итак, участники сидят в кругу. Ведущий говорит о том, что мы попали в поросячьи бега, новый олимпийский вид спорта. Для того чтобы выиграть, нам нужно как можно быстрее передать «хрюк» по кругу. Сначала дайте возможность всем участникам потренироваться в хрюканьи. Затем сообщается, что игра на время. «Хрюк» передается от одного участника к другому с поворотом головы. Нужно постараться добиться рекорда. Цель: знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств. Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необходимыми словами. Это могут быть названия деревьев, рыб, цветов … Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты…». Например: «А ты – моя морковка». В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например «А ты моя радость». Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения. Цель: развитие навыков саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения. Под медитативную музыку все участники рисуют любые изображения, цветовые пятна в течение 10-15 минут.