Формы организации и проведения классных часов


Иванова И. Е.. Материалы к выступлению на педагогическом совете.
Классные часы. Формы состязательного характера
при проведении классных часов.
Главной формой внеклассной работы является классный час. Классный час – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.
Заместитель директора по УВР Шахова Н. Л. напомнила нам о том, в каких формах могут проводиться классные часы. Остановлюсь подробнее на формах состязательного характера.
К этой категории относятся любые мероприятия, предусматривающие состязание. Это могут быть конкурсы, викторины, смотры, турниры, КВНы.
Конкурс
Конкурсные программы - это соревнования в каком-либо виде человеческой деятельности, эффективная форма проведения классного часа. Конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков. В этом и заключается главный педагогический смысл конкурсных программ; развиваться можно, только сравнивая себя с окружающими, а конкурс - это и есть момент сравнения. Конкурсные программы позволяют: сформировать адекватную самооценку; развить волевые качества; воспитать эстетический вкус; самоопределиться в мире увлечений и профессий.
Этапы подготовки конкурса как формы проведения классного часа: Яркое название, которое может многократно повысить интерес к предстоящему конкурсу и вызвать желание участвовать в нем. Формулировка конкурсных заданий. Разработка условий и критериев конкурса, зафиксированных в положении о конкурсе. Виды конкурсных программ зависят от их содержания: конкурсы профессионального мастерства. В их структуре - театрализованная защита годовых планов работы, творческие дискуссии о перспективных и неперспективных формах работы, конкурсы поэтов-любителей; экологические конкурсы. Они направлены на расширение познаний о природе, природопользовании, на привлечение внимания к проблемам сохранения и развития растительного и животного мира; развлекательные конкурсы: "А ну-ка, парни!", "А ну-ка, девушки!", "Поле чудес", "Сто к одному"; шоу-конкурсы: "Конкурс красоты", "Мисс класса", "Мисс школы", "Ученик года"; конкурсы-викторины (тематические или театрализованные, интеллектуальные): "Что? Где? Когда?", "Умники и умницы"; конкурсы, в которых сочетаются и познавательность, и развлекательность, и творчество: "Джентльмен-шоу", "Хозяюшка". Викторина
Викторина - вид игры, заключающийся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания. Этапы подготовки и проведения викторины : Выбирается тема. Подбираются литература, игровые материалы. Учащиеся делятся на команды (не более 10 чел.), выбираются капитаны. Викторина проводится в несколько этапов, в которых задействованы все члены команд. Каждому ученику задается один вопрос от учеников команды-соперницы. В случае неверного ответа право ответа переходит к игроку противоположной команды. После проведения заключительного этапа викторины определяется общая сумма баллов каждой команды с объявлением команды-победителя.
Клуб веселых и находчивых
Клуб веселых и находчивых (КВН) - юмористическая игра, успешная форма проведения внеклассного мероприятия, в которой команды различных коллективов соревнуются в юмористических ответах на заданные вопросы, импровизациях на заданные темы, разыгрывании заранее заготовленных сцен и т. д. Этапы подготовки КВН: Формирование творческой группы (сценарист-режиссер, художник-декоратор, музыкальный руководитель, осветитель). Выбор основной темы и подтем для отдельных конкурсов ("визитная карточка", разминка, конкурс капитанов, музыкальный конкурс, домашнее задание). Подбор ведущего с учетом специфики мероприятия. Организация репетиционного процесса и предварительного просмотра выступлений команд, оказание методической и музыкально-оформительской помощи командам. Реклама (СМИ, афиши, пригласительные билеты). Проведение мероприятия.
Смотр
Смотр - публичный показ достижений и результатов какой-либо общественно полезной деятельности коллективов, групп и отдельных людей с последующей оценкой достигнутого уровня и награждением победителей. Это еще и творческая учеба - как для участников, так и для руководителей творческих коллективов. Смотр - это активизация клубной жизни и самодеятельных коллективов, придание нового импульса отдельным мастерам и исполнителям. Проведение смотров почти всегда связано с множеством концертных выступлений, передвижных и стационарных выставок, широким освещением достижений коллективов, групп и отдельных исполнителей в печати, на радио и телевидении. В период смотров проводится запись в кружки, студии, группы, на курсы, в секции и тому подобные объединения, а значит, оживляется культурно-просветительная работа в целом. Виды смотров как формы проведения классного часа: смотры духовых оркестров; смотры народных театров; смотры цирковых коллективов; смотры вокально-инструментальных ансамблей; смотры изобразительного искусства, любительских фильмов, художественной фотографии; в сфере научно-технического творчества устраиваются смотры научно-технического мастерства, смотры самодеятельной техники, смотры судовых и авиационных моделей.
Турнир
Турнир - это состязание и эффективная форма проведения классного часа. В турнире участвует четное число игроков. В первом туре пары разбиваются на две группы по рейтингам (группу сильнейших и группу слабейших), после чего пары составляются по принципу: сильнейший из первой группы против сильнейшего из второй, второй по силе из первой группы против второго по силе из второй и т. д. При нечетном числе игроков игрок, имеющий последний номер, получает в первом туре очко без игры. В следующих турах все игроки разбиваются на группы с одинаковым количеством набранных очков. Так, после первого тура групп будет три: выигравшие, проигравшие и сыгравшие вничью. Если в группе оказывается нечетное количество игроков, то один игрок переводится в следующую, ближайшую, очковую группу. Пары игроков для следующего тура составляются из одной очковой группы по тому же, что и в первом туре, рейтинговому принципу (лучший игрок из верхней половины группы по возможности встречается с лучшим игроком из нижней половины этой группы). При этом, однако, не допускается, чтобы одна и та же пара проводила в турнире более одной игры. Места в турнире распределяются по набранному количеству очков.
Проанализировав воспитательную работу за 2014 – 2016 годы, могу отметить, что в состязательной форме проводилось много классных часов: Конкурсная программа «Зимние забавы», «А ну-ка, парни», «Рыцарский турнир», «Шуточная апрельская викторина», викторина «Космическая азбука», «Своя игра», интеллектуальная викторина «Что? Где? Когда?» и другие мероприятия.
В этом учебном году запланировано проведение интеллектуального состязания «Брейн – ринг», викторины «Растения, животные и птицы родного края».
Кроме этого, формы состязательного характера я включаю и в другие классные часы. Например, 14 декабря мы проводили классный час «Здоровое питание» для учащихся 8-11 классов. Сначала побеседовали с ребятами о том, в чём заключается понятие «Здоровое питание», каковы его составляющие, какие, а какие вредны для человека. А затем учащихся поделили на 2 команды (по рядам). Ребята выбрали капитанов. И команды принимали участие в конкурсе «Кто быстрее составит пирамиду правильного питания», отвечали на вопросы викторины.
21 декабря в 9 классе был проведён классный час «Моя будущая профессия».
В беседе ребята узнали, чем необходимо руководствоваться при выборе профессии, познакомились с формулой успешного выбора профессии. Один из этапов классного часа заключался в проведении викторины «Узнай профессию по описанию».
Классные часы, проводимые в форме состязаний, позволяют разрядить атмосферу в классе, дать возможность ребятам показать знания, проявить свои таланты и возможности, пошутить.
Мастер – класс
Присутствующие делятся на 2 команды.(по рядам, кто где сидит). Необходимо выбрать капитана и придумать название команды и девиз.
Далее ведущий задаёт командам вопросы по очереди, если команда не отвечает, отвечают соперники. За правильный ответ – жетон. Подсчитываем очки, выявляем победителя.
Вопросы для викторины
В каком месяце женщины разговаривают меньше? (в феврале, потому что в феврале 28 дней)
2.У трёх братьев по одной сестре. Сколько детей в семье? (Четверо)
3.От этих рек произошли фамилии литературных героев. (Онега, Лена, Печора)
4.Если курица стоит на одной ноге, она весит ровно 2 кг. А если стоит на 2 ногах?
5.Какие часы только два раза в сутки не врут? (Те, которые стоят)
6.У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 передние, 2задние. Сколько ног у животного?
Молодцы, вы отлично справились с заданиями.
Победила дружба.