Рабочая программа с применением техник арт-терапии Жизнь без агрессии (8-11 лет)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В условиях современной школы огромное внимание уделяется всестороннему гармоничному развитию личности каждого ребенка. Такой подход имеет большое значение в работе с трудными детьми, т.к. эта проблема является очень актуальной.
Если в былые годы "трудными детьми" становились по преимуществу подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 8-11 лет. В настоящее время даже по отношению к детям-дошкольникам педагоги и воспитатели применяют выражение: "трудный ребенок». Что же тогда говорить о детях, обучающихся в классах ТНР и ККО: неблагополучие в интеллектуальном, эмоциональном, нравственном развитии, а также наличие медицинского диагноза трансформируются в проблемы обучения и поведения - нарушения эмоционально-волевой сферы.
В последнее время все чаще в школах стали применяться методы арт - технологий. Термин «АРТ-ТЕРАПИЯ» (art – искусство, art therapy – лечение искусством) означает лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психоэмоционального состояния.
Арт-терапия имеет большое значение при работе с трудными или психически неуравновешенными  детьми. Она предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию или какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом.
С помощью различных форм искусства на психику ребенка оказывается самое щадящее и положительное воздействие. В истории арт-терапии не зафиксировано ни одного случая отрицательного результата терапии.

Педагогическое направление арт-терапии – имеет неклиническую направленность, рассчитано на потенциально здоровую личность, и на первый план выходят задачи развития, воспитания и социализации – это забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.
Практическое значение применения техник арт-терапии в образовании большое: участники приобретают ценный опыт позитивных изменений, постепенно происходит самопринятие, гармонизация личности, личностный рост, развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей и чувств, улучшается общая атмосфера в группе, расширяются связи с другими детьми.

Цель программы:
обеспечение эмоционального благополучия ребенка (снижение агрессии и тревожности). Научившись выражать свои чувства, ребенок начинает лучше понимать других, учится преодолевать робость, страх перед тем, что не получается.
укрепление психического здоровья ребенка;
профилактика асоциального поведения ребёнка.
Основные задачи программы:

Снижение импульсивности, тревоги, агрессии.
Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей.
Воспитание межличностного доверия и группового сотрудничества.
Развитие познавательных процессов.
Развитие чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов.
Расширение эмоционального опыта
Развитие умения экспериментировать.

Особенности программы

Детей не учат рисовать - смысл психологической арт-терапевтической работы в том, что дети получают возможность выразить себя, могут делать то, что в обычной жизни им строго запрещено. В результате удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия, которая обычно тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее и расслабленнее. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству.
В результате работы в данном направлении возникает положительный эмоциональный настрой группы, у детей облегчается невербальный выброс негативных эмоций. Проработка негативных эмоций позволяет снимать тревогу, отыгрывать агрессию и злость, искать ресурсы для дальнейшего развития. Такая деятельность способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, снижает утомляемость, развивает потенциал личности и повышает групповую сплочённость.

Возраст детей: 8 – 10 лет

Тип воспитательной системы: социальная ориентация. В основе системы следующий комплекс приоритетных ценностей: справедливость, общество, коллектив, демократия, совместный труд. В данной воспитательной системе воспитание рассматривается как процесс целенаправленной социализации подрастающих поколений.

Вид воспитательной системы:

Основные компоненты ценностно-смыслового ядра
Вид воспитательной системы
Основные характеристики данного вида воспитательной системы

1. Личность.
Воспитательная система развития личности.
Наличие личностного идеала, целевые программы и проекты, направленные на формирование отдельных личностных качеств.

2. Коллектив.
Воспитательная система – коллектив.
Создание коллектива.

3. Созидательный труд.
Воспитательная система – созидание.
Осуществление созидательной деятельности различной направленности.

4. Справедливость и внимание.
Воспитательная система – справедливое сообщество
Обеспечение внимания к каждому учащемуся, разрешения возникающих конфликтов по справедливости, оперативное рассмотрение детских обид.


Цель воспитания:

Цель воспитания направлена на воспитание гражданина, которого можно охарактеризовать следующими качествами:
Соблюдать принципы равноправия и ненасилия в процессе взаимодействия с людьми;
Осознание и принятие ценности человеческого общества, социального взаимодействия, свободы и демократии;
Справедливость по отношению к людям;
Гражданин и патриот России, успешно выполняющий весь спектр социальных ролей: ученика, семьянина, жителя своего города, члена детского сообщества, гражданина своего Отечества, человека мира;



Используемые педагогические технологии: коллективной творческой деятельности, ролевой игры, социального проектирования, тренинга и другие.

Ключевое направление работы:
Социальная адаптация учащихся, направленная на формирование умения выполнять социальные требования и решать различные социальные проблемы.
Социальное творчество учащихся, направленное на преобразование окружающих социальной среды и самих себя;

Компоненты воспитательной системы:
Создание системы и социально-педагогической помощи и поддержки учащихся;
Социально-психологические тренинги;
Система обучения социальным навыкам (общение и коммуникация, самореализация);



Основными результатами воспитательной деятельности являются:
Высокий уровень сформированности коммуникативной культуры;
Сплоченность коллектива;
Широкие социальные связи

Методы отслеживания прогресса в достижении воспитательных результатов:

Изменение статуса воспитанника в объединении
Тестирование уровня социальной адаптации и сформированности ценностных ориентаций;
Оценка со стороны представителей ближайшего социального окружения (классный руководитель, родители и пр.)



Режим занятий

Первый этап. Настрой
Второй этап. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений
Третий этап. Индивидуальная изобразительная работа
Четвертый этап. Активизация вербальной и невербальной коммуникации
Пятый этап (не всегда). Коллективная работа в малых группах
Шестой этап. Рефлексивный анализ

Заключительный этап предполагает рефлексивный анализ в безопасной обстановке. Здесь обычно присутствуют элементы спонтанной «взаимотерапии» в виде доброжелательных высказываний, положительного программирования, поддержки. Атмосфера эмоциональной теплоты, эмпатии, заботы позволяет каждому участнику арт-терапии пережить ситуацию успеха в той или иной деятельности. Участники приобретают положительный опыт самоуважения и самопринятия, у них укрепляется чувство собственного достоинства, снижается агрессивность, постепенно корректируется образ «Я». В завершение необходимо подчеркнуть успех всех и каждого.

В результате занятий
Учащиеся должны овладеть:
Способами разрядки агрессии, гнева
Способами снятия эмоционального и мышечного напряжения
Приемами эффективного межличностного взаимодействия
Учащиеся должны научиться:
Понимать и осознавать свое «Я»
Адекватно оценивать себя
Контролировать свои непосредственные побуждения и импульсы
Выражать свою индивидуальность в творческой деятельности
Эффективно сотрудничать в группе (создавать коллективные произведения)
Экспериментировать в творчестве





























Учебно-тематический план

Год обучения: первый

Учебная нагрузка: 2 часа в неделю

№ темы
Название темы
Теория
Практика
Всего
часов

1
Введение. Диагностика эмоционального состояния учащихся.
1 .Организационные моменты. Знакомство
2.Инструктаж по технике безопасности.
3. Диагностика эмоционального состояния: «Несуществующее животное»
4. Диагностика эмоционального состояния: тест тревожности
2
2
4

2
Техники снятия эмоционального напряжения. Рисование с релаксацией.
5-6. Техники художественной релаксации (работа с линиями)
7- 10. Снижение тревожности (изо-тренинг)

1
5
6

3.
Способы снятия эмоционального напряжения, агрессии.
11-12. Отработка негативных эмоций. Техники работы с пластилином,
13 -16 Отработка негативных эмоций. Техники работы с соленым тестом.
17-20. Отработка негативных эмоций. Работа с бумагой - коллаж.
21 – 22.Работа с чувствами.» Мозайка чувств»
23-26. Отработка негативных эмоций. Работа с бумагой 27-28. Коллективное творчество: «Моя мечта»
2
16
18

4.
Развитие позитивных эмоций. Работа с цветом.
29-30.Изучение техники кляксы. Выбор цвета.
31 -32. Работа с эмоциями с помощью техники дорисовывания картинки .
33 – 34. Групповое творчество с помощью техники цветных пятен
35-40. Психокоррекция негативных эмоций цветом (синий, желтый, красный, зелёный)



2
10
12

5.
Отработка чувств. Работа со сказками.
41.Рисование сказки. Известные Герои сказок, их чувства.
42.Цветы, птицы и животные в сказках. Их чувства
43-48. Сказкотерапия (проигрывание сказок)
49-50. Создание сказки о дружбе в классе
2
8
10


6.
Работа с реальным и желаемым образом себя. Развитие самопринятия.
51. Психотехника: «волшебный телескоп»
52. Психотехника: «Если бы я был волшебником...»
53-54. Психотехника: «Если бы добро носили в кармане...»
55-56.Создание адекватного образа «Когда у меня будет»

1
5
6

7.
Укрепление адекватной самооценки.
57-60. Работа с личными ассоциациями. «Кто я, какой я для других»
61-62. Что такое дружба? Групповая работа
1

5
6

8.
Развитие коммуникативной культуры через коллективное творчество.
63-64. Составление рассказа о жизни класса. Послание в будущее.
65-66. Рисуем праздник!
67-68. Газета « Наш цветной мир!»
1

5
6

9.
Заключение курса. Итоговая диагностика.
69. Заключительное занятие. Демонстрация получившихся работ.
70-72. Диагностика эмоционального состояния учащихся.
1
3
4



Всего учебных часов в год:

72





Содержание программы

Принципы программы:

1.важнейший принцип одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности ребенка независимо от их содержания, формы и качества.
2.Занятия построены на синтезе нескольких видов восприятия и воображения. Детям предлагается «шагнуть» в глубь изображения, к звенящему ручью или на лесную поляну, представить себя бабочками, вдыхающими аромат цветов; гусеницами, пробирающимися сквозь траву; птицами, парящими в воздухе
3.На занятиях постоянно создается ситуация успешности каждого ребенка. Такой подход помогает детям свободно выражать свои мысли и чувства. Нужно принимать ребенка с уважением и вниманием, таким, каков он есть, это поможет установить контакт с ребенком и добиться успеха. Дети открывают свои души только тогда, когда чувствуют себя в безопасности.
Методы проведения программы

Изотерапия в работе с детьми. Рисование - мощное средство самовыражения, особенно для ребенка с проблемами в развитии и поведении. Составной частью занятий является содействие нормальному развитию и личностному росту ребенка. При работе с изобразительными материалами предлагается детям для изображения объектов использовать линии, формы, легкие и жирные мазки, длинные и короткие штрихи, яркие, темные и матовые цвета, длинные и короткие, тонкие и толстые фигуры.
Работа с пластилином, глиной
Принято считать, что пластичные материалы (глина, пластилин, тесто) в наибольшей степени подходят для выражения сильных переживаний, агрессивных чувств, страхов
Работа с бумагой – коллаж
Использование техники коллажа нередко помогает преодолеть неуверенность, ситуативную тревожность человека, связанную с отсутствием, по его мнению, художественного таланта. Коллективная работа над созданием коллажа проясняет взаимоотношения в группе.
Сказкотерапия. Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок:
1.Сказки являются основой для формирования «нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти». 2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителе информации: 1) о жизненно важных явлениях; 2) что происходит с человеком в разные периоды его жизни; 3) какие «ловушки», искушения, трудности, препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться; 4) как приобретать и ценить дружбу и любовь; 5) какими ценностями руководствоваться в жизни; 6) как строить отношения с родителями и детьми; 7) как бороться и прощать. 3. Сказки дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, передают знания о мире, о человеческих взаимоотношениях.
Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки, это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире.

Музыкальная терапия с детьми. Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, возникших у детей по разным причинам. Сеансы музыкотерапии позволяют создать условия для эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряженность. Варьирование на занятиях знакомых и незнакомых произведений, их громкости, скорости дает возможность направленной работы с разными детьми. Музыка помогает ребенку расслабиться. Расслабившись, ребенок выстраивает с помощью слов психолога приятные ему образы, «оживляет» приятные воспоминания, которые помогут ему справиться с имеющимся напряжением по какому-либо поводу.
Техническое оснащение занятий.
Для проведения занятий нужны различные материалы, такие как карандаши, фломастеры, восковые мелки, пастель, художественный уголь, краски, гуашь. Необходимы кисти разных размеров, палитра, баночки с водой, губка. Потребуется бумага различных цветов, оттенков, формата, плотности и текстуры, картон, фольга, клей, скотч, ножницы, нитки, веревки.

Для коллажей понадобятся старые журналы, репродукции, фотографии.

На некоторых занятиях используются ткани, глина, пластилин, специальное тесто, природные и иные материалы для создания объемных композиций.

Кроме того, требуется музыкальное сопровождение.










Литература



Грехова А.В. Педагогические возможности использования элементов арт-терапии на уроках искусства. – М., 2003

Копытин А.И. Системная арт-терапия. - М.: 1999

Копытин А.И., Свистовская М.А. Арт-терапия детей и подростков.- М.: 2001

Сьюзан Коган. Оздоровление звуковым и изобразительным искусством. – М.:1996

Постоева Л.Д., Лукина Г.А. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4 – 6 лет.- М.: 2006












Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415