Методика проведения классных часов

Формы внеклассной работы
Доклад учителя начальных классов Кочесоковой Х.М.
Одной из главных форм внеклассной работы был остается классный час. Содержание и методика проведения классного часа зависят от возраста школьников, а также о цели и задач которые ставят классные руководители. Классный час может, проводится в различных формах. Задача классного руководителя разнообразить эти формы по содержанию и методику проведения, добиваясь при этом решения конкретных и перспективных задач по воспитанию.
Советы по организации классного часа.
Содержание классных часов следует строить так чтобы, постепенно переходить от предметной информации к ее оценке, от общих оценок – к развернутым суждениям.
В процессе обсуждения поставленных вопросов классный руководитель должен быть очень внимателен к выступлениям учащихся, должен вносить нужные коррективы, ставить дополнительные вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильные решения нравственной проблемы.
Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за их вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить острый вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности и т.д.
Преимущества хорошо организованного и продуманного классного часа очевидны. Классный час, или лучше его называть час общения, играет очень большую роль в жизни учащихся, если он задуман интересно и необычно.
Преимущество первое. В рамках классного часа можно общаться одновременно со всеми учащимися класса, слышать их мнение по проблеме разговора, наблюдать за их реакцией.
Преимущество второе. Результативность классного часа состоит и в том, что он может влиять как мнение большинства учащихся, так и на мнение небольшой группы ребят. Иногда, в ходе индивидуальной работы с учеником, учитель часами не может добиться такого успеха, который можно подростков, мнение сверстников бывает важнее мнения самого авторитетного взрослого.
Преимущество третье. Классный руководитель с помощью классного часа создает определенные условия, с помощью которых он может спрогнозировать результативность воспитательной работы.
Преимущество четвертое. Час, на котором решаются разные проблемы, позволяет видеть учеников в естественной атмосфере общения и решать серьезные нравственные задачи.
Классный час важен еще и тем, что он проводится еженедельно и включается в школьное расписание. Лучшее всего, если классный час поставлен в школьном расписании в субботу, между третьим и четвертым уроками. Это дает возможность классному руководителю чаще встречаться с родителями учащихся, которые в субботу имеют больше свободного времени для посещения школы.
Проведение классного часа в субботу дает возможность обсудить те проблемы и разрешить те конфликты, которые накопились у ребят за учебную неделю. Иногда слышишь, что в школе требуют, чтобы классный час длился по времени 45 минут, как школьный урок. Но не всегда так получается, иногда общение с ребятами занимает 20 минут, а иногда – гораздо больше времени. Количество затраченного на классный час времени зависит от темы часа, его цели, предполагаемого результата, возраста участников классного часа, формы его проведения, ситуации жизни и развития классного коллектива.
Классный час не должен проводиться в назидательном тоне, а классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать свое мнение, выступить с критикой. Свободная манера общения учащихся во время классного часа способствует желанию учащихся жить интересами коллектива, стимулирует к самосовершенствованию и саморазвитию.
Для того чтобы классный час был интересен всем учащимся, у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам можно назвать темы всех классных часов, планируемых в классе. Каждому учащемуся дается право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем – то для него интересен.
Группа учащихся по подготовке классного часа анализирует вместе с классным руководителем материалы, необходимые для его проведения, готовит концертные номера, если это необходимо, оформляет приглашения и т.д. Результат классного часа очень часто во многом зависит от степени заинтересованности в нем самого классного руководителя.

15