Исследовательский проект по ЗОЖКлассный час по ЗОЖПроект Жизнь без наркотиковПроект жизнь без наркотиковИсследовательская работа по правам ребенкаПрезентация «Уголок природы.Апрель»

МОУ «Яснозоренская СОШ»








Исследовательская проект
«Здоровое питание – здоровый образ жизни»


Выполнила: Белоусова Ирина Викторовна, социальный педагог














Исследовательский проект
«Здоровое питание – здоровый образ жизни ».

Обоснование темы проекта «Как нам вырасти здоровыми», выполненного социальным педагогам МОУ «Яснозоренская СОШ» в рамках предмета «Разговор о правильном питании».
Руководитель проекта Белоусова И.В.
Как и когда возникла идея проекта.
Каждый год с обучающимися МОУ «Яснозоренской СОШ» ведется «Разговор о правильном питании» по программе о правильном питании.
За первый год изучения этой программы ребята нашей школы очень хорошо усвоили, какие продукты являются полезными (а значит, их надо чаще употреблять в пищу), а от каких продуктов лучше стараться воздерживаться. Так же мы учились составлять правильное меню на день и выясняли, какие продукты необходимы для растущего организма. В этом учебном году я продолжила работу по данной программе. Ребята нашей школы уже знают: что надо есть в разное время года, как правильно питаться, если занимаешься спортом и ещё много интересных и очень важных для здорового образа жизни тем.
Почему была выбрана именно эта тема.
Ребятам так понравилась эта программа, что я решила систематизировать и расширять наши познания о здоровом образе жизни. Нашими исследованиями заинтересовались и родители – ведь им не безразлично, какими вырастут их дети. Они тоже решили включиться в нашу программу.
Поэтому актуальность выбранной темы проекта очевидна; и мне, и детям и родителям хочется, чтобы дети выросли здоровыми и в дальнейшей взрослой жизни вели здоровый образ жизни.
Проблема (выбор темы проекта) заключалась в том, чтобы обобщить уже имеющиеся у меня знания и расширить представление о здоровом образе жизни, продуктах, полезных для растущего организма.
Это и позволило сформулировать тему проекта «Здоровое питание – здоровый образ жизни».
Объектом изучения стал образ жизни среднего звена школьника (7-е классы), его режим питания.
Предметом - правильно подобранное меню, режим дня школьников и образ жизни в целом.
Цель моего проекта: развитие мышления детей в процессе работы над изучаемым материалом по здоровому питанию.
Гипотеза моего исследования основана на предположении: чтобы вырасти здоровым человеком надо с детства вести здоровый образ жизни, правильно питаться, соблюдать режим дня.
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи проектной деятельности:
- расширить представление ребят о подборе продуктов, необходимых для растущего организма, распорядке дня школьника;
- обобщить изученный материал с помощью творческих работ (рисунков, стихов, сочинений).
- подключить к данным исследованиям родителей, родственников, друзей и знакомых.
Выводы:
В результате работы над проектом обучающиеся пришли к выводу:
Чтобы вырасти здоровыми надо с детства стараться правильно питаться, соблюдать режим дня, стараться каждый день бывать на свежем воздухе.
И главный вывод: здоровый образ жизни детей – это здоровое будущее страны!
Методы исследования:
- Анализ научной литературы;
- наблюдение;
- анкетирование;
- интервью;
- сравнение полученных результатов.
Было решено – сделать этот проект семейным. Для этого обучающиеся 7-х классов, совместно с родителями разделились на творческие группы:
Литературная – члены этой группы сочиняли стихи, писали мини-сочинения о здоровом питании.
Художественная – эта группа изготавливала поделки и рисовала рисунки.
3.Группа репортёров – занималась подбором фотографий из семейного архива и освещением хода работы по проекту.
4. Координационная группа – занималась оформлением проекта в компьютерной графике.




















Глава 1.
Результаты исследования.

Научные данные о здоровом питании.
Школьный возраст является наиболее чувствительным к особенностям организации питания. Установлено, что только за счёт правильно организованного питания в школьном возрасте можно добиться увеличения роста у ребёнка на 2-4 см.
При недостатке пищи замедляется рост и развитие организма, поэтому детям необходимо рациональное питание.
Рациональное питание – это соответствие количества и качества пищи потребностям организма.
Соблюдение режима питания – одно из необходимых условий рационального питания. Важно не только что и сколько мы едим, но также когда и как часто.
Режим питания предполагает приём пищи в определённое время. Благодаря этому повышается эффективность процесса пищеварения, пища лучше усваивается. Школьник должен есть не реже 4 – 5 раз в сутки, в зависимости от нагрузки. Перерывы между приёмами пищи – не более 4-5 часов. Это объясняется тем, что в организме ребёнка происходят активные процессы роста и созревания. Всё это требует большого расхода энергии и, соответственно, потребления пищи.
Распределение калорийности суточного рациона имеет следующий характер: 25-30% на завтрак, 35-50% на обед, 5-10% на полдник, 20-25% на ужин. Оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов в рационе составляет 1:1:5. Рацион питания должен быть разнообразным, одни и те же блюда не должны повторяться в течение дня.
В рационе школьника количество белков должно составлять 77 граммов, при этом на животные белки должно приходиться не менее 50%. Если же ребёнок занимается спортом, то это количество должно быть увеличено до 60%. При недостатке белков, особенно животного происхождения, у детей отмечается быстрая утомляемость, замедляется рост.
Наиболее богато белками мясо говядины, телятины, кур, цыплят. Наряду с мясом источником белка является рыба, яйца, молочные продукты.
Детям необходимы и полноценные жиры – сливочное и растительное масло. Всего количество жиров в дневном рационе должно составлять 79 граммов, при этом жиры растительного происхождения – до 20%. Сливочное и растительное масло лучше использовать в натуральном виде, то есть без тепловой обработки.
Витамины и минеральные вещества – важнейшие компоненты рациона питания детей. Витамины – жизненно необходимые вещества, недостаток которых вызывает сначала недомогание, а затем и различные заболевания. Кстати, многие витамины усваиваются только в присутствии жиров, поэтому растительные масла нужно использовать в качестве заправки для салатов. Ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуется в организме человека, и не накапливается, а поступает только с пищей. Вот почему ягоды, фрукты и овощи должны быть в рационе ребёнка регулярно.
Важным источником углеводов являются крупы. Легкоусвояемые углеводы содержаться и в кондитерских изделиях, мёде, шоколаде. Они способны очень быстро восстановить недостаток углеводов в организме, утолить чувство голода. Значительное содержание углеводов и в растительной пище.
Особое значение сегодня приобретает йодирование пищи. Дело в том, что большая часть населения нашей страны (в том числе и наш регион) недополучает этот микроэлемент с пищей. Йод необходим нашему организму. Если йода не хватает ребёнку – это прямая угроза резкого отставание в умственном развитии. Здесь помогут йодированные продукты. Лучше, если дети будут, есть йодированный хлеб, пользоваться йодированной солью.
Вода – важнейшая составная часть человеческого организма. Она составляет до 70% массы тела человека и обеспечивает протекание важнейших жизненных процессов. Без воды человек может прожить не больше 2-3 дней. Потребность в жидкости особенно велика в период роста организма. Дело в том, что благодаря жидкости происходит лучшее усвоение питательных веществ. Школьнику в сутки нужно употреблять приблизительно 2 литра жидкости. Источником жидкости являются не только напитки, но и другие блюда, которые использует ребёнок ежедневно. Дети, которые занимаются спортом, нуждаются в дополнительном количестве жидкости.
Ещё один важный момент, который следует учитывать при составлении меню ребёнка – это возрастное формирование организма. Во время роста организму необходимо много белков – для строительства тела. Во время развития – углеводов и жиров, которые участвуют в созревании органов и тканей. Поэтому, ребёнок на разных этапах может, к удивлению взрослых, менять свои вкусовые предпочтения, переключаясь на какой-то определённый вид пищи.
Здоровое питание заключается не только в правильно выбранных продуктах, но и в выполнении режима питания. Совместно с обучающимися я составила режим питания для 1 и 2 смен школьников.
Типовой режим питания школьников.

1 смена. 2 смена.

Завтрак дома – 7.30-8.00 Завтрак дома 8.00- 8.30

Горячий завтрак в школе – 10.00 – 10.30 2 завтрак дома – 11.00 – 11.30

Обед дома – 14.00- 14.30 Горячий обед в школе – 14.00- 14.30

Полдник – 16.30- 17.00 16.30 – 17.00

Ужин – 19.00 – 19.30 19.00-19.30


Глава 2.
Наши исследования.

Поставив перед собой столь серьёзный вопрос и изучив соответствующую литературу, я провела анкетирование в 7-х классах. Обучающиеся ответили на вопрос «Как надо питаться, чтобы вырасти здоровыми».
Вот какие результаты у нас получились: на вопрос отвечали 25 человек.

Таблица 1.
Анкета «Как надо питаться, чтобы вырасти здоровыми».

Мнение отвечающих.
Количество ответов.

Надо есть овощи и фрукты.
25 человек.

Употреблять пищу, богатую белками (молочные и мясные продукты, рыбу).
25 человек.

Делать зарядку, соблюдать режим питания.
25 человек.

Заниматься спортом и гулять на свежем воздухе (чтобы был хороший аппетит).
25 человек.



Из результатов таблицы 1 я сделала вывод, что ребята уже многое знают о здоровом образе жизни, полезных продуктах питания. Мне хотелось бы продолжить накопление этих знаний и поделиться ими с другими.
Многие ребята защищали свои мини-проекты, рассказывая, как они представляют здоровый образ жизни и здоровое питание.
Затем я провела игру-интервью среди родственников и друзей, задавая им такой же вопрос.



Таблица 2.
Анкета «Как надо питаться, чтобы быть здоровым»
Ответы опрашиваемых.
12-15 лет.
16-30 лет.
31-50лет
51-67

1. Употреблять в пищу больше молочных продуктов, каш.
2 человека
2 человека
5 человек
8 человек

2. Есть продукты, богатые белками – мясо, рыбу, яйца.
2 человека
4 человека
3 человека
5 человек

3. Больше есть овощей и фруктов.
5 человек
6 человек
7 человек
10 человек

4. Соблюдать режим питания, вести здоровый образ жизни.
4 человека
6 человек
5 человек
8 человек



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Всего было опрошено 45 человек от 12 до 67 лет. Из 2 таблицы видно, что люди разного возраста имеют представление о здоровом питании, особенно люди старшего поколения. Моя задача – донести до детей школьного возраста, что соблюдать режим питания, употреблять в пищу полезные продукты надо уже с детства. Только тогда во взрослой жизни будешь иметь хорошее здоровье.
В течение недели ребята 7-х классов отмечали в специальном дневнике знаком + те полезные продукты, которые ели. В конце недели каждый посчитал количество +, которые поставил в каждой строке. Этот дневник показал мне и родителям, на какие продукты надо обратить внимание и чаще употреблять их в пищу.
Таблица 3.
Дневник наблюдений
Название
продукта
понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
суббота
воскресенье
результат

Молоко









Кисломолоч-ные продукты









Творог









Масло









Овощи









Фрукты









Хлеб









Рыба









Мясо









Каши









Мучные и макаронные изделия










Кроме исследовательской работы я провела и творческую работу о необходимости полезных продуктов. Сколько замечательных рисунков и поделок сделали ребята совместно со своими родителями! А какие замечательные получились стихи!



Захарова Эвелина
Ешьте много овощей,
Пейте сок фруктовый.
Про кефир не забывайте
Молоко употребляйте.
Творог вкусный не помеха
Для здоровья и успеха

Тукалова Полина
Молоко я часто пью, ем я суп и ем котлеты.
Но конфеты я люблю, обожаю я конфеты!
Мне конфеты есть не лень, есть могу их целый день.
Ведь не ест конфеты кот, кролик в рот их не берёт.
Только наш щенок Антошка ест конфеты понемножку.
И решила я тогда: буду есть их иногда.
Буду есть их как Антошка – иногда и понемножку.
И конечно, чистить зубы буду я два раза в день!
Раз не лень мне есть конфеты, зубы чистить мне не лень
Маркова Дарья
Я хочу рассказать, как вести здоровый образ жизни. Что для этого надо сделать? Нужно заниматься зарядкой каждый день, стараться есть только полезные продукты, соблюдать режим дня. А для чего нужно здоровье? Здоровье нужно для того, чтобы не болеть, чтобы быть здоровым и крепким. Нужно ли думать о здоровье? Здоровье - самое главное в нашей жизни. Когда человек здоров, он может заниматься любимыми делами и ничего его не отвлекает. Надо думать о здоровье с детства.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



Заключение

Результатом всех моих исследований стало примерное меню на неделю, которым я предлагаю воспользоваться всем желающим.



Понедельник.
Завтрак
Каша манная на молоке, хлеб с маслом, сыр, чай.

Обед
Салат из овощей, суп гороховый с гренками, картофельная запеканка с мясом, компот из яблок.

Полдник
Молоко, булочка, груша.

Ужин
Рыба запечённая, рис, чай, йогурт.


Вторник.
Завтрак
Сырники со сметаной, хлеб с маслом, кофе с молоком.

Обед
Салат из свежих овощей, суп рыбный, гуляш в сметанном соусе с вермишелью, яблоко, компот из ягод.

Полдник
Пирожки с капустой, чай.

Ужин
Запеканка творожная, кефир, апельсин.





Среда.
Завтрак
Вермишель на молоке, хлеб с маслом и сыром, чай, конфета шоколадная.

Обед
Сельдь с луком, щи со сметаной, печень тушеная со сметанным соусом, картофельное пюре, компот из абрикосов.

Полдник
Булочка, чай, яблоко.

Ужин
Мясная запеканка с картофелем, кефир, банан.


Четверг.
Завтрак
Каша пшённая на молоке, какао, бутерброд с сыром.

Обед
Салат из овощей, суп вермишелевый на курином бульоне, курица отварная с картофельным пюре, компот из ягод.

Полдник
Ватрушка, чай, сливы.

Ужин
Омлет, чай, печенье, йогурт.


Пятница.
Завтрак
Яйцо вареное, какао с молоком, хлеб с маслом и сыром.

Обед
Салат из свежей капусты, борщ со сметаной, бефстроганов в сметанном соусе с гречневой кашей, груша, чай.

Полдник
Печенье, молоко, шоколадная конфета.

Ужин
Котлета рыбная с картофельным пюре, компот из сухофруктов, яблоко.







Суббота.
Завтрак
Каша пшённая со сгущённым молоком, чай с молоком, маленькая шоколадка.

Обед
Сельдь с луком, щи из свежей капусты, тушёнка с гречневой кашей, компот из яблок.

Полдник
Булочка, молоко, сливы.

Ужин
Пудинг творожно-манный с джемом, кефир, груша.


Воскресенье.
Завтрак
Каша гречневая на молоке, бутерброд с сыром, какао с молоком, конфета шоколадная.

Обед
Салат из свежих овощей, суп рыбный, котлета с картофельным пюре, апельсин, компот из груш.

Полдник
Запеканка творожная, чай, яблоко.

Ужин
Сосиска с тушёной капустой, чай, йогурт.


Завершая проект, могу с уверенностью утверждать: если ребёнок с детства будет знать, как надо правильно питаться – он и, будучи взрослым человеком, будет придерживаться здорового питания. А это значит – он будет полноценным гражданином своей страны.










Список литературы:

М.М. Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева
Методическое пособие для программы «Разговор о правильном питании».
Т.А.Тухватулина – главный педиатр Департамента здравоохранения Администрации Томской области
«О состоянии здоровья школьников Томской области».
О.И.Лукуц – врач-диетолог НИИ кардиологии РАМН
«Мы – суть того, что едим».






















13PAGE 15


13PAGE 141515











Есть овощи и фрукты:
28 человек

Употреблять пищу, богатую белками:
14 человек

Употреблять в пищу больше молочных продуктов:
17 человек

Ответы опрашиваемых.



15