Презентация к уроку краеведения Сабантуй


сабантуй Помимо мусульманских праздников которые отмечались поскользящему лунному календарю, в традиционной праздничной культуре татарзаметное место занимали народные праздники и обряды, проводимые вопределенное время года, и, как правило, связанные с тем или инымэтапом сельскохозяйственных работ. Самый главный из этих праздников - Сабантуй. Сабан" в переводе с татарского означает "плуг", а "туй" - это праздник. Сабантуй - праздник в честь окончания посевных работ Сабан" в переводе с Основные моменты, характерные черты его заключались в следующем.Накануне праздника по сложившемуся ритуалу собирали подарки для одаривания победителей предстоящих состязаний. На следующий день -кульминация праздника. У каждого аула было свое излюбленное место его проведения - Майдан, имеющее ровную, хорошую просматриваемую площадку, окруженную деревьями, кустарником. Все желающие жители аула (а это были все, кто мог присутствовать!) и гости в самыхлучших одеждах прибывали сюда кто пешком, кто на подводе, семьями,группами, поодиночке, со своими музыкантами.Основные состязания - борьба на кушаках - курэш (борьба). В качестве кушака используется полотенце. Борцы обхватывают друг друга за талию полотенцем, и таким образом ведут борьбу. Начинали состязание два мальчика 5-6 лет или два старика. Их одаривали. Это зачин, затравка.Затем поочередно борются мальчики постарше, юноши, мужчины среднего возраста. Тот, кто сумел положить на лопатки своего противника,получал подарок.Поединок продолжался до тех пор, пока один из борцов не становился побежденным. После нескольких удачных схваток победитель становился претендентом на звание сильнейшего борца - батыра. Таких набиралось несколько человек. И их борьба становилась кульминационным моментом схваток. Батыр получал одно из лучших полотенец, подаренных молодушками, один из лучших призов.Пока набирала силу борьба, чуть в стороне проводились состязания по бегу.  Завершали состязания скачки. Участие в них считалось престижным,поэтому на скачки выставляли коней все, кто мог. Наездниками былимальчики лет 8-12, дистанция - 5-8 км. В целях безопасности финишрасполагался в стороне от основного места состязаний, однаконаграждение проходило на Майдане. Кстати, награждали всех участниковскачек, правда, ценность подарков была различной. Пришедшейпоследней лошади, как правило, привязывали полотенце, специальнооговоренное дарительницей, чтобы "утешить ее". Считалось, что онаплачет - елый, имеш. Неотъемлемым элементом сабантуя были вечерние молодежные игрища.Их устраивали либо на месте Майдана , либо на традиционных места игрищ,где-нибудь за околицей, на лугах. Отличие Сабантуя от Майдана, кроме сроков проведения, заключалось ив том, что непременной, составной частью первого, начинающей,собственно, праздничное время, являлся подворный сбор детьмикрашеных яиц. Красили их накануне в отваре луковой кожуры, взависимости от концентрации которого получался цвет яиц отзолотисто-желтого до темно-коричневого. А выходили собирать ранотром. Дети заходили в дома с пожеланием, чтобы куры хорошо неслись,был урожайным год, предваряя эти пожелания фразой: "Пусть легкойбудет моя нога" - Аягым жинел булсын. Считалось, что если первым вдом в этот день войдет человек "с легкой ногой", то год будетблагополучным. Кстати, подобный обряд бытовал и во всех мишарскихаулах, но имел там конкретную дату проведения. Обряд был приурочен к Пасхе Время проведения этого праздника - один из воскресных дней июня.Обогатилась программа состязаний, в том числе и за счет включения многочисленныхшуточных состязаний, в которых активное участие принимают женщинывсех возрастов, которые в прошлом были лишь зрителями. Кромеспортивных состязаний проводятся и состязания певцов, танцоров.Выступают участники художественной самодеятельности, артисты.Подарки победителям-в основном за счет предприятий и спонсоров.