Урок по рассказу Петрушевской Глюк


Урок-предупреждение «Мир подростка и проблема выбора в рассказе Петрушевской «Глюк»»
Цель:
ввести в круг чтения учеников произведение современной литературы;
содействовать обретению учащимися нравственных ценностей;
учить отличать добро от зла, противостоять злу;
способствовать осознанию ответственности за свои поступки;
воспитанию активной жизненной позиции (умение сказать «нет»);
способствовать негативному отношению к наркотикам,
Ход урока:
Слово учителя(10минут)
Здравствуйте ребята, уважаемые гости! Урок литературы пройдет в технологии критического мышления. Перед началом урока я хочу вам пожелать следующее: ваша мысль принадлежит только вам, учитесь мыслить,оставьте место открытым проблемам-«Природная любознательность выживает только на открытом пространстве знаний»,слушайте друг друга,. соблюдайте регламент.
1.Вызов (Слайд1)
Необязательно богатство.Бывает рай и в шалаше.Ни зависти, ни святотатства.Пора подумать о душе.
Необязательны вериги.Мне не за что себя казнить.Но что-то есть. И к Вечной книгеСудьба протягивает нить.
Необязательны гордыня,Успех, почет и фимиам.Но есть величие святыниИ то, что нас приводит в храм.
Необязательно... Но все жеЗемная жизнь, какая есть,Нам с каждым новым днем дороже,И мы живем не там, а здесь.
(С.Богуславский)
Прозвучало стихотворение С. Богуславского. Я попрошу вас выделить ключевые слова . Работаем в ментальных картах.
Тема урока «Мир подростка и проблема выбора в рассказе Петрушевской «Глюк»».Составьте ассоциативный ряд к словам «жизнь»и «глюк» (Слайд2)
.(Прием письмо по кругу). В группах быстро пишут , передают по кругу.Зачитывают.Как соотносится ключевое слово жизнь и глюк?
Учитель: Действительно, в стихотворении Богуславского и в названии рассказа два противоположных по смыслу понятия»жизнь» и «тьма». Но несмотря на мрачный сюжет рассказа мы сегодня будем говорить о жизни, о выборе.Дома я попросила вас поделиться своими впечатлениями о прочитанном рассказе. Они были разными(зачитываю 2).Но на одном эссе мне хотелось бы остановиться подробнее:
«На меня рассказ произвел тяжелое впечатление.Я себя представила на месте Тани:одноклассники не понимают, хочется чем-то выделиться, как-то заявить о себе миру, с родителями нет контакта.А может быть Таня ыбирает наркотики как некую форму Свободы. Принял таблетку и Свобода, не надо ничего доказывать! Я осуждаю героиню, но очень трудно сделать выбор , когда тебя никто не понимает»
Учиель: Давайте разбираться.Возьмите чистый лист бумаги и напишите, что для вас означает слово «Свобода Выбора».(Пишут, зачитывают).Сожмите листок.
Почему вы так легко отказались от своей свободы ?Что повлияло на ваш выбор? Какая проблема вырисовывается в рассказе?(Выбор)
Сформулируйте цель урока и определите задачи.
Цель:
Задачи:
2.Осмысление(10 минут)
Напоминаю, что на уроке работают шляпы.Каждая шляпа-определенный уровень мышления(Слайд шляпы)
Красная шляпа-возможность высказать свои чувства и эмоции в рамках рассматриваемой темы
Черная шляпа-позволяет дать волю критическим оценкам
Зеленая шляпа-находясь под зеленой шляпой мы придумываем новые идеи ищем альтернативы, творческие находки
Желтая шляпа-логический позитив, заставляет нас найти светлое
Белая шляпа-направляет наше внимание только на информацию,интересуют только факты
Синяя шляпа-предназначена для управления процессом работы , для обобщения
Вы объединились в три группы, спикеры каждой группы знакомятся с заданиями , им предоставляется право выбора определенного задания. Прошу подойти спикерам, выбрать задания , шляпу.
Спикеры подходят к группам, сообщают им задания.Афишируют.
1группа-Кудина Мария
Мы выбираем задание «Исследование текста». Наша задача-характеристика литературного героя через портрет, поступки, отношение автора, художественные средства выразительности.Выбираем синюю шляпу-аналитиков.
2 группа-Валявина Вероника
Нам ближе правовая тема. Наркотики-социальное зло. Мы решили поработать с уголовным кодексом , разработать памятку «Как сказать нет»Белая шляпа
3 группа-Савицкая Ольга
Мы выбираем зеленую шляпу-оптимизма. На основе сопоставительного анализа стихотворения и рассказа докажем, что несмотря на проблему есть все-таки свет и надежда.
Учитель:
Напоминаю, что действует регламент(10мин). В выполнении задания должны участвовать все члены группы , спикер назначает выступающих.Афиширование выполненных заданий-15минут.Участники других групп вправе задавать вопросы.
Афиширование. Давайте определим, в каком порядке мы будем афишировать свои задания.(15)
3.Рефлексия(7 мин)Слайд
«У каждого человека есть свобода выбора. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Разный по своей серьёзности. Неодинаковый по своим последствиям .Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? …Как жить? Что делать? …»
Роберт Рождественский
Рефлексия.
Составить акростих
Диаманты
РафтВ ходе урока у меня родилась идея: Я прочитаю вам стихотворение Булата Окуджавы, а вы попробуете определить, как оно соотносится с темой сегодняшнего разговора
Виноградную косточку в теплую землю зарою, и лозу поцелую, и спелые гроздья сорву, и друзей созову, на любовь свое сердце настрою. А иначе зачем на земле этой вечной живу.
Собирайтесь-ка, гости мои, на мое угощенье, говорите мне прямо в лицо, кем пред вами слыву. Царь небесный пошлет мне прощение за прегрешенья. А иначе зачем на земле этой вечной живу.
В темно-красном своем будет петь предо мной моя дали, в черно-белом своем преклоню перед нею главу, и заслушаюсь я, и умру от любви и печали. А иначе зачем на земле этой вечной живу.
И когда заклубится закат, по углам залетая,пусть опять и опять предо мной проплывут наявубелый буйвол, и синий орел, и форель золотая.А иначе зачем на земле этой вечной живу.
(Б.Окуджава)