Выступление на городском семинаре по теме:Организация образовательного процесса в начальной школе в условиях введения ФГОС


МБОУ СОШ № 1 г. Михайловки Волгоградской области Организация образовательного процессав начальной школе в условиях введения ФГОС Апрель 2013 года Руководитель МО учителей начальных классов Сазонова Н.Г. « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи  Универсальные учебные действия Личностные универсальные учебные действия «Я сам» «Что такое хорошо и что такое плохо»«Хочу учиться»«Учусь успеху»«Живу в России»«Расту хорошим человеком»«В здоровом теле - здоровый дух!» Регулятивные универсальные учебные действия «Я могу» «Понимаю и действую»«Контролирую ситуацию»«Учусь оценивать»«Думаю, пишу, говорю, показываю и делаю» Познавательные универсальные учебные действия «Я учусь» «Ищу и нахожу»«Изображаю и фиксирую»«Читаю, говорю, понимаю»«Мыслю логически»«Решаю проблему» Коммуникативные универсальные учебные действия «Мы вместе» «Всегда на связи» «Я и Мы» – метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности . Деятельностный метод обучения Система дидактических принципов Принцип целостного представления о мире.у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе - обществе - самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук. Принцип непрерывности.преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики. Принцип минимакса.школа должна предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню. Принцип психологической комфортности.снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя «как дома». Принцип вариативности.предполагает развитие у учащихсявариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Принцип творчества (креативности).предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Принцип деятельности.формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания. Реализация деятельностного метода  обучения  опирается на методы: Преимущества деятельностного метода обучения * Может применяться при изучении любого предмета. * Обеспечивает включение детей в деятельность. * Способствует формированию ключевых компетентностей учащихся: - готовность к разрешению проблем, - технологическая компетентность, - готовность к самообразованию, - готовность к социальному взаимодействию, - коммуникативная компетентность. * Формируется мышление через обучение деятельности (самоопределение, осознанное построение своей деятельности по достижению цели -самореализация, адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов - рефлексия). Учебные ситуации с элементами игровой деятельности:соревнования – командные и индивидуальные;сюжетные – «поиск сокровищ» …ролевые – «пишем инструкцию», «учитель» … Учебные ситуации с элементами творческой, конструкторской, социальной деятельности:«Пишем книгу»;«Готовим праздник»«Делаем подарки»«Сообщаем вам …»… Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности:эксперименты с изучаемыми объектами (свойства объектов)маркировка, группировка и упорядочивание, классификация, сопоставление и сравнение, (подведение под понятие)проведение мини-исследованийописание и оценка Некоторые примеры учебнойситуации. Математика Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.) Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции и др.)Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.)Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.)Конструирование и создание (моделей, математических выражений, схем и т.д.)Ежедневный счет, вычисления, решение задач Некоторые примеры учебнойситуации. Русский язык Игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами ) Работа с учебными моделями (слова, устные высказывания, тексты)Наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнениеПреобразование и создание (списки слов, тексты, памятки, плакаты и т.д.)Ежедневное чтение (вслух и “про себя”) и письмо (списывание, письмо под диктовку, ведение дневников, творческие работы и т.д.) Типы уроков по ФГОС Урок первичного предъявления новых знаний Урок формирования первоначальных предметных уменийУрок применения предметных уменийУрок обобщения и систематизации Урок повторения Контрольный урокКоррекционный урокКомбинированный урокУчебная экскурсияУрок решения практических, проектных задач Виды технологической карты урокаВариант 1. Технология проведения Обучающие и развивающие задания каждого этапа Диагностирующие задания каждого этапа Вариант 2. Этапы урока Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельностьобучающихся Орг. момент Коммуникативные, регудятив- ные УУД Создает эмоциональ-ный настрой Высказывает свои предположения в паре Вариант 3. Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающегося Осуществляе-мые действия Познава-тельная Коммуникативная Регулятив-ная Вариант 4. Этап урока Вре-мя, мин. Цель Содержа-ние уч. мате-риа-ла Мето-ды и прие-мы рабо-ты Фор-миру-емые УУД Дея-тель-ность учителя Дея-тель-ность обучающе-гося Что же для учителя современный урок? Внеурочная деятельность в МБОУ СОШ № 1 «Занимательная математика» Полякова С.А.«Умницы и умники» Стороженко Н.А.«Я – исследователь» Кабанова И. А.«Веселый счет» Ногина В. А.«Уроки нравственности» Просвирова И.П. Вы - блестящий учитель, у вас прекрасные ученики! Подарите ребенку радость творчества, осознание авторского голоса !Ведите ученика от собственного опыта к общественному !Будьте не «НАД», а «РЯДОМ» !Радуйтесь вопросу, но отвечать не спешите .Учите анализировать каждый этап работы.Критикуя, стимулируйте ученика.