Использование видео и компьютерных программ в обучении лексике.


Республиканская научно – практическая конференция «Иностранные языки в фокусе инновационных изменений образовательных программ»
Васильченко В. Э. учитель английского языка высшей категории МБОУ ООШ №27
Методические вопросы обучения фонетическим, лексическим и грамматическим аспектам языка.
Использование видео и компьютерных программ в обучении лексике.
Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам. Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место занимает личностный потенциал (принцип). Он предполагает учет потребностей и интересов обучающегося, реализацию дифференцированного подхода к обучению.
Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности обучающихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Это определяет её важное место на каждом уроке иностранного языка, и формирование лексических навыков постоянно находиться в поле зрения учителя.
Его задача состоит в том, чтобы добиться полного освоения школьниками программного лексического минимума и прочного закрепления в их памяти активного словарного запаса на начальном и среднем этапах обучения.
В процессе обучения иностранному языку нужно уделять серьёзное внимание учебному словарю школьника, рассматривая его как полезное пособие для изучения, закрепления и повторения лексики, для накопления речевых образцов. Попутно работа с личным словарём готовит учащихся к работе с большим англо-русским словарём. Сошлёмся на наблюдение психологов: из трёх видов памяти – слуховой, зрительной и моторной – у детей чаще всего развиты два последних вида. Недаром говорят: тот, кто пишет, тот дважды читает.
Использование компьютерных программ при введении новой лексики представляет определённый интерес для обучающихся и удобства для учителя, поскольку он не имеет возможности принести в школу все нужные ему предметы, а их наглядное изображение необходимо для лучшего восприятия материала.
Специфика компьютерных упражнений заключается в том, что все они связаны с движением (перемещением лексического материала на экране дисплея). При работе с компьютером к зрительному каналу восприятия добавляется моторный. Возможность перемещать ЛЕ способствует запоминанию, формированию произвольного внимания, повышению устойчивости внимания, управляемости восприятия у младших школьников, поскольку, как утверждают психологи, ученик гораздо быстрее усваивает материал, если он связан непосредственно с действием, которое он видит или выполняет сам.
При обучении лексике компьютер предлагает комбинированные упражнения. Это серия упражнений, сменяющих друг друга на экране компьютера. Компьютер способствует также формированию навыков самостоятельной работы у школьников начальных классов. Несмотря на то, что у детей во 2-3 классах только начинают формироваться навыки самостоятельной работы, у каждого из них возникают свои трудности в процессе овладения лексикой, которые ребёнок должен уметь самостоятельно преодолевать.
Существуют различные обучающие компьютерные программы. Во – первых, компьютерные программы по УМК для 2 – 11 классов «Английский с удовольствием» «Enjoy English» автор М. З. Биболетова и др. Эти программы большое подспорье для преподавателей – практиков, как я, т. к. раньше совсем недавно мы только мечтали об этом. Во – вторых, во внеурочной работе я использую программу « Волшебный английский» для обучающихся 2 – классов, где герои Диснеевских мультфильмов в игровой форме помогают в обучении английскому языку. В – третьих, в кружковой работе я активно применяю, как компьютерные программы так и видеофильмы: аудио курс «Английский для всех», « Визуальный английский», интерактивный курс английского «24/7 Teen Talk English», мультимедиа – пособие для компьютера « Тренажер английских неправильных глаголов» (Океан знаний), интерактивный тренажер устной речи « Polyglossum English», « Большая детская энциклопедия. Английский язык. » - содержит уникальные сведения о происхождении и развитии английского языка со времен древних кельтов и до настоящего времени, и др.
Изучив перечисленные и многие другие программы, мы можем сделать вывод о том, что для школы оптимальным является фрагментарное использование этих программ в зависимости от цели урока.
Информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения. Учебных материалов, информационных ресурсов для использования в очном или дистанционном обучении в Интернете огромное количество. Однако при этом нельзя забывать о вполне очевидных проблемах, которые неизбежно возникают, когда учитель увлекается возможностями Интернета. Первая и, пожалуй, самая главная – это проблема информомании, т. е. чрезмерного увлечения информационными ресурсами Интернета, столь доступными, казалось бы, без соответствующей тщательной методической проработки. Работа с интернет - ресурсами требует тщательного отбора учителем материалов, предварительной их переработки и, конечно, современных педагогических технологий, отвечающих принципам личностно-ориентированного подхода. Если есть возможность, на уроке я также использую иллюстрированный материал Интернета, презентации в Power Point по разным темам, что значительно обогащает любой урок.
Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают: изучение лексики; отработку произношения; обучение диалогической и монологической речи; обучение письму; отработку грамматических явлений.
Компьютерные программы используются мною фрагментарно на разных уроках. Я просматриваю программы и выбираю те задания, которые будут интересны и полезны ученикам определённого класса и уровня. Благодаря компьютерным программам у детей появился большой интерес к изучению английского языка. Конечно, обучающие программы удобны в индивидуальной работе с учащимися. И те ребята, которые собираются углубленно изучать английский язык, с удовольствием работают с этими программами.
В современной школе учителю действительно нельзя обойтись без компьютерных технологий, но процессом обучения управлял, и будет управлять учитель. Компьютерные программы при обучении лексике являются вспомогательным средством, это средство компактно и наглядно.
Литература
Беляева Л. А., Иванова Н. В. Презентация в Power Point и ее возможности при обучении иностранным языкам // ИЯШ -2008 -№ 4
Матвеева Н. В. Применение компьютерных технологий при обучении иностранным языкам // Информатика и образование. – 2006 - № 6
Полат Е. С. Интернет на уроках // ИЯШ – 2001- №2, №3.
Яковлева Е. В. Способы применения компьютерных игр на уроках ангийского языка.//Английский язык. Все для учителя!- 2013 - №9
Sofronova N. Сценарий урока с использованием компьютера // English – 2003 - №34.
Shaffer David Williamson. How Computer Games Help Children Learn / David Williamson Shaffer. — Palgrave Macmillan, 2006. — 242 c.
Using computer in the English classroom // English – 2003 - №38.
Интернет источники
http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskii-yazyk/library/ispolzovanie-ikt-i-eor-na-urokah-angliyskogohttp://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/innovatsionnye-tekhnologii-na-urokakh-angliiskogo-yazyka