Материал учебного проекта «Наш край в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг» (Прикоснись сердцем к подвигу)


Материал учебного проекта «Наш край в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг» (Прикоснись сердцем к подвигу)
Подготовила: учитель истории МБОУ Исуповской СШ Шкилева С.А.
В современной школе познавательная деятельность учащихся на уроках должна сочетаться с учебным проектированием. Причина этого заключается в тех возможностях, которые открывает проектная деятельность для развития общеучебных умений и социализации учащихся. Разработка проекта - это путь к саморазвитию личности, через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности; фактор, содействующий успешному становлению таких качеств личности как инициативность, самостоятельность. События отечественной и региональной истории-достойные объекты для создания учебного проекта. Известно, что историческая проблематика всегда оставалась важнейшим инструментом формирования массового сознания и воспитания на примерах патриотизма. Важная роль в этом процессе принадлежит историческому краеведению. Учащимся предлагается проект по Главе III
«Великая Отечественная война и Горьковская область (1941-1945гг)».
1. Название проекта:
«Наш край в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг»
(Прикоснись сердцем к подвигу)
2. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту -
«История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней».
3. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
Гуманитарные дисциплины (История России, Всеобщая история, литература, МХК).4.Возраст учащихся – 15 лет
5.Тип проекта – практико - ориентированный (Вид проекта: учебно-образовательный; масштаб проекта: школьный).
6. Цель проекта - формирование исторического сознания у учащихся через увековечение подвига горьковчан в Великой Отечественной войне.
Дидактическая цель: создание условий для системного усвоения и осмысления, закрепления и применения знаний.
Практическая цель: исследование вклада горьковчан (нижегородцев) в дело Великой Победы; подготовка наглядных пособий по теме «Великая Отечественная война», которые могут использоваться и на уроках истории России, литературы, МХК при изучении соответствующих тем, для оформления кабинета истории и уголка «Боевой Славы».
7. Задачи проекта: создать условия для формирования умений самостоятельно определять задачи своей деятельности, осуществлять поиск и отбор наиболее значимого материала. Анализировать, творчески переосмысливать и преобразовывать в новую форму полученную информацию.
Образовательные задачи:
– вооружить учащихся комплексом краеведческих знаний о истории родного края (1941-1945гг) в процессе учебной деятельности;
- сформировать через самостоятельное исследование проблемы понимание учащимися роли горьковчан(Нижегородского края) в Великой Отечественной войне.
Воспитательные задачи:
– формировать у школьников гражданственность и патриотизм, личностно-ценностное отношение к своему родному краю и его истории
Развивающие задачи:
– развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся;
– выявлять одаренных детей, склонных к научно-исследовательской работе, предоставлять им возможности для реализации своих способностей;
– повышать мотивацию к учению, познавательной активности, способности самореализации учащихся.
8. Вопросы проекта:
1. Какое участие принимали жители нашего края в событиях Великой Отечественной войны?
2. Какой вклад внесли горьковчане в дело Великой Победы?
3. Кто из моих предков являлся участником тех событий?
9. Необходимое оборудование:
Учебник, литература, источники; карточки- инструкции; раздаточный материал (фрагменты текста по истории участия нижегородцев в Великой Отечественной войне), компьютер, проектор. Бумага формата А 4 , файлы, папки.
10. Аннотация.
В данном краеведческом проекте ярко выражены социоориентированные аспекты. В силу необходимости обобщения значительного и разнообразного материала данный проект осуществлялся группой учащихся, что в свою очередь способствовало развитию навыков коллективной работы, взаимодействия. В процессе поиска и сбора необходимой информации учащиеся обращались с вопросами к родственникам, включались в диалог поколений. Это в свою очередь имело большое значение для формирования эмоционально-личностного отношения к родной истории, духовно-нравственного воспитания, социализации учащихся. Проектная деятельность на уроках краеведения способствует формированию у учеников опыта личной ответственности за организацию, направление и получение результатов деятельности, которая позитивно влияет на развитие и становление таких качеств, как инициативность самостоятельность, ответственность, креативность, а это в свою очередь способствует самореализации личности в условиях информационно насыщенного мира. Данный проект – это попытка актуализировать историко – краеведческие знания, сделать знания востребованным, т.к. собранный материал может использоваться на уроках и во внеурочной деятельности. По характеру проект практико-ориентированный, т.е. ориентирует учащихся на результат - создание материала для оформления кабинета истории: информационная газета, информационные стенды, компьютерная презентация, рефераты учащихся и др. Критерий достижения планируемого результата: соответствие содержания продукта поставленной цели и задачам.
11. Предполагаемые продукт (ы) проекта: Анализ данных социологического опроса(диаграмма); подготовка наглядных пособий по теме «Великая Отечественная война», материалы для оформления кабинета истории, уголка «Боевой Славы» (Стенгазета, альбомы, иллюстрированные биографии, компьютерные презентации, рефераты, оформление классной выставки).
12-13. При выборе тематики проекта были приняты во внимание ряд обстоятельств:
-задачи изучения курса, раздела, учебной темы;
-характер исторического материала (в частности возможность формулирования проблемных задач);
-наличие доступных для учащихся исторических источников;
- учет возрастных особенностей учащихся;
-ресурс учебного времени по предмету.
Этапы работы над проектом. Проект разрабатывается на протяжении второй четверти.
Технологическая карта
Содержание работы Работы учащихся Консультации
Подготовительный этап. Установочное занятие; цели, задачи проектной деятельности, примерная тематика и жанры будущих мини-проектов.
(1-я неделя) На основе темы и условий задания ученики определяют проблему своей проектной деятельности. Формируют проектные группы(2-3чел.), распределяют обязанности между членами групп. Разрабатывают план-график работы над проектным заданием (определяют цели, задачи, содержание и способы деятельности для каждого этапа, назначают ответственных). В связи с этим обсуждают и принимают памятку-алгоритм.
Педагогическое сопровождение работы над учебным проектом осуществляется с учетом возрастных особенностей школьников. Преподаватель создает условия для постановки цели обучающимися и формирования творческих групп. Девятиклассники имеют достаточный опыт самостоятельной работы, а также опыт работы над проектами. Поэтому учитель может принимать минимальное участие на всех этапах работы над проектом: в форме консультаций, советов, обсуждений по запросам учащихся, При планировании работы над коллективными проектами определенного внимания со стороны учителя требует формирование проектной группы. Необходимо, чтобы в нее входили учащиеся с разными возможностями, уровнем подготовки.
Консультации по выбору тематики учебного проекта, формулирование идей и замыслов; технологии выполнения проектных работ (общие требования, структурирование проекта), по выбору тематики мини-проектов, источников информации. Обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над мини - проектами.
Стендовая информация о проектной работе.
Поисковый этап. Сбор и систематизация материалов.
(1-2 неделя) Изучают информацию и принимают к сведению.
В контексте данной проблемной задачи участники проектной деятельности определяют круг источников и литературы (учебной, научно-популярной, художественной), виды информации (СМИ, Интернета) и виды деятельности по ее поиску, обработке - все это необходимо для выполнения задания. Работают с материалами учебника, поиск информации в краеведческом музее по тематике проектной работы, в Интернете, работа в библиотеках, подготовка встреч с ветеранами войны, тружениками тыла (запись «устной истории»), посещение мест расположения исторических памятников, связанных с событиями В.О.в. (Обелиска). Т. к над проектом работает группа школьников, то поручения были распределены:1-я группа собирает материал в местном музее, 2-я - берет интервью у ветеранов войны, тружеников тыла, детей военного поколения, 3-я - работает с литературой и источниками. Ученики создают историческую реконструкцию хода событий, основанную на более широком, чем в учебнике, круге источников, историко-библиографическое исследование (исторический портрет, личность в истории). Материал собирается и систематизируется в группах и по необходимости индивидуально на основе концепции проекта.
По необходимости члены группы собираются вместе, чтобы обобщить и систематизировать промежуточные результаты, подкорректировать дальнейший план действий. График консультаций, сроки предварительной защиты и защиты проектной работы.
Регулярные организационно-консультационные занятия по содержанию учебного проекта. (Преподаватель: осуществляет консультативную помощь в распределении ролей, организует и оказывает консультативную помощь при планировании; координирует работу учебных групп на всем протяжении проекта; организует промежуточный контроль, обеспечивающий своевременную координацию деятельности). Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.
Обобщающий этап.
Оформление результатов проектной деятельности.
(3-я неделя) На данном этапе участники проектной деятельности разрабатывают сценарий презентации проекта, согласованный с запланированной формой учебной работы.
Подготовка публичной защиты проекта: определение даты и места. Программы и сценария публичной защиты, составление аннотации на проект, подготовка аудитории, стендовая информация о мероприятии. Оценка и самооценка полученных результатов. Генеральная репетиция публичной защиты проекта. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.
Заключительный этап.
Презентация проекта. Ученическая (научная) конференция с
приглашением ветеранов В.О.в, тружеников тыла, родителей, учащихся 10-11 классов.
( 3-я неделя) Защита проекта на ученической конференции. Каждая группа представляет свой «образовательный продукт»: «Горьковчане на защите Отечества», «Горьковчане - фронту», «Ратная слава земляков», «Война глазами детей», «Арсенал Победы», «Герои-горьковчане». (выступление, ответы на вопросы). Обучающиеся слушают параллельные группы, аргументировано оценивают презентацию результатов работы и качество конечного продукта с опорой на критерии оценки. Подведение итогов (При этом необходимо наличие «паспорта» проекта: концепция проекта, основные этапы работы над ним и итоги проектной деятельности), анализ выполненной работы, результаты которого фиксируются в «Листе достижений в проектной деятельности». Консультация по поводу защиты проекта. (При защите необходимо соблюдать определенные требования к презентации проекта: логичность и особое внимание содержанию; четкость и содержательность ответов на вопросы, толерантное отношение к оценочным суждениям по поводу проекта). На данном этапе преподаватель является координатором деятельности: организует предъявление результатов, активное слушание, взаимную и самооценку, а также организует внешнюю экспертизу результатов проектной деятельности. Организует оценку уровня сформированности регулятивных, познавательных, коммуникативных компетенций обучающихся..Обобщение материалов. Оформление отчетов.
Рефлексия участников проектной деятельности:
Вопросы Результаты
«Я» индивидуальный «Мы»групповойПредметные Я/мы узнали, что…
Метопредметттные Я/мы научились… Личностные Я/мы поняли, что… Дополнительные вопросы:
1)Сколько времени ушло на выполнение проекта?
2)Чем эта работа была для меня полезна?
3)Чем она была мне интересна?
4)С какими трудностями вы столкнулись в ходе работы?
14. Форма представления проекта. Ученическая конференция - наиболее приемлемая форма презентации коллективного проекта. Доклады участников (сопровождаются электронной презентацией) должны быть лаконичными, эмоциональными, но весьма информативными (5 - мин) с последующими ответами на вопросы(2-3 мин). После устной презентации полезно сделать их текстовую версию. Т.е, проект оформляется в двух формах: письменно - в форме рефератов. Статьи и в форме презентации на бумажных и электронных носителях. Сборник этих текстов будет хорошим учебным пособием, которым смогут воспользоваться другие ученики. (Информационная газета, информационный стенд, компьютерная презентация). Обязательно отслеживается соответствие его содержания поставленной задаче. Критерий достижения планируемого результата: соответствие содержания продукта поставленной задаче. Рефераты, материал информационных стендов, компьютерные презентации будут неплохими учебными пособиями, которыми смогут воспользоваться новые поколения учащихся.

ИТОГИ ПРОЕКТА
Значимым итогом учебного проекта стало формирование исторического сознания учащихся, чувства патриотизма и гражданственности. Проработав тему самостоятельно, отобрав свой материал, создав из него новый «образовательный продукт», представив его, защитив его ученики иначе стали относиться к событиям той эпохи. В ходе работы над проектом ученики приобрели новые краеведческие знания и закрепили предметные знания по историческому краеведению, почувствовали гордость за свой родной край, принимавший непосредственное участие в событиях Великой Отечественной войны и внесший огромный вклад в дело великой Победы. Особое значение имело сочетание в работе над проектом когнитивного (знаниевого), аксиологического (ценностного) и деятельностного компонентов. В ходе поэтапной работы над проектом учащиеся приобрели такие личностные результаты как: формирование ответственного отношения к учению, формирование нравственных чувств, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, умение организовывать учебное сотрудничество и деятельность с учителями и одноклассниками и др. Важно отметить то, что в школе останется материал, который будет востребован как учащимися, так и учителями и гостями школы. Таким образом, учебный проект-это интегративное средство развития, обучения и воспитания школьников.

Приложение
Вариант памятки-алгоритма работы над проектом.
Цель проекта (Чтобы решить данную проблему, что надо сделать? Каким должен быть конечный результат работы? Какова форма его предъявления?). Развернутый план работы (какую информацию и где необходимо искать, в каком виде ее обобщать; на какие вопросы следует ответить и т.д.).
Основные этапы работы (план-график с указанием сроков и объема представленных материалов по теме).
Распределение функций при выполнении коллективного проекта, индивидуальных заданий для участников .Примерная инвариантная структура докладов:
-тема выступления
-мотивация выбора темы
-время продолжительности доклада
-краткое указание литературы и источников
-материал (доклад) по теме проекта
-выводы