Урок интегрированный Дети и война (К. М. Симонов Майор привез мальчишку на лафете)

Технологическая карта урока.

Предмет: Литература, История (интегрированный урок).
Класс: 5 – А.
ФИО учителя: Болдырева Л. В.
Место работы: МБОУ СОШ № 92 г. о. Самара.
Тема урока: «Дети и война». ( К. М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»).
Тип урока: урок общеметодической направленности.
Количество часов: 1 (45 минут).
Педагогическая технология: Технология развития критического мышления на основе чтения и письма.
Приемы и стратегии используемой технологии: создание Кластера, прием «Не пропусти», прием «Цветная шляпа», написание Синквейна.

Цели урока:
познакомить учащихся с одной из страниц Великой Отечественной войны;
формировать представление о значении поэзии в военные годы.

Задачи урока:
продолжение знакомства со страницами истории Родины;
продолжение знакомства со стихотворениями о войне.

УУД:
коммуникативные:
- формирование навыков комментированного чтения;
- формирование умения строить монологическое высказывание;
- формирование умения слушать и вступать в диалог, формулировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию;
познавательные:
- формирование умения рассказывать об исторических событиях и их участниках;
- формирование навыков анализа лирического произведения, умения находить изобразительно – выразительные средства в тексте и определять их роль;
- обучение пониманию специфики лирических героев, рисуемых поэтом;
- развитие навыков выразительного чтения;
регулятивные:
- формирование умения анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата;
- обучение приемам контроля и оценивания процесса и результатов действия;
- развитие логического мышления, формирование умения систематизировать материал;
- формирование умения работать в группе;
- формирование умения планировать алгоритм ответа;
- развитие приемов умственной деятельности, внимания, памяти, творческой активности.

Планируемые результаты:
предметные:
- научиться выразительно читать и анализировать текст лирического произведения, находить и определять роль изобразительно – выразительных средств;
- научиться видеть связь исторических фактов и произведений художественной литературы;
- научиться определять роль литературного произведения в жизни;
метапредметные:
- формировать умение работать с информацией;
личностные:
- воспитание любви к Родине;
- формирование умения осмыслить социально – нравственный опыт поколений;
- воспитание чувства гордости культурным наследием своей страны, уважения к нему.

Основные понятия: лирика, лирический герой, тема, основная мысль произведения, эпитет, метафора.

Ресурсы:
учебник авторов В. Я. Коровиной и др. Литература. 5 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Часть 2, стр.161 – 162, 166 – 167;
электронная презентация.
Формы урока: коллективная, индивидуальная, групповая, фронтальная.




Сценарий урока.
Стадия вызова.
Организационный момент. На доске – эпиграф:
Заря вставала над землей, заря вставала.
Ворвалась серая чума, в наш дом ворвалась.
Фашизм без жалости шагал по всей планете.
Застыли люди от беды.
Притихли дети.
(И. Мордовина.)
2. Звучит песня «Вставай, страна огромная».
3. Ассоциации.
- Ребята, что вы себе представляете, когда слышите слово дети? (Записываем на доске.)
- А когда слышите словосочетание дети и война? (Записываем на доске.)
4. Беседа.
- Вы уже, конечно, прочитали эпиграф к нашему уроку. А как бы вы определили его тему? (Записываем или открываем тему.)
- Просмотр слайдов на тему «Дети и война». (Приложение № 1.)
- А что вы знаете о Великой Отечественной войне? (Составляем кластер.)
- Учитель истории с подготовленными учащимися рассказывают о первых днях войны, о защите Брестской крепости. (На фоне видеоряда о защите Брестской крепости.)
- Какие чувства вы испытали, смотря фильм и слушая своих одноклассников?

Стадия осмысления.
Учитель литературы: Настоящая поэзия всегда была голосом народа, выражала его чувства, оплакивала утраты и воспевала победы. Поэты, многие из которых сами были воинами, рассказывали о смелости русского солдата, о его любви к Родине.
Но сегодня мы читаем не совсем обычное стихотворение. Послушайте. Его исполняет .
Прослушивание стихотворения в исполнении .
Анализ произведения:
Я сказала до чтения, что стихотворение не совсем обычное. Чем? Какое впечатление оно на вас произвело?
О чем оно, его тема?
Откуда везли мальчика? (Просмотр кадров Приложения № 2.)
Прием «Не пропусти». Работаем с текстом по группам (вариантам):
1)отмечает в тексте описание мальчика;
2)отмечает события, которые ему пришлось пережить.
Какие слова заставили удивиться, что необычное мы видим? (Седой мальчишка.)
Как называется изобразительно – выразительное средство, которое помогло нам это увидеть? Что же оно значит, что читатель должен понять? Почему он седой?
Прочитайте строки, которые рисуют образ маленького человечка, ребенка.
Какие же события ему пришлось пережить?
Можно ли сказать, что десять дней, что прожил мальчишка в осажденной крепости, - подвиг?
(Работаем в группах: «Цветная шляпа». Но у нас только два цвета – черный, противники утверждения, и белый – сторонники.)
Какие строки передают отношение автора к увиденному?
Как вы понимаете слова оборвало сердца; Кто раз увидел этого мальчишку, Домой прийти не сможет до конца?
Как называется это изобразительно – выразительное средство? Какова же роль этих метафор?
Какие герои есть в стихотворении? (Мальчик, его отец, воины, лирический герой, женщина, о которой он вспоминает.)
Новое для нас понятие – лирический герой. Что же оно обозначает? (Запись в тетради: герой произведения, близкий автору, но не совсем совпадающий с ним.)
Комментарии учителя истории к строкам: «За тридевять земель, в горах Урала, Твой мальчик спит».
Продолжение анализа:
Почему повествование прерывается этим обращение к женщине?
Какую клятву лирический герой от имени всех солдат – защитников родной земли – дает мальчишке?
В каких еще строках Симонов говорит о долге мужчины – защищать Родину?
Что значили такие произведения для солдат, сражающихся на фронтах?

Стадия рефлексии.
1. Ребята, я прошу вас сейчас закрыть глаза и вспомнить текст стихотворения. Какой образ возникает перед вами? (Возвращение к кластеру.)
2. Продолжите фразу: Прослушав стихотворение Симонова,
я понял
я почувствовал
я подумал
3. Написание синквейна на тему «Война».
4. Библиотекарь рекомендует книги о детях – героях, о защитниках Брестской крепости.
5. Дома: выучить стихотворение К. М. Симонова наизусть.





15