Методическая разработка урока К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете».


Технологическая карта
Номинация: «Современный урок литературы».
Тема урока: К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете».Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. – Москва: Просвещение, 2014 г.
Учитель: Мурысева Г. И, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №2 имени С. И. Подгайнова г. Калининска Саратовской области» т. 89603429169, E-mail: gal-murysyova@mail.ruЦель урока: совершенствование навыков анализа текста; развитие творческих способностей учащихся.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные: развитие навыков анализа текста, выразительного чтения; развитие диалоговой формы общения внутри микрогруппы, творческого потенциала.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные УУД: готовность и способность к саморазвитию, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.
Межпредметные связи: русский язык, музыка, кинематограф.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия
Организационный момент Настроить учащихся на работу. Проверить наличие на партах необходимых для урока принадлежностей и отсутствие посторонних предметов.
Учащиеся оценивают свою готовность к уроку. Личностные: самоопределение
Регулятивные:
самоконтроль готовности
Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса.
1.На экране отрывок из фильма «Офицеры» («От героев былых времён..») (1 слайд)
2.Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить на уроке?
3. -Правильно, на уроке мы будем знакомиться с одним из произведений о В.О.В. и авторе К. Симонове «Майор привёз мальчишку на лафете» (2 слайд)
4. -Что вы знаете о войне?
Дети дают предположения…
Звучат ответы детей.
Учащиеся читают стихотворения о войне, приготовленные дома.2-3 человека
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникамиРегулятивные: целеполагание
Познавательные:
Логический анализ объектов с целью выделения признаков
В далекое прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной войны, напоенные горем и страданиями миллионов людей. В наши дни можно часто услышать вопрос: «Зачем снова говорить о войне, после которой прошло 70 лет?» Но правы ли мы будем, забыв об уроках войны, забыв о тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину? Правы ли мы будем, забыв об огромной роли писателей и поэтов, помогавших бороться и побеждать?
Тема войны была важна в годы самой войны, актуальна сегодня, когда совсем недавно мы отмечали 70-летие Великой Победы. Война приносит горе, страдания, слезы, является чрезвычайным и особым испытанием для человека.
Что несёт с собою война?  Дети высказывают свои мысли и предположения
Война - это кровь, это чудовищно, это противоестественное состояние; сироты, вдовы, бесконечная скорбь матерей, потерявших своих сыновей Сообщения учащихся. Биография К. М. Симонова
(3 и 4 слайды) Константин Михайлович Симонов родился 15 ноября 1915 года в Петрограде. Своего отца так и не увидел: тот погиб на фронте в Первую мировую войну. Мальчика воспитывал отчим, который преподавал тактику в военном училище, а потом стал командиром Красной Армии. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Семья была не богата, поэтому мальчику пришлось после окончания семи классов пойти в фабрично-заводское училище и работать токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда переехала его семья в 1931 году. Так он заработал рабочий стаж и продолжал работать еще два года после того, как поступил в литературный институт имени М. Горького.
В1938 году К. Симонов окончил литературный институт. К этому времени он уже приготовил несколько больших произведений. В 1936 году- были напечатаны его первые стихотворения.
Когда в июне 1941 года началась война, Симонов, как и многие другие советские писатели и поэты отправился на фронт, он работал военным корреспондентом в газете "Боевое знамя". В 1942 ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны - полковника. Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в "Красной звезде".
За четыре года войны его можно было видеть на самых опасных участках фронта. Он хорошо знал и понимал, что такое война, сколько горя и страданий она несёт людям, чувствовал, как порой невыносимо трудно бывает солдату.
Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин.
В 1974 был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Умирая, К. Симонов попросил исполнить его последнюю волю: остаться с теми, кто погиб в первые дни войны. Прах Константина Михайловича по его просьбе развеяли над полем недалеко от Бобруйска. Умер К. Симонов 28 августа 1979 в Москве Первичное закрепление
Прослушать стихотворение К. Симонова в исполнении народного артиста России Сергея Никоненко. (5 слайд)
Анализ услышанного ( 6 слайд)
Какое настроение создало стихотворение?
Какое впечатление оно произвело на вас?
Какой эпизод больше всего запомнился?
Какова тема этого стихотворения?
Подтвердите словами из текста, что главная тема стихотворения - "Война". Личностные:
самопознание на основе сравнения себя с героем произведения, формирование нравственной позиции на основе сопереживания.
Коммуникативные:
Аргументация своей точки зрения, учёт разных точек зрения, сотрудничество, работа в группе.
Развитие образного мышления Нарисуйте словесно картину, которая предстаёт перед вами Построение проекта выхода из затруднения
Работа с текстом
Словарная работа
Коллективная работа. 1.Найдите описание мальчика, зачитайте.
2. Что означает выражение «седой мальчишка на лафете спал»?
3. Почему мальчик стал « седым»?
4. Сколько лет мальчику? Как вы понимаете фразу «За десять лет на том и этом свете Ему зачтутся эти десять дней»? (Десять дней ужаса войны, пережитые ребенком, будут вспоминаться последующими поколениями как подвиг)
(7 слайд)
Брест- крепость, которая первая приняла на себя удар фашистской армии.
Лафет - станок артиллерийского орудия.
Кто, по-вашему, был собеседником автора стихотворения?
Что хотел сказать Симонов своим стихотворением? Зачем рассказал эту историю?
Прочитайте две последние строфы. Как вы их понимаете? Мальчик быстро повзрослел от горя Мать погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя. Раненый отец привязал сына к щиту, чтобы он не упал.
Мальчику десять лет, но за десять дней войны он пережил огромное горе, которое не под силу порой выдержать даже взрослому: гибель матери, обстрел, эвакуация из родного города, ранение отца. Мальчик словно побывал «на том свете», потому что уже видел смерть и страдания.
Автор вспоминает о женщине, которая, очевидно, уговаривает его остаться, говорит ему, что он уже видел эту страшную войну, есть еще другие, которые не были на этой войне.
Пока хоть небольшой клочок земли занят фашистами, пока хоть один ребенок плачет по их вине, ни один солдат не пойдет домой, потому что он обязан освободить землю.
Автор верит, что русские смогут победить фашистов, что его сын останется жив. И если вдруг и его сыну суждено пойти защищать свою страну от врагов, он это сделает, т.к. долг каждого мужчины защищать свою страну Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
Регулятивные: самоконтроль и взаимоконтроль понимания текста.
Познавательные:
Умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Регулятивные:
Рефлексия
Коммуникативные:
Умение полно и точно выражать свои мысли
Личностные:
СмыслообразованиеСамостоятельная работа «Современные дети о войне». ( слайд 8) Напишите какие у вас вызывает чувства война и своё пожелание всем людям , живущим на планете- Земля….. Дети пишут, зачитывают Регулятивные:
Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.
Итог урока.
Рефлексия (слайд 9) Какова главная тема стихотворения К. М Симонова " Майор привёз мальчишку на лафете "? 
Так что же такое - война? 
Какая главная идея этого стихотворения? Война
Это горе, слёзы, разруха, голод, ужас, ад, трагедия. Это сироты, вдовы, неизбывное горе матерей и вообще людей, потерявших своих близких Защита Родины Познавательные.
Самооценка Пожалуйста, самостоятельно оцените свою работу на уроке и обоснуйте свой ответ Дети оценивают свою работу Домашнее задание Выучить стихотворение наизусть
ЛИТЕРАТУРА
Лазарев Л.И. Поэзия военного поколения. М., 1986
Симонов Константин. Сочинения. Т. 1: Стихи и поэмы: (Автобиография). М.: Гослитиздат, 1972. - 320 с.
Беломестных О. Б, Корнеева М. С., Золотарева И. В. Поурочные разработки по литературе 5 класс. М. «ВАКО» , 2010., 384с
Ресурсы сети Интернет:
http://www.youtube.com/watch?v=NgK29rZyT2whttps://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fcontent.video.mail.ru%2Fmail%2Fmatvolv%2F236%2Fp-213.jpg&_=1447240103515&p=3&text=война%20картинки&noreask=1&pos=111&rpt=simage&lr=194https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fwww.ruscable.ru%2Fgallery%2Fpreveiw2.php%3Fid%3D16167&_=1447240111191&p=4&text=война%20картинки&noreask=1&pos=120&rpt=simage&lr=194https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Ft4.kn3.net%2Ftaringa%2F1%2F1%2F2%2F6%2F5%2F2%2FDr_cachetes%2F943.jpg&_=1447239991513&p=2&text=война%20картинки&noreask=1&pos=89&rpt=simage&lr=194