Конспект урока литературы на тему: К. М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…».


Конспект урока по литературе
Тема: К. М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…».
Цель: рассказать о писателе, поэте советского периода, развивать навыки выразительного чтения и анализа стихотворения; воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну; расширять представления учащихся о Великой Отечественной войне; показать значение поэзии в годы войны.
Оборудование: компьютер, видеоролик «Дети войны» и песня Тамары Гвердцители; иллюстрации о В.О.В., выставка книг К.М. Симонова, аудиозапись стихотворения, электронная презентация.
Ход урока:
Эпиграфы к уроку:
«Заря вставала над землёй, заря вставала.
Ворвалась серая чума, в наш дом ворвалась.
Фашизм без жалости шагал по всей планете.
Застыли люди от беды, притихли дети...»
Ираида Мордовина
1. Постановка цели и задачи урока: просмотр видеоролика «Дети войны». Тамара Гвердцители.
- Итак, мы просмотрели небольшой ролик. Как бы ты определил его тему? (Дети и война).
- Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о детях во время Великой Отечественной войны. Наша задача- узнать, почувствовать, как поэты передали эту тему, какие мысли и чувства пробуждают произведения о Великой Отечественной войне, как художники в своих произведениях отразили это время.
- Какими они были, дети войны? Героями?
Герой слово особое. Его не каждому присвоишь. Были самыми обыкновенными мальчишками.
Вот адресованное матери фронтовое письмо: «Хочется обнять тебя, поцеловать свою милую маму. Знаю, что каждый день ты переживаешь обо мне. Я вынес с поля боя немолодого солдата. Он умирал у меня на руках и звал свою маму и с этими словами умер»
2. Новый материал
- В годы войны многие поэты и писатели были на фронте, видели горе, страдания, смерть. Агния Барто, Маргарита Алигер, Самуил Маршак, Константин Симонов многие стихи о войне, о любви к Родине посвятили детям, они писали о несовместимости войны и детства, показывали бесчеловечность фашизма. Трудной теме «Дети и война» посвятил свое стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете» поэт К. Симонов. Война - самое трагическое событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую очередь детей. Войны всегда приносили горе, смерть, разрушение. И особенно трагической для советского народа была Великая Отечественная война 1941 - 1945 года. И, неслучайно, её называют Великой, так как она подняла весь советский народ на борьбу с фашистами, вероломно напавшими на СССР.
Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить Победу. В этой борьбе активное участие наравне со взрослыми принимали дети.
Большую роль в борьбе с фашистскими захватчиками сыграли и военные корреспонденты. Они поднимали боевой дух бойцов своими статьями, очерками и т.д. и давали надежду тем, кто был в тылу. Одним из таких корреспондентов в годы войны был Константин Михайлович Симонов.
Константин Михайлович Симонов родился 15 ноября 1915 года в Петрограде. Своего отца так и не увидел: тот погиб на фронте в Первую мировую войну. Мальчика воспитывал отчим, который преподавал тактику в военном училище, а потом стал командиром Красной Армии. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Семья была не богата, поэтому мальчику пришлось после окончания семи классов пойти в фабрично-заводское училище и работать токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда переехала его семья в 1931 году. Так он заработал рабочий стаж и продолжал работать еще два года после того, как поступил в литературный институт имени М. Горького.
В1938 году К. Симонов окончил литературный институт. К этому времени он уже приготовил несколько больших произведений. В 1936 году- были напечатаны его первые стихотворения.
Когда в июне 1941 года началась война, Симонов, как и многие другие советские писатели и поэты отправился на фронт, он работал военным корреспондентом в газете "Боевое знамя". В 1942 ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны - полковника. Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в "Красной звезде".
За четыре года войны его можно было видеть на самых опасных участках фронта. Он хорошо знал и понимал, что такое война, сколько горя и страданий она несёт людям, чувствовал, как порой невыносимо трудно бывает солдату.
Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин.
В 1974 был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Умирая, К. Симонов попросил исполнить его последнюю волю: остаться с теми, кто погиб в первые дни войны. Прах Константина Михайловича по его просьбе развеяли над полем недалеко от Бобруйска. Умер К. Симонов 28 августа 1979 в Москве
3. Прослушивание аудиозаписи стихотворения К. Симонова "Майор привез мальчишку на лафете". Читает заслуженный арт. А. Симановский. Обратите внимание, как актёр голосом пытается передать трагичность ситуации, душевное состояние героя. 
«МАЙОР ПРИВЕЗ МАЛЬЧИШКУ НА ЛАФЕТЕ...»
Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой...
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой...
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.
За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.
4. Анализ произведения
- Мы послушали стихотворение К.М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете…». Какое впечатление оставило стихотворение? (Ученик делится своими впечатлениями).
- Назови тему этого произведения (о чём оно)?
- Какой момент войны (наступление или отступление) описан в стихотворении?
- Чем поразила автора увиденная картина?
(  многие погибли, как мать мальчишки, трудные военные дороги, раненый отец; поседевший от горя, увидевший смерть мальчик спал, привязанный к станку артиллерийского оружия." Седой мальчишка")
- Что означает выражение: "...Седой мальчишка на лафете спал"?
(Мать мальчика погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя. Раненый отец привязал мальчика к щиту, чтобы тот не упал. Проснувшись, мальчик махал рукой войскам, которые шли из глубины России на фронт.) (Выражение "...Седой мальчишка на лафете спал" обозначает, что поседевший от горя мальчик спал на лафете, т.е. на станке артиллерийского орудия). - Сколько лет мальчику? Почему "За десять лет на том и этом свете// Ему зачтутся эти десять дней"?
(Мальчику десять лет, но за десять дней войны он пережил огромное горе, которое не под силу порой выдержать и взрослому человеку: гибель матери, обстрелы, эвакуация из родного города, ранение отца. Мальчик словно побывал "на том свете", потому что уже видел смерть и страдание. Десять дней ужаса войны, пережитые ребенком, будут вспоминаться последующими поколениями как подвиг.)- К кому автор обращается: «Ты это горе знаешь понаслышке, а нам оно оборвало сердца»?
(Обращается к тем, кто не был на фронте, знает войну со слов других, а тем, кто участвовал в боях, видел отступление, чувство сострадания проникло глубоко в душу, они мечтают вернуть Родину, увидеть, как ребенок возвратится домой.)
- "Кто раз увидел этого мальчишку, // Домой прийти не сможет до конца". Что значат эти строки? Как следующее четверостишие раскрывает мысль автора?
(Такое не забывается.  Сколько бы ни миновало мирных лет, этот эпизод войны будет постоянно напоминать о прошлом.)- Обрати внимание, что лирический герой как бы к кому-то обращается: "Ты говоришь, что есть еще другие, "Твой мальчик спит». К кому? Ведь собеседника нет?
(У лирического героя тоже есть сын, который сейчас вместе с матерью эвакуирован на Урал. Рассказчик, глядя на мальчишку, вспомнил дом, семью. В его словах — боль разлуки, надежда на встречу и в то же время суровая решимость выполнить до конца свой воинский долг.)(Ребенок любимой женщины, к которой обращается поэт, находится в безопасности, в эвакуации (Большинство жителей Центральной России во время войны были эвакуированы на Урал и в Сибирь.), тогда как миллионы других детей каждый день страдают от приближающейся к их домам войны. Автор верит в то, что он останется жив, вернется к любимой.
- Но если не вернется??? (ЗАЧИТАЙТЕ) если сын вырастет и ему "наступит дата", придет срок "идти в такие дни", т. е. на фронт, - поэт просит любимую вспомнить о нем тогда, когда она будет прощаться с сыном. Этими словами он словно говорит: мы, мужчины, солдаты, и наш долг - защитить нашу страну, т.е. детей и их мам, от врагов.)- С историей мальчишки и его отца перекликается история лирического героя, рассказ в форме внутреннего монолога.
- Прочти определение баллады, докажите, что это стихотворение – баллада. ( стр. 279)
(в основе лежит историческое событие, мы ощущаем чувства автора, слышим его взволнованную речь, сюжет острый, напряженный, но вместо средневекового рыцаря- юный участник войны- мальчик.)
 - Зачем Симонов рассказал эту историю?
Стихотворение К. Симонова - это монолог мужчины-воина, его горькие размышления. Оно состоит из двух частей - описания увиденной при отступлении картины и непосредственного обращения к любимой женщине. Стихотворение производит сильное эмоциональное впечатление. Именно такие проникновенные стихи нужны были русским людям в тяжелые месяцы отступлений: они зажигали сердца и звали на борьбу с врагом. Автор показал жестокость войны, единство поколений в совершении подвига, показал, что на войне страдания, лишения испытывают и дети, и взрослые.
5. Итог урока.
6. Рефлексия
Какова главная тема стихотворения К. М Симонова " Майор привёз мальчишку на лафете "? 
Так что же такое - война? 
Какая главная идея этого стихотворения?
Война
Это горе, слёзы, разруха, голод, ужас, ад, трагедия. Это сироты, вдовы, неизбывное горе матерей и вообще людей, потерявших своих близких Защита Родины
7. Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть.