Исследовательская работа на тему Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны


\sСодержание:
Введение………………………………………………………………......стр.2- 3
Глава 1. Положение Русской Православной Церкви
с 1917 года по 1941 год………………………………….........................стр.4- 5
Глава 2. Церковь в годы Великой Отечественной войны……………...стр.6- 11

2.1. Церковь в первые дни войны………………………………..............стр.6

2.2. Изменение отношения государства к Русской Православной Церкви..........................................................................................................стр.6- 8

2.3. Материальная помощь Русской Православной Церкви в годы
Великой Отечественной войны……………………………………….....стр.8- 9
2.4. Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви……………………………………………………………………..стр.9- 11
Заключение………………………………………………………………..стр.12
Литература………………………………………………………………...стр.13
Введение
Актуальность выбранной темы
В этом году празднуется 70-летие победы в Великой Отечественной войне. Эта победа - подвиг и слава нашего народа. Как бы ни менялись за последние годы оценки и даже факты нашей истории, День Победы - остается неизменным. Все дальше уходит от нас этот день, но мы по-прежнему помним, какой ценой досталась нашим дедам победа в одной из самых жестоких войн человечества и каждый год отмечаем этот прекрасный и трагичный праздник вместе с ветеранами. Важнейшую роль в победе Советского Союза над врагом сыграл героизм народа, его самоотверженность и боевой дух, патриотизм, жажда мести за нарушенную мирную жизнь, за родных и близких. На победу вдохновляла и вера. Верили в Сталина, в Жукова, ещё верили … в Бога. Долгие десятилетия сведения о роли Православной Церкви в годы войны замалчивались, об этом нельзя было говорить. Но прошло время, изменилась страна, изменилась и история. Раскрываются все новые и новые ее страницы. И среди них особое место занимают материалы о деятельности Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны. Становится известно множество фактов, связанных с жизнедеятельностью Русской Православной Церкви, ее отношениях с государством в этот период.
Цель работы:
Исследовать причины изменения отношения государства к Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны и проследить историю возрождения Церкви.
Задачи:
Исследовать взаимоотношения Русской Православной Церкви с властью перед войной и во время Великой Отечественной войны, определить основные тенденции и изменения в этих взаимоотношениях.
Выявить основные направления патриотической деятельности Православной Церкви во время Великой Отечественной войны.
Узнать и проанализировать свидетельства об отношении населения к православию в исследуемый временной период.
Предмет исследования: История Русской Православной Церкви накануне и в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.).
Объект исследования: Вклад Русской Православной Церкви и верующих в победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны.
Методы исследования: анализ, систематизация, описание.
Гипотеза:
Во время Великой Отечественной войны произошло изменение отношения власти к Церкви. Церковь вела активную патриотическую деятельность, и вера в Бога морально поддерживала людей в тылу и на фронте.
Хронологические рамки:
В работе основное внимание уделено периоду Великой Отечественной войны в России - 1941-1945гг. В первой главе рассматривается довоенный период времени с 1917 года, так как без этого нельзя раскрыть некоторые аспекты работы.
Территориальные рамки:
В работе рассматривается территория СССР, т.к. во время Великой Отечественной войны существовала именно эта страна, также территория современной Российской Федерации.
Глава 1. Положение Русской Православной Церкви с 1917 по 1941год
Большевики ставили перед собой цель: воспитать «нового человека», достойного жить в коммунистическом обществе. Ленин выдвинул единственный моральный императив против 10 заповедей церкви – нравственно всё то, сто служит разрушению старого эксплуататорского общества и способствует строительству нового общества. Именно для этого всё делалось в государстве: индустриализация, коллективизация, культурная революция. Старое эксплуататорское общество руководствовалось нравственными законами русского человека, его подчинённостью канонам церкви: не соверши грех, лишая собственности или жизни другого человека. Усмиряй пороки свои - зависть, корысть, и главное – не сотвори себе кумира. Это оставить большевики не могли. Борьба с религией развернулась по всей стране.
Первым актом борьбы стал Декрет 23 января 1918 г. об отделении церкви от государства и школы от церкви. Церковь лишалась прав юридического лица и владения собственностью, все её учебные заведения закрылись, а религиозное обучение запрещалось даже на дому. Начались конфискации церковного имущества и убийства священнослужителей. Патриарх Тихон в январе 1918 года предал церковной анафеме всех повинных в кровавых расправах над беззащитными, осудил конфискации и призвал верующих встать на защиту церкви. В течение 1918 года Патриарх осудил Брестский мир, убийство Николая II и его семьи, предрёк гибель революционеров, крах коммунизма и советской власти. Собор 25 января 1918 г. постановил устраивать крестные ходы для вразумления народа. В январе - феврале прошли крестные ходы в Москве, Петрограде и в других годах. Это произвело большое впечатление на народ, и обеспокоенные власти приняли меры: крестные ходы стали расстреливать. Так 15 февраля 1918 г. был расстрелян крестный ход в Туле, там погибло 13 человек, и был ранен епископ Корнилий.
В 1922 году был издан Декрет об изъятии церковных ценностей. Официально это было связано с голодом 1921 года, неофициально изъятие церковных ценностей власть воспринимала как способ ослабления влияния Церкви в России. Весной 1922г. в Москве и в Петрограде были организованы судебные процессы, ряд крупных церковных иерархов приговорили к смертной казни по обвинению в контрреволюционной деятельности. Всего в то время было расстреляно и погибло 8100 священнослужителей, монашествующих, послушников и мирян. В то же время был арестован Патриарх Тихон. К власти пришли представители «прогрессивного духовенства» - обновленцы.
В середине 20-х годов возник Союз безбожников СССР, открыто поддерживаемый государством. В декабре 1922г. начала издаваться газета «Безбожник». Главными лозунгами советов стали «Через безбожие - к коммунизму» и «Борьба с религией - это борьба за социализм». Апогеем деятельности совета можно считать II съезд безбожников, прошедший в июне 1929 г. На нём присутствовали 1200 делегатов. В 1929 – 1933 гг. была проведена массовая антирелигиозная компания, приведшая к закрытию и ликвидации многих церквей и аресту более 40 тысяч церковнослужителей.
В 1932 году была провозглашена «безбожная пятилетка», целью которой было полное уничтожение религии. В 1935 году по требованию властей был распущен Временный Патриарший Синод. А в 1936 году митрополит Сергий был провозглашён Патриаршим местоблюстителем.
Тем временем, ознакомившись с результатами переписи населения 1937 года и узнав, что 42,3% населения продолжают считать себя верующими, И.В.Сталин решил провести новые масштабные репрессии против церкви. В одном только 1937 г. было закрыто более 8 тыс. храмов, арестам подвергли большую часть духовенства. Предлогом для закрытия храма мог послужить арест священника или кого-либо из членов приходского совета, любой другой предлог. Арестованным предъявляли самые нелепые, фантастические обвинения: в контрреволюционных заговорах, шпионаже, саботаже, терроре. Были расстреляны или погибли в лагерях выдающийся учёный, богослов и философ священник Павел Флоренский, профессор Московской духовной академии Иван Васильевич Попов, издатель «Религиозно-нравственной библиотеки» профессор Михаил Александрович Новосёлов и тысячи других священнослужителей и церковных деятелей. Накануне войны подавляющее большинство священников, которые остались в живых, находились в тюрьмах, лагерях и ссылке. В 1939 г. из архиереев на своих кафедрах оставались местоблюститель Патриаршего престола митрополит Московский Сергий (Старогородский), митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), архиепископ Петергофский Николай (Ярушевич), управляющий Новгородской и Псковской епархиями, архиепископ Дмитровский Сергий (Воскресенский). Несколько архиереев совершали богослужения как настоятели храмов.
К 1941 г. на коренных советских территориях оставалось немногим более сотни действующих православных храмов, тогда как в 1917 г. в Российской империи их насчитывалось 77767. В Церковь приходили главным образом пожилые женщины, но религиозная жизнь сохранялась и в этих условиях, она теплилась не только на воле, но и в бесчисленных лагерях, где священники-исповедники окормляли осужденных.
Глава 2. Церковь в годы Великой Отечественной войны
2.1. Церковь в первые дни войны
Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 г. в праздник Всех Святых, в земле Российской просиявших. О нападении фашистской Германии на Советский Союз митрополит Сергий узнал, вернувшись в свою резиденцию из Богоявленского собора, где он отслужил воскресную литургию. В первый же день войны он обратился к народу с самыми точными и нужными словами. Он призвал народ на защиту Отечества «Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг. Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: Больше сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин.15:13)... Положим же души свои вместе с нашей паствой... Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу». Слова будущего Патриарха оказались пророческими - в светлые пасхальные дни великая победа была одержана! И цена этой победы тоже была велика - свыше 20 миллионов жизней. Церковь включилась в общее дело борьбы с фашизмом, во всеохватывающее патриотическое движение, развернула деятельность по сбору средств на нужды обороны страны.
2.2. Изменение отношения государства к Русской Православной Церкви
«Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота!» - такими словами, обратился по радио Верховный Главнокомандующий товарищ Сталин ко всему советскому народу на двенадцатый день после нападения фашистской Германии. Атеизм составлял тогда основу идеологии. В стране в самом разгаре была так называемая «безбожная пятилетка», по окончании которой в 1943 году должен был быть закрыт последний храм и уничтожен последний священник. Что заставило главу безбожного государства обратиться к своему многомиллионному народу с этими, знакомыми до сердечной боли и столь странными из уст «вождя всех народов», словами? Бывший воспитанник Тифлисской духовной семинарии, Иосиф Джугашвили обладал поистине нечеловеческой интуицией, которая в самые критические моменты истории, так тесно переплетенной с его жизнью, подсказывала ему безошибочно точные решения. Возможно, он еще и сам не знал, что в эти страшные первые дни войны указывает своему народу на единственный путь спасения от нагрянувшей беды. На Того, Который Сам есть Путь, Истина и Жизнь. Того, Кто устами священников в течение многих веков обращался к чадам Своим этими первыми словами храмовой проповеди: дорогие братья и сестры!
В годы войны состоялось примирение и сближение Советской власти с Русской Православной Церковью. С самого начала Великой Отечественной войны в храмах Москвы, а затем всей страны стали совершаться особые молебны о даровании победы над врагом, об упокоении тех, кто положил свою жизнь для достижения Победы. Если в июле - августе 1941 г. ещё нередки были аресты священнослужителей, то с осени они почти прекратились. Из тюрем и лагерей освободили десятки священнослужителей. С августа 1941 г. в газетах стали появляться публикации о патриотической деятельности Русской Православной Церкви. Весной 1942г. впервые за многие годы власти разрешили верующим проводить крестные ходы на Пасху в Москве, Ленинграде и ряде других городов. Такая практика сохранялась и в последующие военные годы. В кинохрониках зазвучал колокольный звон московских церквей, демонстрировались крестные ходы, население, с иконами, встречающее советских воинов в освобождённых городах, солдаты, осеняющие себя крестным знамением и прикладывающиеся к святым образам, освещение танковой колонны, построенной на пожертвования верующих.
1943 год можно считать годом официального «потепления» отношений Сталина с православием. В сентябре 1943г. в Кремле состоялась встреча Сталина со священноначалием Церкви. На встречу были приглашены митрополиты Сергий, Алексий и Николай. Присутствующий на совещании полковник госбезопасности Г.Г. Карпов незадолго до этого был откомандирован из штаба партизанских отрядов на Украине и назначен начальником отдела, осуществляющего контроль над деятельностью религиозных организаций. В отношениях государства и Церкви наметились существенные перемены. Высоко оценив патриотическую позицию Церкви, Сталин выразил глубокую благодарность священноначалию. Был принят ряд важных решений: об образовании Синода (не действующего с 1935 г.) и проведении архиерейского Собора в Москве 8 сентября, о подготовке кадров духовенства, организации богословских курсов, открытии духовных учебных заведений, об издании журнала Московской Патриархии. К сентябрю 1943 г. были освобождены шесть архиепископов и пять епископов. В 1943 г. по разрешению И. В. Сталина Поместный Собор избрал митрополита Сергия Патриархом всея Руси. Во время войны не было препятствий для массовых богослужений и церковных сборов (которые шли, в основном, на помощь фронту), снимались ограничения на религиозную деятельность. Появились случаи восстановления закрытых храмов.
В 1943 г. на фронте и в тылу зазвучали имена великих предков Александра Невского, Дмитрия Донского, Суворова, Кутузова. Были учреждены ордена Александра Невского, Кутузова, Суворова (июль 1942г.), Ушакова и Нахимова (март 1944г.), разрешено ношение солдатских георгиевских крестов, полученных в Первую мировую войну. Были учреждены суворовские и нахимовские училища по типу старых кадетских училищ. Этими важными мерами возрождалась и укреплялась духовно-нравственная сила народа, подчеркивалась преемственность поколений, единство тысячелетней истории России.
Газета «Правда» стала печатать слово «Бог» с большой буквы. Осенью 1943 г. на страницах газет прозвучали слова с просьбой «молиться за победу над злейшим врагом – германским фашизмом». Было опубликовано послание митрополита Сергия к пастве: «С Божиею помощью и в эту годину испытаний наш народ сумеет по-прежнему постоять за себя и рано или поздно, но прогонит прочь наседающего чужанина. Такая надежда, как железная броня, да оградит нас от всякого малодушия перед нашествием врага. Каждый на своей страже, на своем посту будет бодро стоять, содействуя обороне Отечества нашего, и ревниво храня драгоценные заветы нашей святой Православной веры». Верующие сохраняли твёрдость духа в обстановке всеобщей растерянности. Атеизм никому не помогал преодолеть страх и уныние, панические настроения. Православие стало одной из составляющих того патриотизма, который воодушевлял солдат на борьбу с врагом. Только по официальным данным 50% населения оставались верующими.
Религиозное пробуждение коснулось всей армии - от рядовых бойцов до генералитета. О вере последних сохранились свидетельства очевидцев. Так, начальник Генерального штаба Б. М. Шапошников носил на груди образ святителя Николая. Маршал Г. К. Жуков всю войну возил в штабной машине Казанскую икону Божией Матери. Генерал Лобанов 16 февраля 1944 года при взятии г.Луки вызвал священника М.Образцова и попросил отслужить благодарственный молебен об одержании победы в присутствии всего штаба, рядовых красноармейцев и жителей окрестных деревень. Беспрецедентный случай произошел в Вене в 1945 году, когда по приказу маршала Толбухина в дар православному собору был отлит колокол с надписью: «Русской Православной Церкви от победоносной Красной Армии». Сталин, видя огромную силу веры Христовой понял, что надо возвращаться к церковной жизни. Война подвергла переоценке все стороны жизни советского государства, вернула людей к реальностям жизни и смерти. Анализ международного положения и религиозной ситуации на оккупированной территории убедили Сталина, что необходимо поддержать возглавляемую митрополитом Сергием Русскую Православную Церковь.
2.3. Материальная помощь Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны
30 декабря 1942 года митрополит Сергий (Страгородский) обратился к архиереям, священникам и приходским общинам Русской Православной Церкви с призывом: «Повторим от лица всей нашей Православной Церкви пример Преподобного Сергия Радонежского и пошлем нашей армии вместе с нашими молитвами и благословением вещественное показание нашего участия в общем подвиге: соорудим на наши пожертвования колонну танков имени Димитрия Донского». По инициативе митрополита Сергия верующие и священнослужители стали собирать деньги на устройство танковой колонны «Дмитрий Донской». На танки было собрано, не считая золотых и серебряных вещей, больше 8 миллионов рублей. В конце войны возле Берлина русские воины увидели колонну могучих танков, на каждом из которых светлой краской было начертано: «Построен на средства Православной церкви». В июле 1941 г. на двери Владимирского Успенского собора висела телеграмма: «Благодарю верующих города Владимира, собравших средства на постройку танковой колонны. Председатель Комитета Обороны Иосиф Сталин». Создание танковой колонны было не единственным случаем изготовления военной техники на церковные деньги. По инициативе прихожан Казанской церкви г. Ельца, на собранные ими 50 тысяч рублей, был отправлен на фронт танк, названный в честь святого князя Александра Невского. С этого времени началось формирование воздушной эскадрильи, так же названной именем великого национального героя. По всей стране собирались пожертвования на строительство самолётов (эскадрилья «Александр Невский»), на содержание раненых, на детей-сирот, потерявших на войне родителей, на тёплые вещи для бойцов. Только за первые три военных года 200 храмов Московской епархии собрали 12 миллионов рублей на нужды фронта. А всего взносы РПЦ в фонд обороны страны с 1941 г. по 1944 г. составили более 200 миллионов рублей.
2.4. Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви
Церковь заняла активную позицию, пробуждая и укрепляя патриотические чувства верующих, благословляя их на ратный подвиг и трудовые свершения. Верующие по-разному приближали победу русского народа над фашистскими захватчиками. Историки и мемуаристы описали все битвы на полях сражений Второй Мировой войны, но никто не в силах описать битву духовную, совершаемую великими и безымянными молитвенниками в эти годы.
Велик молитвенный подвиг, уцелевших во времена репрессий молитвенников земли русской. Одним из них был преподобный Серафим Вырицкий. Он тысячу дней и ночей стоял на молитве о спасении страны и народа России в тяжелейшие годы, когда страну терзали враги. Монах Серафим проживал в годы войны под Ленинградом, в поселке Вырица. В 1941 году ему было 76 лет. Еще до начала войны Серафим, подобно своему небесному покровителю Серафиму Саровскому, взял обет столпничества и молился в саду перед иконой Святого, стоя на коленях на камне. Он часто повторял «Один молитвенник за страну может спасти города и веси…» В годы войны батюшка Серафим молился еще больше. Он не имел возможности передвигаться самостоятельно, его выводили, а иногда и выносили на руках в сад для молитвы. В 1942 году поселок был занят немцами, вблизи Вырицы они создали лагерь принудительного труда для детей. Уцелевшие лагерные дети до сих пор помнят о старце. Н.Зеленина вспоминает: «Для каждого он находил утешительное слово, а плохого старался не говорить, чтобы не огорчить. Он лежал на своей кроватке и все время молился. Жил скромно, ел мало, все время постился. Если ему что приносили в голодное время, тут же отдавал нам, детям, или другим людям». Сохранились сведения и о материальных пожертвованиях Серафима Вырицкого.
Можно вспомнить также митрополита Николая (Ярушевича). Его работа в Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию немецко-фашистских злодеяний требовала частых выездов в прифронтовую зону. Там митрополит совершал богослужения в местных церквах, произносил свои пламенные проповеди и утешал исстрадавшийся народ, вселяя в него надежду на всемогущую помощь Божию, призывая паству к верности Отечеству.
В начале войны в Ленинграде оставалось пять действующих православных храмов. Температура в храмах часто опускалась ниже нуля. Певчие и прихожане от голода и холода едва держались на ногах. Шла стрельба. Митрополит Алексей (Симанский) жил при Никольском соборе и служил в нем каждое воскресенье. После войны многие священнослужители во главе с митрополитом Алексием были награждены медалью «За оборону Ленинграда». В истощённых, измученных до последней крайности людях вдруг приоткрылась ими самими до конца не понятная духовная сила, перед которой отступала мощь германского оружия. Там, где кончались человеческие возможности, осажденный город показывал, что существуют еще другие таинственные возможности, недоступные материалистическому объяснению. Митрополит Алексий вспоминает случай, который произошел в блокадном Ленинграде. «…После службы, убирая в храме, был найден сверток. Когда его развернули, то очень удивились, увидев там десятки золотых царских монет. Кто-то тайно пожертвовал их на нужды обороны, положив возле иконы Николая – Угодника». С 22 июня 1941 года по 1 октября 1944 года жители Ленинграда пожертвовали на нужды фронта ценностей на общую сумму свыше 27 миллионов рублей. Духовенство осажденного города несло свой подвиг. Протоиерей Николай Ломакин, давая показания на Нюрнбергском процессе, рассказывал, что в ленинградских храмах ежедневно отпевали по 100-200 умерших.
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) в годы войны работал как хирург, его труды по гнойной хирургии спасли тысячи жизней солдат и офицеров. Везде, где можно, Войно-Ясенецкий служил, проповедовал и оперировал. В 1945 была отмечена его врачебная и пастырская работа: он награждается медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне » и получает право носить бриллиантовый крест на клобуке. В феврале 1946 года архиепископ Лука стал лауреатом Сталинской премии I степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений.
День Победы, 9 мая 1945 г., совпал со светлыми днями Пасхи Христовой. Во всех храмах Русской Церкви совершались благодарственные молебны и служились панихиды по погибшим. 9 мая - не только праздник победы советского народа в Великой Отечественной войне. 9 мая считается и Днем поминовения вождей и воинов, погибших на полях сражений. В церквях и храмах России в этот день проводятся поминальные службы.
Заключение
Великая Отечественная война потребовала мобилизации всех ресурсов страны. Миллионы воевали на фронте и трудились в тылу. Иллюзии об отсутствии религии в Советском Союзе за период с 1917г. по 1941г. рассеялись быстро. В годы Великой Отечественной войны Православная Церковь объединилась с Советской властью в борьбе с фашистами. Войну объявили священной, освободительной, и Церковь благословила эту войну. Церковь не только оказывала материальную поддержку Красной Армии, но и морально поддерживала людей на фронте и в тылу. На фронте верили в чудотворную силу икон и крестного знамения. Молитвы выступали в роли душевного успокоения. Тыловики в молитвах просили Бога уберечь родных от гибели. Исследуя тему, я поняла, что государство в годы войны изменило отношение к религии потому, что наша Церковь и народ – единое целое, что Церковь всегда являлась оплотом для государства и своего народа. В вере народ черпает духовные силы.
Литература:
1. Аксенова Г.А.//Россия. Иллюстрированная энциклопедия//М.2007 год;
2. Вербицкая Л.А.. академик РАО, Фурсенко А.А., академик РАН. Школьная энциклопедия «Руссика». «История России. 20 век». – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003 год.
3. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю.Брандт «История России. XX- начало XXI века. Учебник для общеобразовательных учреждений». М. «Просвещение» 2007 год.
4. В.М.Казаков «Дозорная книга. Золотое сердце России»/ М.: Издательство журнала «Москва», 2001 год.
5. История Русской Православной Церкви. Т. 1, 1917-1970 годы. – СПб., 1997.
6. Нерсесов Я.М. Война народная. Великая Отечественная война 1941-1945. – М., 2005.
7. Ферберов А. Спаси и сохрани. – М., 2006.
8. Чудеса на дорогах войны. – М., 2005.
9. Энциклопедия для детей. История России и ее ближайших соседей. – М., 2001.
http://www.portal-slovo.ruhttp://project.1september.ru/works/588599http://www.ug.ru/method_article/81http://www.mpda.ru/site_pub/172346.html
http://www.portal-slovo.ru/impressionism/43927.php