Презентация по историческому краеведению на тему Ярославский край в составе Древнерусского государства


Урок № 2.Ярославский край в составе древнерусского государства. Учитель истории и обществознания Панфилова С.Е. Образование городов. В конце X — начале XI века Ростовская земля, в состав которой тогда входил и Ярославский край, превратилась в одну из крупных земель Древнерусского государства. Здесь происходил процесс формирования древнерусской народности, в котором наряду со славянами приняли участие и меря. Вместе со славянской колонизацией края начался процесс возникновения древнерусских городов.Главными причинами их возникновения были успехи в хозяйственном развитии. Сооружение каждого города было очень трудоемким делом. Ученые подсчитали, что для постройки деревянных укреплений длиной около одного километра требовалось не менее 80 тысяч кубометров леса и огромный объем земляных и плотницких работ. Большое число городов в нашем крае было показателем высокого уровня экономического развития.'Города нашего края возникали на крупнейших водных путях, что было очень важно для развития торговли. Кроме того, у каждого русского города были свои предшественники — протогорода. Так ученые называют те мерянские родо-племенные центры, которые уже существовали к моменту прихода славян на Верхнюю Волгу. Предшественником Ярославля называют, например, Тимеревское городище, предшественником Ростова — Сарское городище, а предшественником Переславля-Залесского — городище Клещин. Основание городов Ростов был одним из древнейших русских городов и самым древним городом в нашем крае. Известная летопись «Повесть временных лет» упоминает Ростов в рассказе о призвании варягов на Русь в 862 году. В договоре киевского князя Олега с Византией (907 год) Ростов называется в числе крупнейших центров Киевской Руси, который находился в зависимости от киевского князя. Ростов. К концу X века Ростов уже был крупным по тем временам городом. В 988 году киевский князь Владимир отдал его с землями на княжение своему сыну Ярославу (будущему Ярославу Мудрому). В 1010 году Ярослав получил княжеский престол в Новгороде, княжение в котором считалось более почетным. Ростов же достался его младшему брату Борису. Но княжение Ярослава и Бориса в Ростовской земле еще не означало, что она стала самостоятельной. Ярослав и Борис выполняли лишь роль наместников киевского князя. Основание Ярославля. До нас дошло несколько легенд и преданий об основании Ярославля. Наиболее известно «Сказание о построении града Ярославля». В нем рассказывается о том, что на том месте, где был основан город, находилось ме-рянское селище Медвежий угол. Его жители занимались скотоводством, охотой и рыбной ловлей. Нередко они грабили торговые суда, шедшие по Волге. Легенда об основании Ярославля. Князь Ярослав, проплывая однажды на ладьях со своей дружиной по Волге, увидел, как жители Медвежьего угла напали на купеческие суда и разграбили их. Он приказал дружине устрашить разбойников. После этого князь велел им подчиниться его власти и креститься. Жители Медвежьего угла согласились на все условия кроме крещения. Тогда князь приехал к ним еще раз, но уже вместе с епископом, пресвитерами и другими церковниками. Но язычники не пустили его в селение, выпустили на него «лютого зверя» (как полагают, медведицу) и натравили собак. Однако князь не растерялся, убил медведицу секирой и этим устрашил язычников. После этого он будто бы приказал построить на том месте храм Пророка Ильи и срубить город «во свое имя», то есть Ярославль. Более достоверной датой, связанной с основанием Ярославля, является 1071 год, когда Ярославль впервые упоминается в летописи. При этом о нем говорится как об уже хорошо известном городе, то есть возникшем задолго до этого времени. Дата основания Ярославля-1010 год. В последние годы официальной датой основания города стали считать 1010 год. Это последний год правления Ярослава Мудрого в Ростове. Князь, по этой версии, все годы своего правления в Ростове очень активно занимался укреплением своего княжества. Он же построил крепость Ярославль для защиты стольного града Ростова. Углич. Пока мы не можем подробно проследить древнейшую историю такого города, как Углич. По одному из местных преданий, он был основан в 947 году сборщиком дани, посланным сюда княгиней Ольгой. Археологические изыскания на территории Углича подтверждают его существование с X века. Первое же упоминание в летописи датирует «Углече поле» 1148 годом. Откуда пошло название «Углич». Название города некоторые историки производят от слова «уголь» — на этом месте в древности выжигали древесный уголь, другие — от слова «угол»: здесь Волга делала поворот. Есть также версия, что название города происходит от искаженного названия одного из славянских племен — «уличей». Переславль-Залесский. Первое упоминание в летописи города Переславля-Залесского (до XV века писали — Переяславль) относится к 1152 году. Он был основан недалеко от Клещина, старого мерянского поселения, в котором еще с IX века начали селиться славяне.Постепенно Клещин превратился в древнерусский центр со смешанным населением, которое включало в себя и обрусевшую мерю, и славян-переселенцев. Клещин был протогородом Переславля. Впоследствии произошел перенос города. По приказу князя Юрия Долгорукого из Клещина город переместился в Переславль, который стал новым центром уже княжеской власти. Спасо-Преображенский собор Xll век . Здесь, на берегу реки Трубеж, были заложены крепость и каменный Спасо-Преображенский собор. Это древнейший каменный памятник на территории нашей области. Почему город так называется. Название города Переславля ученые объясняют древнерусским личным именем — Переяслав, то есть это город Переяслава. Есть, правда, предание, которое объясняет название города так: это город, который «перенял славу» от южнорусского города с таким же названием. Принятие христианства В 988 году на Руси было принято христианство . В Ростовской земле христианизация началась с конца X века. Прибыв в Ростов, как рассказывает летопись, Владимир сокрушил языческих идолов и поставил здесь своего епископа. Князь приказал объявить в городе и по волостям, чтобы жители шли принимать крещение в озере Неро. Собралось множество народа с женами и детьми. Взрослых загнали в озеро, а детей оставили на берегу. Некоторые стояли «по уши» в воде. В одной стороне находились мужчины, в другой — женщины. Священники ездили по озеру на плотах и крестили стоявших в воде. При этом они давали крестившимся христианские имена. Князь Владимир вместе с митрополитом и всем священным собором стоял на берегу и наблюдал за ходом крещения. Все это произошло в июле 992 года. Крещение Ростовской земли не привело к полной победе новой религии. Христианство распространялось здесь с большими трудностями. Славянское и мерянское население сопротивлялось христианизации и не хотело подчиняться церкви и государственной власти. «Повесть временных лет» упоминает о восстании местного населения в 1071 году, во главе которого стояли волхвы — языческие жрецы. Народные восстания. Первым проявлением недовольства было восстание смердов в Суздальской земле в 1024 году. Поводом к восстанию стал голод, охвативший Суздальскую землю. Движение возглавили волхвы. Они обвинили «старую чадъ» (знать) в том, что она скрывает запасы хлеба и прочих продуктов — «голод пущает». Движение приняло невиданные для того времени размеры. Это отметил летописец, записавший, что «был мятеж велик».Восставшие избивали «старую чадъ», которая сосредоточила в своих руках запасы продуктов. Восстание началось в Суздале, потом перекинулось в Ростовскую землю. Народные восстания в Древней Руси XI-XIII вв Ярослав Мудрый, узнав о восстании, немедленно направился со своей дружиной в Суздаль, чтобы расправиться с волхвами. Летописец сообщал, что «захватив их, он одних из них сослал, а других казнил». Но голод удалось прекратить, только доставив из Волжской Болгарии «жито», то есть продовольствие. Восстание 1071 года. В 1071 году подобное восстание произошло в Ростовской земле. Поводом также послужил голод. Летопись рассказывает, что в Ростовской земле появились два волхва из Ярославля, которые повели восставших вверх по берегу Волги. Они сказали: «Мы знаем, кто хлеб держит», — ив каждом погосте указывали на «лучших», то есть знатных женщин, говоря: «Вот эти жито держат, эти мед, эти рыбу и меха». Восставшие убивали знатных женщин и забирали их имущество. Когда они по берегу Шексны дошли до Белоозера, то их уже было 300 человек. В это время там собирал дань воевода киевского князя Святослава Ян Вышатич. Вышатич стал доискиваться, чьи это смерды и волхвы. Узнав, что они князя Святослава, он потребовал от восставших выдать ему волхвов. Когда восставшие отказались это сделать, Ян взял с собой двенадцать вооруженных дружинников и отправился с ними к волхвам в лес. Восставшие набросились на него с топорами и чуть не убили. Тогда Ян приказал дружинникам бить их. Смерды бросились в бегство. После этой стычки Ян возвратился в город и потребовал от жителей, чтобы они схватили волхвов, грозя в противном случае пробыть у них целый год. Тогда белоозерцы схватили волхвов и привели их к Яну. Ян повелел бить волхвов, вырвать у них бороды, вложить в рот обрубок и пустить перед собой в лодке вниз по Шексне. Когда приплыли к устью реки, он спросил у лодочников, у кого из них волхвы убили родных. Те отвечали, что у одного убили мать, у другого сестру, у третьего дочь. «Мстите за своих», — сказал Ян. Лодочники схватили волхвов, убили их и повесили на дубе. Так закончилось это восстание, за религиозной окраской которого просматривались и его антифеодальные черты. Вопросы для контроля. 1.Каковы причины возникновения городов на территории нашего края?2.Почему постройка города была трудоёмким делом?3.Показателем чего было большое количество городов в нашем крае в древности?4.Что учёные называют протогородом?5.Перечисли наиболее старые города на территории нашего края и годы их основания.6.Можно ли сказать, что христианизация края проходила мирным путём? Свой ответ обоснуй.7.Какой вывод ты сделал для себя по данной теме?