Презентация по историческому краеведению на тему Ярославский край в глубокой древности


Ярославский край в глубокой древности. Наши представления о древнейшей истории Ярославского края основываются прежде всего на данных археологии. Первые археологические исследования на территории края были проведены еще полтора века назад, и с того времени изучение древнейшей истории края не прекращается. Каменный век В 1967 г. Верхневолжская археологическая экспедиция АН СССР обнаружила неподалеку от города Углича, у села Золоторучье, стоянку древнего человека эпохи верхнего палеолита. Были найдены самые настоящие мастерские по изготовлению каменных орудий труда. Здесь было множество отщепов, полуфабрикатов, а так­же готовых уже орудий труда из кремня.Археологи пришли к выводу, что эта стоянка существовала примерно 20 - 15 тыс. лет назад. Эта дата и может считаться временем появления первых людей на территории Ярославского края. Мезолит В эпоху мезолита (12-8 тыс. лет назад) люди продолжали заселять наш край. На территории Ярославской области известны мезолитические стоянки - Дудкино, Воздвиженье и другие. Люди эпохи мезолита занимались охотой на крупных и мелких животных. Кроме копья они уже имели лук и стрелы. Большую роль в их жизни играло собирательство и рыболовство. Люди жили родовыми общинами. Они строили небольшие полуземлянки, что позволяет говорить о переходе к оседлому образу жизни. Неолит На смену мезолиту пришел новый каменный век -неолит (6—3 тыс. лет до н. э.). Люди этой эпохи продолжали заниматься охотой, собирательством и рыболовством. Встречающиеся в ходе археологических раскопок кости свиней, овец и крупного рогатого скота позволяют говорить о зачатках примитивного скотоводства. В это время появились новые приемы обработки камня: пиление, сверление, точение и шлифование. Исключительно важное значение имел каменный топор. С его помощью человек боролся с лесом, строил жилища, сооружал загороди для скота, создавал средства передвижения: плоты, челны, сани, повозки, лыжи. Неолит Селения людей эпохи неолита находились, как правило, по берегам рек и озер. Чаще всего это были небольшие поселки в пять - десять жилищ. Из стоянок этого времени на территории края известны Уница у озера Неро, Польцо на берегу Плещеева озера. Андреевское и Устье - обе недалеко от Ярославля на левом берегу Волги. В начале 70-х гг. археологическая экспедиция Ярославского государственного университета обнаружила неолитическую стоянку в заволжской части Ярославля напротив Стрелки. Она датируется IV-IIтыс. до н. э., то есть это самое древнее поселение человека на территории современного Ярославля. Фатьяновская культура –бронзовый век. Фатьяновские племена, получившие свое название по найденному археологами могильнику у деревни Фатьяново близ Ярославля. На территории Верхней Волги они существовали примерно с 1800 до 1200 гг. до н. э. Бронзовый век. Племена фатьяновской культуры отличались от соседних племен ярко выраженными особенностями. Фатьяновцы применяли каменные шлифованные клиновидные топоры и копья из кремня, камня и кости. Но они были знакомы и с металлом . Археологи находят при раскопках фатьяновских поселений топоры, шилья и украшения. Фатьяновцы умели делать глиняную лепную посуду - шаровидные сосуды с высокой шейкой, богато украшенные узором: ромбами, елочками, зигзагами, решетками.Главным занятием фатьяновцев было скотоводство. Они разводили овец, свиней, коров и лошадей. Жили патриархально-родовыми коллективами, переходя от матриархальных отношений к патриархату.Самостоятельное существование фатьяновских племен насчитывает несколько столетий. Затем они были поглощены финно-угорскими племенами, которые пришли в Волго-Окское междуречье из Прикамья и Зауралья. Боевой сверленый топор Дьяковская культура –железный век. Во второй половине I тыс. до н. э. - первой половине I тыс. н. э. территорию Верхней Волги занимали уже финно-угорские племена. По имени городища, найденного археологами у села Дьяково под Москвой, они получили название дьяковских. Дьяковские городища представляли собой небольшие, искусно укрепленные валами и рвами поселения. Иногда валы обмазывались глиной, которую обжигали с помощью костров. По валу или даже вокруг всего поселка сооружался деревянный тын. С первых веков н. э. наряду с укрепленными городищами стали появляться открытые селища. Дьяковцы разводили крупный рогатый скот, а также лошадей, овец и свиней. Прежде всего они были скотоводами, земледелие у них имело подсобный характер. Березняки. Наиболее известным поселением дьяковцев на территории Ярославского края является городище Березняки, находившееся недалеко от Рыбинска, на правом берегу Волги в устье реки Сонохты. Оно относится к III-IVвв. н. э. Городище было обнесено бревенчатой оградой, внутри которой находилось общественное здание, шесть бревенчатых жилищ и хозяйственные постройки, в том числе кузница. Березняки. Городище Березняки было ремесленно-металлургическим центром и обеспечивало железными изделиями всю округу. Его жители занимались также и скотоводством. Археологи обнаружили здесь во время раскопок так называемый "домик мертвых", куда складывались остатки трупосожжений. Там же были найдены железные топоры, ножи, стрелы и украшения. Меряне. Ученые считают, что дьяковские племена являлись непосредственными предками других финно-угорских племен меря и весь. Первые сведения о мерянских племенах относятся к VI в. н. э Ме́ря — древнее финно-угорское племя, жившее на территории Владимирской, Ярославской, Ивановской, а также частично на землях современных Московской, Вологодской  и Костромской областей. В VIII-IXвв. у мерян появились поселения городского типа (некоторые ученые называют их "протогородами"). Из них мы знаем Сарское, Тимеревское, Михайловское и Петровское городища. Все эти поселения в той или иной мере уже являлись центрами ремесла и торговли. В русских летописях есть упоминания о племени меря, относящиеся к IX – началу X вв.   «Повесть временных лет» сообщает: «на Ростовском (Неро) озере меря сидит и на Клещине (Плещеевом) озере меря же», а также, что в 859 году варяги обложили данью меря. Народ меря принимал участие в военных походах Олега. Последнее летописное сообщение 907 года свидетельствует, что племя меря было в составе войска князя Олега, идущего на Царьград.  Больше в письменных источниках упоминаний о меря нет. Но есть еще сведения, полученные в результате раскопок. Благодаря им известно, что меряне были носителями древней и развитой культуры. Это были земледельцы, скотоводы, огородники, охотники и рыболовы. Знали меряне и ремесло. Среди ремёсел особенно были развиты у них  кузнечное, бронзолитейное и косторезное. Поклонялись священным животным. Находки небольших бронзовых идолов, талисманов – «оберегов»,  изображающих тотемических животных (особенно коня, утку, медведя) говорят  об этом. В IX-XI вв. точно так же, мирно, здесь расселились славяне. Они сорвались с родных земель, спасаясь от притеснений князей и бояр. Это были мирные люди, которые хотели просто выращивать хлеб и разводить скот. И они пришли в мирный край. Земли вокруг было достаточно, и славяне расселились по соседству с меря.Славяне принесли сюда свою культуру, своих богов, и эти боги не отрицали мерянских идолов. Люди мирно уживались друг с другом, точно так же мирно сосуществовали и боги. Постепенно произошло слияние этих народов.  Археологические раскопки показывают сосуществование в один и тот же период славянской и финно-угорской культур в одних и тех же поселениях тех веков.