Формы и методы на уроке математики


"Личность – звено между мотивацией и ее реализацией” (З. Фрейд)
(слайд 2)
Основу мотивации составляет потребность в чем-либо. Мотивация –процесс побуждения себя и других к деятельности. Однажды мне ученик сказал на уроке: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что “интерес” (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки: “хочу – могу – выполняю с интересом – личностно – значимо каждому” (Якиманская И.С.), то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения. Значит нужно так заинтересовать ребенка, чтобы ему было интересно на уроке. А помогают мне в этом разнообразные методы и формы.
Например, в 5 классе при изучении темы: «Сложение и вычитание натуральных чисел» я использую «Круговые примеры», которые очень нравятся учащимся, и они с удовольствием их решают. Также им нравятся тестовые задания, приближенные к ЕГЭ (слайд3). Очень часто использую работу в парах: по тексту учебника и даю свои задания (слайд 4).
При изучении в 8 классе темы: «График функции у=к/х и его свойства» я применяю ИКТ-технологию, где наглядно видно расположение графика на координатной плоскости (слайд 5). Также эту технологию я использую в 7 классе при изучении темы: «Остроугольный, тупоугольный и прямоугольный треугольники» (слайд 6),при изучении темы «Симметрия в пространстве» в 11 классе я использую презентацию, в ходе которой мы с учащимися совместно комментируем каждый слайд, анализируем виды движений в пространстве - групповая работа (слайд 7).
Также в своей работе я использую фронтальный опрос учащихся при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. На каждом уроке мы решаем задания из КИМОВ (слайд8,9).
Во внеурочное время формы и методы использую на спецкурсах, в математических конкурсах, например «Кенгуру – математика для всех».
“Если на уроке ученик переживает свои успехи или неудачи – это способствует развитию мотивации и центров саморегуляции” (Выгодский Л.С.). Таким образом, получается, что каждый ученик “свободен” принять любое решение, любой объем материала, но он, конечно, постарается принять такой уровень, какой ему по силам, но в будущем этот уровень будет обязательно расти. Приведу несколько примеров, терминов вызывающих у учащихся особый интерес.
"Конус" - это латинская форма греческого слова "конос", означающего сосновую шишку.
"Сфера" - латинская форма греческого слова "сфайра" - мяч.
"Линия" происходит от латинского слова "линеа", образовавшегося от слова "Linum" - лён, льняная нить, шнур, верёвка.
"Цилиндр" - латинская форма греческого слова "кюлиндрус", означающий "валик", "каток".
При желании таких примеров можно отыскать много. Такого рода информация печатается в различных математических изданиях, в частности в журнале "Математика в школе", газете "Первое сентября", а также в книгах по истории математики.
Ещё больший интерес у учащихся вызывают следующие задания. Например, при изучении темы "Окружность и круг"(6кл.) сообщаю детям, что по- латински "радиус" - "спица колеса", и предлагаю им нарисовать радиус окружности. В 7 классе предлагаю учащимся нарисовать параллельные прямые после расшифровки, что по-гречески "параллелос" - это идущие рядом.
Расскажу ещё об одном примере введения нового геометрического понятия. Перед тем как познакомить учащихся с новым видом четырехугольника - ромбом (8кл.) показываю альбомный лист, в центре которого расположен небольшой ромб красного цвета, и спрашиваю, что, по их мнению, здесь изображено. Среди всех вариантов ответов выделяю два: это ромб (в классе всегда находится тот, кто знает эту фигуру) и это игральная: туз бубновой масти. После чего с удовольствие рассказываю, что их ассоциации были не случайными. Оказывается, "ромб" - латинская норма греческого слова "ромбос", означающего бубен.
Ответственность учеников за учебу, достижения в ней – мечта каждого учителя. Одну такую тактику обучения, ведущую к передаче ответственности, для детей, имеющих трудности в обучении описал М.Раттер .Она состоит из нескольких этапов, следуя которым, учитель может установить контакт с ребенком, преодолеть возникшее у него отрицательное отношение к учебе и добиться того чтобы ребенок успешнее обучался по предмету и сам следил за своими успехами.
Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.