Рабочая программа факультатива Мой портфолио


Пояснительная записка
Структура и содержание рабочей программы соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
В рамках осуществления модернизации российского образования на средней ступени общего среднего образования технология составления портфолио является наиболее актуальной в связи с тем, что портфолио является тем документом, который наиболее полно отражает достижения обучающегося.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи, поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся, формировать умение учиться ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Ведение портфолио может повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, а это сделает более достоверным и ответственным выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников. Предполагаемый курс представляет структуру и технологию составления портфолио, его примерное содержание, формы организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся.
Цель обучения: создать образовательное пространство, способствующее личностному самоопределению учащихся, оказать им помощь в снятии комплексов низкой самооценки, научить их презентовать свои достижения.
Задачи:
Формировать умение учиться: ставить цели, планировать, организовывать и анализировать собственную учебную деятельность;
Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащегося;
Развивать умения демонстрации собственных достижений и самопрезентации;
Создавать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;
Поощрять активность и самостоятельность ученика, расширять возможности обучения и самообучения
Укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой
Общая характеристика занятий (внеурочная деятельность)
Наряду с введением единого государственного экзамена реалиями сегодняшнего дня в современной российской школе становятся и иные формы контроля качества образования. Одной из форм индивидуальной оценки знаний учащегося, наиболее актуальной в условиях перехода к профильному обучению, называют "портфолио достижений ученика". Термин "портфолио" прочно входит в нашу жизнь. После выхода из школы ученику придётся столкнуться с тем, что ему необходимо будет уметь "прорекламировать" себя с помощью собранной информации.
Портфолио ученика – это комплект документов, представляющий совокупность индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами контрольных, диагностических работ и экзаменов является определяющей образовательного рейтинга ученика (а в дальнейшем выпускника) школы.
Портфолио ученика включает в себя работы, выполненные как в урочное, так и во внеурочное время. Состав портфолио ученика и ранжирование сертификатов достижений определяется следующим образом. Учащийся презентует содержание своего портфолио на родительской или ученической конференции, классном собрании, чтобы продемонстрировать самостоятельность мышления, полученные знания, способность анализировать свои успехи, давать им собственную оценку. На презентацию ученик выходит с комментарием к собственному портфолио, который должен отражать собственные мысли в отношении всей совокупности представленных работ. Результат портфолио включается в суммарный образовательный рейтинг ученика.
Портфолио ученика в первую очередь это механизм построения индивидуальных учебных траекторий учащихся. Портфолио должно помочь ученику, родителям и наставникам правильно выбрать подход и выстроить индивидуальную программу обучения ребенка средней школы. Благодаря такому досье образовательных результатов нашего ученика можно судить о его учебных, творческих, коммуникативных способностях.
Виды контроля
Педагогическая диагностика имеет в качестве предмета три области: результаты обучения в виде оценки знаний (академические достижения учащихся), анкеты и другие опросные методы дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. Для изучения личностных особенностей используют анализ творческих работ учеников (сочинения, рисунки), тесты. Тесты позволяют судить об ученике на основе успешности выполнения деятельности. Это тесты интеллекта, способностей и тесты достижений, проверки знаний, они не измеряют собственно качества личности в каких-то условных единицах, уровнях, они обнаруживают понимание учеником определенных ситуаций, отношения, оценку школы, себя, окружения, его моральные позиции.
Формы организации образовательного процесса
Данная внеурочная деятельность имеет четкую направленность. Выбор той или иной формы происходит в зависимости от целей и задач конкретного раздела или темы программы. В качестве методических приемов могут быть использованы беседы, тренинги, самостоятельная работа школьников, индивидуальные задания и анализ практической деятельности детей. В программе работы: индивидуальные занятия; занятия в группах, встречи со школьным психологом и социальным педагогом; практическая работа (заполнение папки «Портфолио», участие в конкурсах. Портфолио ученика включает в себя работы, выполненные как в урочное, так и во внеурочное время
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации и учебный план МБОУ «СОШ № 9 имени М.И.Баркова» отводит 34 часа в год (1 часа в неделю, 34 учебные недели) для внеурочной деятельности «Портфолио» в 5 классе на этапе среднего (полного) общего образования.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты обучения
уметь самостоятельно мотивировать внеклассную деятельность;
сознательно планировать, организовывать и анализировать свою деятельность
быть способным к объективному самооцениванию и самокорректировке результатов;
работать индивидуально, в группе, полемизировать в рамках толерантных отношений;
быть способным к выбору решения любой проблемы с точки зрения гуманистической позиции;
понимать и реализовывать себя как субъект, способный к творческому изменению, самосозиданию.
Метапредметные результаты:
работать с различными видами информации (структурировать информацию, осуществлять маркирование, составлять тезисы, вопросы.);
общаться с другими людьми в рамках толерантных отношений;
владеть приемами публичного выступления, уметь презентовать свою деятельность и свои результаты, формулировать проблемные вопросы, формулировать выводы, быть способным к корректировке и дальнейшему исследованию;
решать проблемы с использованием различных источников информации, в том числе электронных;
быть способным к индивидуальной учебной работе, а также при сотрудничестве в парах или группах моделировать и регулировать процессы взаимодействия;
Предметные результаты:
совершенствовать компетентности, необходимые для организации и анализа собственной деятельности
уметь работать с анкетами, тестами, опросниками и т.д.
уметь анализировать собственные результаты, находить пути усовершенствования своих пробелов
уметь систематизировать информацию и раскладывать документы (творч. работы, грамоты и т.д.) в нужные разделы папки «Портфолио»
Учебно-тематическое планирование
по внеурочной деятельности
«Работа с портфолио»
предмет
Классы: 5 Д
Учитель: Журавлева Елена Владимировна
Количество часов
Всего 17 час.
Дополнительная литература:
Портфолио ученика средней школы / авт.- сост. И.Г. Юдина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 223 с.
Портфолио школьника. З.М.Молчанова, А.А.Тимчан. М.Просвещение.2012.
Личностный портфель школьника . З.М.Молчанова, А.А.Тимчан. М.Интеллект-Центр.2011.
Компьютерная программа «Портфолио ученика. Оценка достижений школьников.» Серия «Административное управление образовательным учреждением».Издательство «Учитель». 2012.

п/пРаздел Тема Кол-во
час Тип урока Требования к уровню подготовки Формы контроля
Практические работы Дата
1 Портфолио как способ саморазвития ученика Что такое портфолио. Структура портфолио: перечень разделов
1 комбинированный Знать что такое портфолио и его назначение. Уметь структурировать своё портфолио. Фронтальная беседа, устный опрос,
Анкетирование 2 Типы портфолио.
Какой тип выбрать? Примерный перечень творческих работ. Портфолио работ 1 комбинированный Уметь создавать необходимые разделы в портфолио 3 Знакомство и создание разделов портфолио 1 комбинированный Разработать разделы портфолио согласно плану 4 Работа с разделом «Мой портрет» «Тайны моего характера» ИКТ 1 комбинированный Сбор и оформление информации о себе. Уметь строить монологическое и диалогическое высказывание, уметь слушать собеседника, задавать вопросы. 5 Я и мой гороскоп 1 комбинированный Уметь извлечь необходимую информацию, заполнить бланк 6 Работа с разделом «Мои друзья». Работа с разделом «Мои увлечения». 1 комбинированный Сбор и представление информации 7 «Мои любимые школьные предметы» 1 комбинированный Уметь извлечь необходимую информацию, заполнить бланк 8 «Моё генеалогическое древо» Профессии моих родителей. 1 комбинированный Сбор и представление информации в таблицу 9 Темперамент человека 1 комбинированный Узнать об определении характера человека и темпераменте человека; определить свой вид темперамента анкетирование 10 Работа с разделом «Моя учёба в школе» 1 комбинированный Сбор и представление информации в таблицу Фронтальная беседа, устный опрос,
11 «Мой класс» комбинированный Сбор и представление информации в таблицу Фронтальная беседа, устный опрос,
12 «Мои достижения» 1 комбинированный Сбор и представление информации в таблицу Фронтальная беседа, устный опрос,
13 «Моё культурное просвещение» 1 комбинированный Сбор и представление информации в таблицу Фронтальная беседа, устный опрос,
14 Мои планы на будущее: стратегии успеха 1 комбинированный Формировать представление о том, как здоровье молодого человека соотноситься с его будущим Устная беседа 15 Моё мнение 1 комбинированный Узнать о способах эффективной аргументации и о том, как важно иметь своё мнение и уметь его отстаивать тренинг 16 Жизненные ценности 1 комбинированный Познакомить с понятием «Ценность», формировать положительное отношение к ценностям тренинг 17 Итоговое занятие: подводим итоги 1 комбинированный Устная беседа