Презентация к уроку литературы Прошлое – родина души человека (по рассказу В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»).


учитель МКОУ «Харбинская средняя общеобразовательная школа»Ангарикова Байн Анатольевна Прошлое – родина души человека (по рассказу В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»). Вопрос урока: Почему герою дорога старая пожелтевшая фотография? Виктор Астафьев. «Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Память моя, сотвори ещё раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнёт усталости... И воскреси – слышишь? – воскреси во мне мальчика, дай успокоиться и очиститься возле него...» Фотография, на которой меня нет Виктор Астафьев: «Озари же, память, мальчика до каждой веснушки, до каждой царапины, до белого шрама на верхней губе – учился когда-то ходить, упал, рассек губу о ребро половицы. Первый в жизни шрам. Сколько потом их будет на теле и в душе?.. Сквозь всё это, сквозь! Туда, где на истинной земле жили воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так, за то, что ты есть, и знающие одну-единственную плату – ответную любовь» Музей повести «Последний поклон» Дом бабушки Екатерины Задание 1 группе. Составьте связный рассказ о бабушке героя, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы Как бабушка относится к внуку и как это ее характеризует?С какой целью автор в точности воспроизводит речь бабушки, не заменяя ее правильной литературной речью?Как любовь бабушки к цветам и украшению зимних окон характеризует ее?Начните свой рассказ со слов: “Главное, что рисует писатель крупным планом, – это человеческие характеры...”.В конце сделайте вывод: “Повесть, в которую включен рассказ, называется “Последний поклон”. Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что...” Я вспоминаю первого учителя:Вот он стоит, диктуя у доски.И буквы неуверенно, мучительноВыводят малыши ученики.Был Архимедом он и был Гомером,Он всё умел на свете, добрый маг. Задание 2 группе.Составьте связный рассказ об учителе Овсянской начальной школы, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы. Обратите внимание на внешность учителя. Как характеризуют учителя его поступки?Какое отношение к учителю в деревне. Почему?Начните свой рассказ со слов: “В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель...”В конце сделайте вывод: “Благодарная память героя сохранила образ учителя, потому что...”. И. Пчёлко.Иллюстрация к рассказу - Я принёс тебе фотографию, - сказал учитель. Задание 3 группе.Составьте связный рассказ о школе 30-х годов и учениках, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы. Опишите школу, в которой учился герой. На какие детали вы обратили внимание? Перечитайте описание школьной фотографии. Какими вы представляете учеников “Овсянской начальной школы”? Охарактеризуйте Саньку. Начните свой рассказ со слов: “Писатель штрихами, деталями восстанавливает прошедшие годы...”.В конце сделайте вывод: “Пожелтевшая школьная фотография дорога автору, потому что...”  Нет! Никогда не умирает тот,Чья жизнь прошла светло и беспорочно,Чья память незабвенная живет,В сердцах людей укоренившись прочно. Задание 4 группе.Составьте связный рассказ о главном герое, включив в него цитаты, свои наблюдения и выводы. Каким вы представляете главного героя? Охарактеризуйте его.Подберите определения. Какой он, герой рассказа?Начните свой рассказ со слов: “Вспоминая свое далекое детство, автор рассказывает о человеческих характерах, человеческих взаимоотношениях, и по этим воспоминаниям мы можем судить и о самом рассказчике...”.В конце рассказа сделайте вывод: “Рассказ о далеком детстве нашел отклик в сердцах читателей, потому что...” С. Сюхин. Иллюстрация к рассказу Каждую свою книгу, да и каждую строку, и поступок свой просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно… сделанную работу… Фотография, на которой меня нет Как много жёлтых снимков на РусиВ такой простой и бережной оправе!И вдруг открылся мне и поразилСиротский смысл семейных фотографий:Огнём, враждойЗемля полным - полна,А близких всех душа не позабудет…Николай Рубцов. Домашнее задание Сочинение «История одной школьной фотографии». Рефлексия. Закончите предложение:Сегодня на уроке я открыл...почувствовал...узнал...понял...задумался...испытал...приобщился…