Презентация по русскому языку на тему Глагол(5 класс)


Глагол как часть речи Обозначаетдействие предмета Отвечает на вопросыЧто делать?Что сделать? Изменяется по временам Прошедшее время Настоящее время Будущее время Изменяется по числам и родам Изменяется по лицам и числам НЕ с глаголами Пишутся раздельно Пишется слитно с глаголами –исключениями, которые не употребляются без НЕ Прочитайте предложения. Чем они вас удивили?Лучше недосолить, чем пересолитьПотчевать велено, а неволить грех.Я негодую на то, что делает людей несчастными.Видит око, да зуб неймёт Неопределённая форма глагола-это начальная форма глагола Отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? Не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода Неопределённая форма имеет окончание –ТЬ (-ТИ) и нулевое окончание в глаголах на -ЧЬ Задание: образовать от данных существительных однокоренные глаголы, поставить их в неопределённую форму, обозначить окончание и кореньУвлечение, беседа, сожаление, сотрясение, удивление, наслаждение, скрип, раздражение, удаление, приложение. Задание: выписать глаголы в неопределённой формеХорошо на свете жить, с ясным солнышком дружить, свежим воздухом дышать, при открытых окнах спать, руки мыть перед едой и следить за чистотой, мокрой тряпкой пыль стирать, чаще в доме убирать.Братья дружною толпою выезжают погулять, серых уток пострелять.Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы.Жить – Родине служитьХотел Жилин примечать дорогу, куда его везут, да глаза замазаны кровью, а повернуться нельзя.Переехали речку, стали подниматься по высокой горе, запахло дымом, забрехали собаки. Глагол в неопределённой форме может быть любым членом предложения Задание: определить, каким членом предложения является глагол в неопределённой формеГрамоте учиться- всегда пригодится.Мне выпало счастье быть русским поэтом.Люблю следить за чайкой крылатойЛосёнок к водице сбегает напиться. Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах Глагол отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? т.е. стоят в форме 3 лица (он, она, оно, они)Брат учится Глагол отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? т.е стоит в неопределённой формеСпособны учиться 1. Гаснет вечер, даль синеет, солнышко сади___ тся 2 Сонный туман на лугах серебри______, чёрный туман отсырел и дыми____ тся тся 3. Тут солнце решило приня____ за дело, и поле в неделю зазеленело. ться 4. Встаёт стеною золотой, волнуе_____ пшеница, и каждый колос налитой к земле готов клони_____ тся ться Виды глагола Совершенный вид Несовершенный вид Отвечают на вопросы ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЮ? Отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЮ? ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО БУДУ ДЕЛАТЬ? Обозначают действие в его течении (процессе)Мальчики решали задачу Обозначают действие как достижение цели (результат)Мальчики решили задачу. Характерны суффиксы -И, -НУ и приставка С- Характерны суффиксы –И-, -ВА-, -ИВА- (-ЫВА-) и отсутствие приставок Глаголу одного вида может соответствовать глагол другого вида с одним и тем же лексическим значением. Такие глаголы образуют видовую пару. Задание: образуйте от данных глаголов формы несовершенного вида при помощи суффиксов –ЫВА, -ИВА-, -ВА Опоздать на поездОглядеться вокругВылить водуРазвить мысльДать советРассказать новостиЗаработать деньгиЗатронуть вопросПеречитать рассказВстать раноИздать стихи Опаздывать на поездОглядываться вокругВыливать водуРазвивать мысльДавать советРассказывать новостиЗарабатывать деньгиЗатрагивать вопросПеречитывать рассказВставать раноИздавать стихи Буквы Е-И в корнях с чередованием. -бер- бира--пер-пира--дер-дира--тер-тира--мер-мира--стел-стила- В корнях с чередованиями Е-И пишется И, если после корня стоит суффикс –А- Внимание!Написание Е-И в корнях нельзя проверить ударением Работа с перфокартой 1 вариантБл___статьЗам___ретьЗам___ратьРасст___литьПост____литьБл___стетьПрот____ратьРаст____ратьРасст___лать 2 вариантБл___стетьЗап___ратьЗаст___литьСоб___руСоб___раюПодж____гатьЗап____ретьУд___ратьВыт___рать И Е И Е Е Е И И И Е И Е Е И И Е И И 3 вариантПроб___ратьРаст___ретьБл___щетПроб___ратьсяСд___раюСд___рётВыт___ретьПриб___руБл___снуть И Е Е И И Е Е Е Е Время глагола Настоящее Прошедшее Будущее Что делаю? Что делаем? Обозначает действие, совершаемое в данный момент времени Что делали? Что сделали? Обозначает уже свершившееся действие Что сделаем? Что будем делать? Обозначает действие, которое произойдёт Виды глаголов Настоящее Прошедшее Будущее Соверш.видЧто сделать? Несов. видЧто делать? делаю сделал делал сделаю Буду делать Вывод: Глаголы совершенного вида имеют две временные формы: прошедшее и будущее время, а глаголы несовершенного вида- три временные формы: настоящее, прошедшее и будущее время Прошедшее время От данных глаголов в неопределённой форме образовать глаголы прошедшего времени. Выделить суффиксы. БежатьСуметьРасцветатьПрипаятьНравиться БежалСумелРасцветалПрипаялНравился Настоящее время !Все глаголы настоящего времени- несовершенного вида Задание: Записать текст. В глаголах настоящего времени выделить окончания, указать их значения. Какое наслаждение выехать весной до зари! Вы выходите на крыльцо. На тёмно-сером небе кое-где мигают звёзды. Влажный ветерок изредка набегает лёгкой волной. Слышится сдержанный шёпот ночи. Деревья слабо шумят. Пруд едва начинает дымиться. Светлеет воздух, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. Выходите – 2спр.,1-е л.,мн.ч Мигают – 1спр.,3-е л.,мн.ч. Набегает - 1 спр.,3-е л., ед.ч Слышится – 2 спр..3-е л., ед.ч Шумят - 2 спр..3-е л., мн.ч Начинает - 1 спр.. 3-е л., ед.ч Светлеет - 1 спр., 3-е л., ед.ч Яснеет - 1 спр., 3-е л., ед.ч Белеют - 1 спр., 3-е л.,мн.ч Зеленеют -1 спр., 3-е л.. мн.ч Глаголы настоящего времени обозначают действие, происходящее не только в момент речи, но и постоянно. Будущее время Простая форма(Что сделает?)Заиграет Сложная форма(Что будет делать?)Будет играть Задание: обозначить время и вид глаголов Светлые волокна облачков плывут по чистому небу и тают в прозрачной синеве. Голубые дубравы насквозь просвечивают солнцем. Нежными тонами лиловеют осиновые вершины. Зеленеет, цветёт, звенит и веселится всё в природе. Ласкает солнце безлистые берёзы, что-то нашёптывает им ветер. Но не торопятся берёзы распускаться. Ждут они, когда наступит надёжное тепло, набухнет дерево соком и опрыснет тебя сладкими брызгами. Спряжение глагола Это изменение глагола по лицам и числам В русском языке два вида спряжения -1 и 2 Нужно уметь определять спряжение, чтобы не сделать ошибки в написании окончания глагола. Для этого есть две возможности:По ударному личному окончанию глаголаПо гласной суффикса глагола в неопределённой форме Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения Мн.ч Ед.ч 1л.2.Л3 л. У,ю шь т Е Е м те Ут, ют 1л.2л.3 л. У,ю И шь т И м те Ат, ят Задание: распределить глаголы по типам спряжений Говорит, вьются, нырнёте, кричит, шьём, звенят, шевельнёт, зовут, грызёт, летишь, гласят, шевелит, растёшь, стремишься, польёт, разглядишь, начнут, блестят 1 спряжение: Вьются, нырнёте, шьём, шевельнёт, зовут, грызёт, растёшь, польёт, начнут 2 спряжение:Говорит, кричит, звенят, летишь, гласят, шевелит, стремишься, разглядишь. блестят Правописание безударных личных окончаний глаголов !Чтобы не ошибиться в написании безударного личного окончания глагола, необходимо определить его спряжение Для этого необходимо: Поставить глагол в неопределённую формуПосмотреть, на что оканчивается глагол (суффикс перед –ть)Проверить, входит ли глагол в список глаголов – исключений Если да, то глагол 2-го спряжения, если нет,то-1-гоНаписать соответствующее окончание Глаголы –исключения 2-го спряжения Все на –ить (кроме брить, стелить) 7 на –етьТерпетьВертетьОбидетьЗависетьНенавидетьВидетьСмотреть 4 на –атьДержатьСлышатьДышатьГнать Выписать из текста в 2 столбика глаголы 1 и 2 спряжения Каланы-самые редкие звери. Они жив.т на Командорских островах. Целый день каланы провод.т в море. Они игра.т, резв.тся, покачива.тся на волнах, дремл.т. Каланы люб.т плавать на спине. Нырн.т калан, достан.т со дна морского ежа, ляж.т на спину, иголки лапками облома.т и грыз.т. Детей своих каланы нянч..т в море. Сид.т малыш у матери на животе, верт.тся, смотр.т кругом. Она его подбрасыва.т, щекоч..т. Только на ночь калан выход..т на берег. Выжм..т лапками шубку и сп..т прямо на камнях. Мех у калана густой, шелковистый, чёрный с красным отливом. Нет на свете меха лучше, чем мех калана Работа с перфокартой 1вариантДума …мПиш….мПрыга…мПада….мКуп….мЗакрыва….тПряч….шь 2 вариантЧувству…..мЧита…..мТрениру…..мсяЗна…..мКупа…..мСпор….шьПляш…..шь е е е е Е Е Е Е Е Е Е И Е Во 2-м лице единственного числа после Ш пишется Ь Перед – СЯ Ь сохраняется От данных глаголов образовать форму 2-го лица ед.числаРассказать-Смотреть-Улыбаться-Стремиться-Вглядываться- ВглядываешьсяНазначь-Уволь РасскажешьСмотришьУлыбаешьсяСтремишьсяНазначьтеУвольте Распределить слова по колонкамУвлеч..ся, отправиш..ся, камыш.., могуч..,терпиш.., не зависиш.., ландыш…, собираеш…ся, береч…, из-за туч…,мыш.., бродиш…, спешиш…, хорош…, пахуч…, пейзаж… Ь пишется Ь не пишется Сущ-е 3 склонения Глаголы с шип. на конце Сущ-е 1и2 склонения Краткие прил-е мышь увлечься камыш могуч отправишься ландыш хорош терпишь Из-за туч пахуч Не зависишь пейзаж собираешься беречь бродишь спешишь Морфологический разбор глагола Вечереет. По росистой траве шагает рыболов. Вот и река. Низко над водой летают ласточки, неугомонно трещит кузнечик. Дремлет тихий затон. Рыболов садится в пышные заросли душистых трав. На стеклянной глади замер поплавок. В реке отражаются причудливые очертания облаков. Вспыхнул ветерок. Зашелестели тростники. Зарябила вода, и по воде поплыли листья. Большая рыбина всплеснула у самого берега.