Сценарий мероприятия по литературе на тему От экологии природы к экологии души

Сценарий мероприятия на тему: «От экологии планеты к экологии души» (День Знаний в школе).
Литературная станция.

Цель: экологическое воспитание подрастающего поколения.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, дидактический материал, музыкальное сопровождение.
Действующие лица: Сова, Лесовичок, Шапокляк.


Сова встречает учеников, рассаживает (под звуки леса).

-Ой, смотрите, ребята, Лесовичок сидит. Какой-то он грустный, наверное, что-то случилось. Давайте спросим у него.
-Лесовичок, ты почему такой смурной?

Лесовичок: Как можно веселиться, если такое в лесу творится. Весь лес захламили. Обитатели леса жалуются. Вот письма пишут, помощи просят и защиты (читает письма).

Кувшинка:
Здравствуй, Лесовичок.
Прошу вас очень-очень: помогите!
Так относиться к нам нельзя.
Всё дно реки забито хламом,
Мелеет речка день ото дня.
Срывают нас и дарят мамам.
Мне страшно: защити меня!

Я птица ласточка, узнали?
Ребята крылья мне сломали,
В гнездо мне камни набросали,
Потом как трусы убежали.
А лебеди – друзья мои,
Просили передать,
Что озеро их славное
Стало погибать.
Там плавают бутылки,
Пакеты там кругом,
Птицам очень плохо,
Засорили дом!

И таких писем очень много.
А вот ёще, посмотрите, что творят люди на земле. Смотрят видеоролик «Кем стали люди на Земле».
Стар я стал, не справляюсь со своими обязанностями. А тут вот всё ходют и ходют. Вот и эта дамочка наповадилась сюда ходить. Зверей обижает. Вчера бельчат обидела.

(появляется Шапокляк, напевает свою песенку «Кто людям помогает»).

Шапокляк: Они первые начали в меня шишки кидать. Я им ещё покажу.
Лесовичок: А ты, Совушка, зачем школьников сюда привела, они ведь безобразничать начнут.

Сова: Что ты?! Это я тебе помощников привела. Детки они хорошие, учатся хорошо, знают как себя вести в лесу.

Лесовичок: И книги читают?

Сова: И книги читают?
(Шапокляк смеётся).

Лесовичок: А мы сейчас проверим. Правила вежливости знаете?


1 задание. Из указанных предложений выбрать те, которые содержат правила вежливости.
Правила вежливости.

1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать.
Много зелени – ешё вырастет!
3. Наконец – то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешаешь!

4. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
5. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

(Шапокляк вмешивается, мешает ученикам, Сова делает замечания).

Лесовичок: Вижу, знаете вы правила вежливости.

Сова: Старичок-лесовичок, а ребята приготовили тебе подарки.

Лесовичок: Подарки – это хорошо.
(Дети читают стихи на тему «От экологии планеты к экологии души»). Дом.задание.

Лесовичок: Молодцы, радуете старика. Видно, вам не безразлична судьба матушки-Земли.

Шапокляк: Не спеши, дед, радоваться. Дай-ка я их проверю. Загадки мои пусть угадают.


2 задание. Загадки. Легенды о растениях.

1. Название этого красивого крупного цветка переводится как «меч». По легенде он вырос на месте гибели двух друзей – гладиаторов (гладиолус).
2. В одной из сказок братьев Гримм принцесса заснула на сто лет, так как уколола пальчик шипами этого цветка (шиповник).
3. Древнегреческая легенда гласит, что этот цветок назван по имени врача Пеона, который лечил людей отварами цветов (пион).
4. Существует легенда, что когда-то из цветов этого растения готовили волшебный напиток. Это растение расцветает в сентябре. В Беларусии один из месяцев назван так же, как и это растение. (Вереск. Месяц Верасень)
5. Римляне добавляют цветы этого растения в так называемый «весенний напиток», а в Германии в честь его был праздник – День весны (фиалка).
6. Легенда гласит, что этот цветок ночью беседует со звёздами, не случайно и его название переводится как «звезда» (астра).
7. Утверждают, что эти белые полевые цветы служили зонтиками для гномов (ромашки).
8. Согласно украинской легенде, в этот цветок был превращён юноша с ярко-синими глазами. Цветок назвали по имени юноши (василёк).


Сова: Молодцы, ребятушки, не подвели меня. А сейчас давайте еще порадуем Лесовичка, расскажем ему сказки.

( Дети инсценируют сказки).

Лесовичок: Действительно, порадовали старика. Помощники из вас будут хорошие. Давайте и я с вами поиграю.


3 задание. Первая группа: Собирают пазлы, отвечая правильно на вопросы.

Вторая группа: «Экологическое лото» (собирают пословицы).


Зима без снегу –
Март с водой, апрель с травой,
Май холодный –

Каково лето,
Холоден сентябрь,
Матушка весна –

Вода с гор потекла –
Вешний день весь год
Зима лето пугает,

 
Лето без хлеба
А май с цветами
Год хлебородный

Таково и сено
Да сыт
Всем красна

Весну принесла
Кормит
Да все равно тает




Третья группа: Сочиняют четверостишия.

(уважаем, охраняем, недаром, санитаром; защищаем, обещаем, сохраним, не дадим; эту, планету, цветут, уют; реки, сорняки, дружно, нужно).


Четвертая группа: «Предсказания» (по данному началу продолжить примету).
Дым столбом... (к морозу).
Длинные сосульки... (к затяжной весне).
Комары начинают сильно кусать – к(дождю).
Кошка весь день, свернувшись в клубок, прикрыв нос – спит... (к морозу).
Если рябина уродилась рясна, то зима будет (суровая).
Воробьи зимой расчирикались – к(оттепели).
Начинает цвести черёмуха – жди(похолодания или ненастья).
Некоторые цветы днём закрывают свои бутоны или сильнее благоухают – к(ненастью).
Ласточки летают низко – к(дождю).
Чайки сидят на воде – к(хорошей погоде), а если ходят по берегу – к(непогоде, ветру).
Летом к ночи на траве роса, на небе много звёзд – назавтра день будет(ясный).
Пятая группа: Чьи это строки?
1. Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга.
2. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.
·
·Унылая пора!
Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса..

4. Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной

5. Осень! Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят.
Лишь вдали красуются, там, на дне долин
Кисти ярко-красные волнующих рябин.

6. Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком.
И журавли печально пролетая,
Уж не жалею больше ни о ком.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадёт трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

(Шапокляк снова старается им помешать, Лесовичок и Сова радуются).

Сова: Ну что, Лесовичок, хороших я тебе помощников привела?

Лесовичок: Молодец, Совушка, спасибо тебе. Теперь мы точно сумеем лес наш в порядок привести (читает стихотворение).
«Давайте сохраним».
Давайте сохраним ромашку на лугу,
Кувшинку на реке и клюкву на болоте.
О, как природа- мать терпима и добра!
Но чтоб её лихая участь не постигла,
Давайте сохраним на стрежнях осетра,
Касатку в небесах, в таёжных дебрях тигра.
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все навек объединимся,
Давайте наши души вместе сохраним,
 Тогда мы на Земле и сами сохранимся.
                                                     (Н. Старшинов).


Спасибо, ребята. Ждём вас в гости. (Обращается к Шапокляк)

Шапокляк: А меня будете ждать? Я тоже хочу с вами подружиться.
Тетушка Сова и Лесовичок: Конечно, приходи. Друзьям мы всегда рады!


Подведение итогов. Рефлексия.


· Приложения. 1. Видео «Кем стали люди на планете Земля» (ютуб)
2. Карточки с пазлами.














Приложение.



Чьи это строки?
1.
Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга.
2.
Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.

3.
Унылая пора!
Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса..

4.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной

5.
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят.
Лишь вдали красуются, там, на дне долин
Кисти ярко-красные волнующих рябин.

6.
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком.
И журавли печально пролетая,
Уж не жалею больше ни о ком.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадёт трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.




Правила вежливости.

1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать.
Много зелени – ешё вырастет!
3. Наконец – то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешаешь!
4. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
5. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.


Уважаем
охраняем
недаром
санитаром.



защищаем
обещаем
сохраним
не дадим.



эту
планету
цветут
уют.


реки
сорняки
дружно
нужно.






К плохой погоде:
все цветы на лугу сильно пахнут (благоухают цветы сирени, жасмина, желтой акации);
ласточки летают над самой землей, кричат кулики;
куры купаются в пыли, воробьи нахохлились;
возле цветов желтой акации кружится много насекомых;
крот нагребает высокие холмики;
одуванчик складывает свой пушистый зонтик.


К хорошей погоде:
рано просыпаются мухи, чуть свет вылетают из ульев пчелы;
комары-толкунчики толкутся роем или столбом;
поздно вечером сильно трещат кузнечики;
божья коровка, взятая на руку, быстро слетает;
соловей поет всю ночь;
птицы весело поют;
раскрыты цветки кувшинки;
оживленно воркуют голуби;
паук усиленно плетет свою паутину.

Давайте посмеемся.
- Может ли петух назвать себя птицей? ( Нет, он не умеет говорить)
- Почему корова ложится? (Т.к. не умеет садиться)
- Под каким деревом сидит заяц в дождь? (Под мокрым)
- Может ли дрозд отморозить себе хвост? (Нет. Он зимует на юге)
- Может ли барсук залезть за шишкою на сук (Нет)
- Может ли кулик прикусить себе язык? (Нет у него языка)
- Может ли тюлень пролежать на боку весь день? (Да, и не только он)
- Может ли синица на крыше поселиться? (Да)
- Может ли пчела ужалить осла? (Да, и не только его)
- Может ли медведь танцевать и петь? (Да)
- Зачем зайцу большие уши? (Чтобы лучше слышать).
– Зачем страус голову в песок прячет? (От страха).
- Какая птица оживляет настенные часы? (Кукушка)
- Какой секретарь употребляет в пищу змей? (Птица - секретарь)



Экологическое лото”
Зима без снегу –
Март с водой, апрель с травой,
Май холодный –

Каково лето,
Холоден сентябрь,
Матушка весна –

Вода с гор потекла –
Вешний день весь год
Зима лето пугает,

 
Лето без хлеба
А май с цветами
Год хлебородный

Таково и сено
Да сыт
Всем красна

Весну принесла
Кормит
Да все равно тает





Ответьте на вопросы:
Из какого дерева изготавливают лыжи? Ответ: Береза
У каких деревьев осенью листья красные? Ответ: У клена, рябины.
Какие дрова самые жаркие? Ответ: Дубовые, березовые.
Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? Ответ: Клен
Какое дерево чаще всего высаживают в городах? Ответ: Липу
У какого дерева семена снабжены "парашютами"? Ответ: У тополя
Какое дерево на Земле имеет самый толстый ствол? Ответ: Баобаб, растущий в Африке, имеет ствол толщиной 9 м. За его стволом может спрятаться городской автобус. А секвойя может быть и еще толще - до 12 м.
Какое дерево на Земле самое высокое? Ответ: Секвойя, что растет в Америке, имеет высоту 112 м; австралийский эквалипт достигает такой же высоты. С кроны этих деревьев можно заглянуть на крышу 30-этажного дома.
Цветы какого дерева называют "светофором"? Ответ: Цветы лепестков конского каштана служат своеобразным светофором для пчел и бабочек. Желтый цвет приглашает за нектаром, красный предупреждает, что цветок скоро завянет.




1. Какие цветы носят "человеческие" имена? (Лилия, роза, василек, иван-да-марья, иван-чай).
2. Комнатное растение, живущее, по поверьям, сто лет? (Алоэ).
3. Назовите водное растение, листья которого в диаметре достигают двух метров. Его красивые крупные цветки, напоминающие белую кувшинку, живут около полутора суток. (Виктория-регия. Растет на реке Амазонке).
4. Какой цветок служит домом для мелких насекомых в ненастную погоду и ночью?
Колокольчик, потому что он не закрывает свои цветки на ночь). 5. По каким цветам можно определять погоду? (Если одуванчики закрыли цветы, то будет дождь; если клевер закрыл свои цветочки и к земле клонится, то будет дождь).

Легенды о растениях.

1. Название этого красивого крупного цветка переводится как «меч». По легенде он вырос на месте гибели двух друзей – гладиаторов (гладиолус).
2. В одной из сказок братьев Гримм принцесса заснула на сто лет, так как уколола пальчик шипами этого цветка (шиповник).
3. Древнегреческая легенда гласит, что этот цветок назван по имени врача Пеона, который лечил людей отварами цветов (пион).
4. По легенде, когда-то из цветов этого растения готовили волшебный напиток. Это растение расцветает в сентябре. В Беларусии даже месяц назван так же, как и это растение (Вереск. Месяц верасень).
5. Римляне добавляют цветы этого растения в так называемый «весенний напиток», а в Германии в честь его был праздник – День весны (фиалка).
6. Легенда гласит, что этот цветок ночью беседует со звёздами, не случайно и его название переводится как «звезда» (астра).
7. Утверждают, что эти белые полевые цветы служили зонтиками для гномов (ромашки).
8. Согласно украинской легенде, в этот цветок был превращён юноша с ярко-синими глазами. Цветок назвали по имени юноши (василёк).
9. По русской легенде, в этот цветок превратился юноша Иван. Можно только добавить, что из листьев данного растения готовят так называемый «капорский чай» (иван-чай).

























































15