Анализ стихотворения как способ формирования коммуникативной компетенции обучающихся


Анализ стихотворения как способ формирования коммуникативной компетенции обучающихся.
Методические рекомендации
по обучению анализа стихотворения на уроках литературы
Одна из главных задач уроков литературы - формирование коммуникативной компетенции обучающихся, которая проявляется в эмоциональной отзывчивости, адекватной интерпретации воспринимаемой информации, умении анализировать полученную информацию, а также в сформированности речевых навыков.
Уроки развития речи, посвященные анализу стихотворения, позволяют школьникам овладеть основными навыками продуктивного общения. Через анализ стихотворения, как одну из сложнейших форм работы с текстом лирического произведения, формируются и развиваются аналитические способности школьников: мыслительные операции синтеза, выделения главного, обобщения, сопоставления, систематизации и т.п. Трудности при анализе стихотворения испытывают обучающиеся как на уровне основного общего (5-9 классы), так и на уровне среднего общего (10-11 классы) образования. Пониманию, осмыслению, интерпретации стихотворения помогает его анализ на основе шаблона.
Предлагаемые опоры (примеры для 5 и 6 классов даны в приложениях № 1 и № 2) можно использовать как на этапе контроля, так и на этапе первоначального самостоятельного анализа стихотворения в зависимости от целей учителя, а также возможностей класса или конкретных обучающихся. При подготовке шаблона учитель вправе опираться на готовые тексты с анализом стихотворений, материалы методических пособий, справочников, литературоведческих словарей и других источников.
Использование готовых конструкций текста (шаблонов) при анализе стихотворений способствуют формированию умения школьников строить собственные связные высказывания.
Приложение № 1
Анализ стихотворения С.А. Есенина
«Я покинул родимый дом…» (5 класс)
Задание: восполните пробелы в тексте, используя слова, словосочетания и предложения таким образом, чтобы получился связный рассказ. Обращайте внимание на наводящие вопросы.
В 1912 году 17-летний Сергей Есенин отправился в Москву из родного села _______________________. Вдали от родных мест поэт ____________________. Это чувство не покидает его, и в _____________ году
(глагол, характеризующий состояние поэта)
он пишет стихотворение «Я покинул родимый дом…». Лирический герой стихотворения вспоминает родные места. Дом он называет ______________________. Это не случайно, потому что прилагательное
(каким?)
«родной» стилистически нейтральное, а слово «родимый» __________________________________. Свою Русь он видит в образах ____________________________________. Особенно дороги ему родители. Мать __________________________________________________________
(опишите мать лирического героя)
_______________________________________________________________
Отца ____________________________________________________________
(опишите отца лирического героя; какое сравнение использует автор, создавая образ отца? почему?)
__________________________________________________________________.
Образы этого стихотворения яркие, необычные, запоминающиеся. При описании луны и неба поэт использует __________________________________________________________________
(назовите прием и пример)
Прилагательное «золотою» позволяет _________________________________,
(объясните роль, значение этого слова)
а прилагательное «тихой» ___________________________________________
(объясните роль, значение этого слова)
Пурга у поэта живая, это позволяет понять ____________________. «Дождь
(назовите прием)
листьев» - это __________________, благодаря которой ________________
(назовите прием)
__________________________________________________________________.
Поэт отмечает: «Я не скоро, не скоро вернусь!». Действительно, пройдет почти пять лет, прежде чем Есенин вновь побывает в родном селе. События, которые происходили в России, как вьюга, закружили поэта, завладели его сознанием и воображением, поэтому не случайно возникает образ ____________________ . Однако лирический герой надеется, что с Россией ничего страшного не произойдет, потому что ее стережёт ________. Клен – излюбленный образ поэта, это фольклорный образ. Клен мы представляем стариком благодаря __________________________________.
(назовите прием и пример)
Поэт пишет, что «тот старый клён головой на меня похож», потому что __________________________________________________________________
__________________________________________________________________.
Именно это дерево становится своеобразной нитью, которая не позволяет разорваться связи поэта и его родной земли. Проводя параллель между собой и кленом, автор хочет подчеркнуть, что также стоит на страже Руси.
Русь у поэта _____________________ цвета. Этот цвет выбран не случайно, он становится художественным средством и символизирует ____________________________________________. 
В стихотворении «Я покинул родимый дом…» поэт говорит о своей любви к __________________. Именно это “чувство родины” делает Есенина истинно национальным поэтом.
Шаблон с возможными ответами.
Анализ стихотворения С.А. Есенина
«Я покинул родимый дом…» (5 класс)
В 1912 году 17-летний Сергей Есенин отправился в Москву из родного села Константиново. Вдали от родных мест поэт тоскует. Это чувство не покидает его, и в 1918 году он пишет стихотворение «Я покинул родимый дом…». Лирический герой стихотворения вспоминает родные места. Дом он называет родимым. Это не случайно, потому что прилагательное «родной» стилистически нейтральное, а слово «родимый» отражает чувство нежности, душевной близости лирического героя с родиной. Свою Русь он видит в образах дома, березняка, ночного звездного неба, тихого пруда, отца и матери.
Особенно дороги ему родители. Мать мы видим постаревшей женщиной, которая с грустью вспоминает сына, глядя на звезды над березами. Грусть матери теплится, как лампада, на которую похожи три звезды над прудом.
Отца лирический герой рисует постаревшим, сравнивает седину у отца в бороде с яблонным цветом.
Образы этого стихотворения яркие, необычные, запоминающиеся. При описании луны поэт использует метафору «золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде». Прилагательное «золотою» позволяет ярче представить луну, отражающуюся на поверхности пруда, а прилагательное «тихой» подчеркивает тишину и спокойствие природы. Пурга у поэта живая, это позволяет понять олицетворение. «Дождь листьев» - это метафора, благодаря которой мы представляем осеннее дерево, с ветвей которого сыплются желтые листья».
Поэт отмечает: «Я не скоро, не скоро вернусь!». Действительно, пройдет почти пять лет, прежде чем Есенин вновь побывает в родном селе. События, которые происходили в России, как вьюга, закружили поэта, завладели его сознанием и воображением, поэтому не случайно возникает образ пурги. Однако лирический герой надеется, что с Россией ничего страшного не произойдет, потому что ее стережёт старый клен. Клен – излюбленный образ поэта, это фольклорный образ. Клен мы представляет стариком благодаря эпитету «старый». Поэт пишет, что «тот старый клён головой на меня похож», потому что клен в русской поэзии кудрявый. Автор тоже был кудрявым, оттого клен на него похож головою. Именно это дерево и становится своеобразной нитью, которая не позволяет разорваться связи поэта и его родной земли. Проводя параллель между собой и кленом, автор хочет тем самым подчеркнуть, что также стоит на страже Руси.
Русь у поэта голубого цвета. Этот цвет выбран не случайно, он становится художественным средством и символизирует голубизну неба, чистоту…
В стихотворении «Я покинул родимый дом…» поэт говорит читателям о своей любви к родине. Именно это “чувство родины” делает Есенина истинно национальным поэтом.
Приложение № 2
Анализ стихотворения
Н. А. Некрасова «Железная дорога» (6 класс)
Задание: восполните пробелы в тексте, используя слова, словосочетания и предложения таким образом, чтобы получился связный рассказ. Обращайте внимание на наводящие вопросы.
Стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога» о _________________________.
(о чем?)
Перед стихотворением автор помещает эпиграф. Это разговор _______________ с _______________. Эпиграф оформлен как
(кого?) (кем?)
миниатюрная пьеска. Он выполняет роль экспозиции, введения. Нетрудно догадаться, что разговор Вани с папашей состоится о строительстве ___________________________. Железная дорога соединяет два крупных
(чего?)
города России: ________________ и ___________________. Она строилась
в течение 10 лет под руководством главного управляющего путей сообщения графа ____________________.
(фамилия)
Стихотворение состоит из __ частей.
В I части автор рассказывает о __________________________________.
(о чем?)
В этой части передано настроение __________________________________.
(какое? подберите ряд синонимов)
Всё в природе прекрасно: ________________________________________.
(перечислите названные в стихотворении образы)
Поэт любуется Русью.
II часть стихотворения начинается с обращения автора к __________________________. Слово «обаяние» в тексте стихотворения
(к кому?)
имеет смысл: _______________________________________. На самом деле
железную дорогу построил _________________________. Людей заставил
(кто?)
идти на строительство ____________________________. Но вместо заработка
(что?)
люди обрели здесь ___________________. Вдруг перед нами возникла толпа. Это ___________. Они поют песню о ____________________________________________.
(кто?) (о чём?)
Особенно ярко автор рисует образ одного из мужиков. Это _________________. Он ___________________________________________
(какой герой? опишите его)
II часть стихотворения заканчивается призывом. Это призыв о ________________________________________________________________ .
(о чём? сформулируйте основную мысль заключительных слов II части)
В III части _____________________ разогнал толпу мертвецов. И Ваня
(что?)
делится с генералом впечатлениями от своего сна. Мальчик узнал, что настоящим строителем дороги стал _____________________. Но генерал
(кто?)
___________. Он обвинил народ в __________________________________
(как отреагировал?) (в чём? какими качествами, по мнению генерала, наделен народ?)

В IV части рисуется реальная картина окончания строительства железной дороги. В итоге мы видим:_________________________________
(чем для рабочих завершилось строительство?)
_________________________________________________________________.
Реакция народа на прощение подрядчика и бочку вина: _______________________________________.
(какая?)
Возвращаясь к началу стихотворения, мы понимаем, что в стихотворении красота ________________ противопоставлена «безобразью»
(чего?)
___________________________. Это прием _______________, используемый
(кого?) (какой?)
автором, помогает нам острее и глубже осознать трагизм ситуации.
Таким образом, основные мысли автора, создавшего стихотворение «Железная дорога»: _______________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________