СИСТЕМНО — ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УУД доклад


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Саловская средняя общеобразовательная школа»
Лямбирского муниципального района
Республики Мордовия
Доклад на тему:
«Системно-деятельностный подход как способ формирования УУД»
Подготовила: Учитель начальных классов
Фролова Ю.В. МОУ « Саловская СОШ»
2015 г
Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Основной результат системно-деятельностного подхода – развитие личности ребенка на основе  развития универсальных учебных действий ( слайд 3).
Системно-деятельностный подход подразумевает использование в начальной школе следующих технологий (слайд 4):
проблемно-диалогическая технология;
технология оценивания;
технология продуктивного чтения;
коллективные способы обучения  (КСО);
технология развития критического мышления;
информационно-коммуникационные технологии;
технология проектного обучения.
Деятельностный подход к обучению предполагает( слайд 5):
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Приведу примеры создания проблемных ситуаций для формирования следующих  умений:
познавательные:
логические действия, структурирование знаний; построение логической  цепи рассуждений;
регулятивные:
- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем;
коммуникативные:
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.
Используя, системно-деятельностный подход на уроках, предлагаю школьникам систему посильных вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят их к формулированию темы урока.
Например, урок русского языка, 4 класс, тема: «Правописание приставок и суффиксов»
Прочитайте слова.
По..скочил, от..шёл, догадл..вый, п..р..прыгнул, клюв .к, пр..гулка, догадливый.
На какие две группы их можно разделить? (Слова с орфограммой в приставке и слова с орфограммой в суффиксах)
Для чего нужно уметь определять состав слова? (Состав слова помогает правильно определить орфограмму в слове).
Какие орфограммы в приставках вы знаете?
Какие орфограммы в суффиксах вы знаете?
Сформулируйте задачи урока (Вспомнить, какие орфограммы встречаются в приставках и суффиксах, научиться распознавать орфограммы в приставках и суффиксах и правильно писать слова с этими видами орфограмм.)
-объясни тему урока младшим детям как можно проще с примерами
Задание «Назови как можно больше признаков предмета».
Это задание можно провести как увлекательный командный конкурс.
При повторении имён прилагательных в 4 классе ребята разделились на две команды. Первой команде нужно было подобрать как можно больше имён прилагательных к имени существительному заяц, а другой - к слову медведь.
        Письменные продуктивные задания:
-запиши слова на новое изучаемое правило,
-составление опорного сигнала (символа, схемы, таблицы, словаря опорных слов по данной теме)
. Чтобы в процессе обучения больше влиять на продвижение учеников не только в формировании УУД, но и в развитии мышления, ввожу на уроках более трудные, по сравнению с обычными, вопросы и задания на всех этапах обучения: при введении нового материала, при закреплении и повторении. Одним из видов таких заданий являются задания на группировку.
Например.
Задание:
-     Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки.
Голубь, солнышко, окно, степь, дядя, письмо, травушка,  колесо, дедушка,  яблоня,  рожь.В результате предложенные слова группируются:
по наличию звонких, глухих согласных в начале слова;
по родам;
по наличию орфограмм;
по количеству слогов.
На этапе рефлексии учебной деятельности в процессе  ответов на вопросы фиксируется новое содержание, проводится самооценка и рефлексия деятельности учащихся на уроке.
Предлагаю следующие вопросы:
Над какой темой работали? Какую задачу ставили?
Удалось ли выполнить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать ещё?
В чём испытывали трудности?
Где можем применять полученные знания?
Оцените работу свою и своего наперника по шкале достижений.
Приведенные упражнения помогают при формировании универсальных учебных действий науроках, а именно:
установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
соотнесение того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;
составление плана и последовательности действий;
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков;
синтез: составление целого из частей;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
коммуникативные действия: обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать учителя и понимать партнера, не перебивая высказывания других людей, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
Итак, использование системно-деятельностного подхода позволяет осуществлять:
формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);
формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;
формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.
Литература:
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М., Просвещение, 2008. – 151 с.
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. М.,Просвещение, 2011. – 156 с.
Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика. // Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сборник материалов. М., Баласс. 2006. С.144-180.
Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения. // Образовательные технологии. Сборник материалов. М., Баласс, 2008. Стр. 5-55.
Мельникова Е.Л. Типология и методические схемы проблемно-диалогических уроков в начальной, основной и старшей школе. // .. Образовательная система «Школа 2100». Опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования. Сборник материалов. М., Баласс, 2009. С. 164-283.