Эмоциональные возможности цвета, смешение цветов, передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.


Класс: 5
Урок №13. Дата:
Раздел: Живопись.
Тема: Эмоциональные возможности цвета, смешение цветов, передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Практическая работа: Портрет литературного героя.
Цели урока:
Образовательные: Продолжить формирование знаний изобразительной грамоты, цветоведения и жанров изобразительного искусства. Расширить знания учащихся о работе над портретом.
Развивающие: Формировать умения и навыки владения живописными материалами. Закрепление навыков изображения портрета.
Воспитывающие: воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию. 
Оборудование: Таблицы, иллюстрации; альбом, краски.
Тип урока: комбинированный.
Методы проведения: беседа, наглядно-иллюстративный, практический
Ход урока.
1.Организационная часть. Приветствие. Проверка классного журнала. Проверка готовности учащихся к уроку, настрой учащихся на работу, доведения до учащихся плана урока
2.Повторение.
- Назовите известные вам жанры изобразительного искусства.
- Назовите известные виды портретов.
3. Сообщение новых знаний.
Когда родилось искусство портрета и как оно развивалось?  Искусство портрета родилось несколько тысячелетий назад. Первые изображения человека не были написаны красками. Это были огромные каменные изваяния египетских фараонов. Изображение лица человека в скульптуре или живописи всегда увлекало художников, но в некоторые эпохи жанр портрета расцветал особенно. Так было в Древнем Риме и в эпоху Возрождения. Но величайший расцвет портретной живописи приходится на XVII век, подаривший миру таких великих мастеров, как голландцы Рембрандт Харменс ван Рейн и Франс Гальс, фламандец Антонис ван Дейк или испанский художник Диего Веласкес. В России расцвет портретного искусства начался в XVIII веке. Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский создавали изысканные и утончённые портреты блестящих аристократов. К портретам людей, прославившихся не знатностью, а талантом, любовью к народу, обратились русские художники XIX века. Их портреты поражают не внешним блеском, а правдивым обликом человека. Много великолепных портретов создали И. Репин, В. Серов. Они создали для нас образы современников.
По характеру изображения портреты бывают:
Парадный портрет — как правило, предполагает показ человека в полный рост.
Полупарадный — обладает той же концепцией, что и парадный портрет, но имеет обычно поясной или поколенный срез и достаточно развитые аксессуары.
Камерный портрет — используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне.
Интимный портрет — является редкой разновидностью камерного с нейтральным фоном. Выражает доверительные отношения между художником и портретируемой особой.
Малоформатный и миниатюрный портреты, выполненные акварелью и тушью
Автопортрет – это портрет, на котором художник написал самого себя. Написал, всматриваясь в зеркале в черты своего лица, изучая его. Внимательно присматриваясь к своей модели, художник отражает на полотне то, что ему представляется самым главным в ней. Поэтому автопортрет – это не только внешнее сходство с оригиналом. 
Портретное искусство в Казахстане. Портретные образы, были созданы в живописи, скульптуре и графике народными художниками Казахстана - А.Черкасским, А.Кастеевым, А.Галимбаевой, Г.Исмаиловой, Л.Леонтьевой, Н.Гаевой и Е.Сидоркиной, а также засл. деятелями искусств Казахстана - М.Кенбаевой, П.Зальцманом, К. Мулдашевым, Е.Тулепбаевым, Б.Паком, С. Калмыковым и другими.
4. Физминутка.
5.Практическая работа учащихся. Как вы будете изображать человека – в полный рост, погрудно или только голову – решать вам самим, то есть я предоставляю вам право выбора, как изображать портрет, какой его вид использовать. Главная ваша задача – приблизиться к максимальному образному выражению в своих рисунках.
Повторение основных пропорций портрета человека.
Овал для лица, разделен вертикальной штрих-линией на две половины, так как лицо симметрично, то есть левая и правая его части похожи, одинаковы. Вертикальную линию разделим на три равные части и проведем две горизонтальные линии. Проведем еще две горизонтальные линии снизу и сверху овала. Подпишем названия этих линий. (Линия подбородка, линия основания носа, линия бровей, линия роста волос.)
– Что вы можете сказать о расстояниях от линии подбородка до линии основания носа, от линии основания носа до линии бровей, от линии бровей до линии роста волос? (Они равны.)
– Проведем дополнительную штрих- линию– линию головы. Она расположена на расстоянии равном половине одной части лица. Брови расположены на линии бровей. Расстояние между глазами равно ширине одного глаза, которая в свою очередь равна ширине носа .(Отдельно рассмотрим рисунок глаза.)
– Основание носа расположено где? (На линии основания носа.)
– Ширина рта равна расстоянию от одного зрачка до другого? Нижняя губа расположена на линии делящей пополам расстояние от линии основания носа до линии подбородка?
– Где расположено ухо? (Между линией бровей и линией основания носа.)
Проработка портрета красками. Ваша задача - создать живописный портрет. Это может быть автопортрет или портрет кого-либо из близких людей.  Подумайте, какие цветовые сочетания лучше выразят характер и состояние души.
6.Анализ работ, выставление оценок.
7.Сообщение задания на дом.
Нарисовать портрет по всем правилам пропорций.