План конспект урока по теме Смута

КОНСПЕКТ УРОКА
Тема «Смута»
























Исполнитель
Телехова Ольга Алексеевна
учитель истории и обществознания МОУ кадетская школа № 4 Нижегородский район г.Н.Новгород








Тема урока: Смута
Цель: рассмотреть причины и ход Смутного времени.
Задачи:
А) образовательная - узнать причины, характер рассматриваемого периода, познакомиться с деятельностью правителей, рассмотреть борьбу за власть;
Б) развивающая –развить способности анализировать текст, находить причинно-следственные связи, умения работать с картой и иллюстрациями;
В)воспитательная- воспитание патриотизма.
Основные понятия: Смута, самозванец
Оборудование: учебник История России конец 16- 18 века. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, карта «смутное время»
Тип урока: урок изучения нового материала
План урока:
Оргмомент.
Опрос домашнего задания
Причины смутного времени
Лжедмитрий I (1605г-1606г.): приход к власти и падение.(доклад учащегося)
Василий Шуйский (1606- 1610):
политика
восстание под предводительством И. Болотникова.
Введение:
Для изучения данной темы выбран урок ознакомительного характера, ребята будут работать с текстом учебника, самостоятельно выявлять причинно – следственные связи. Данная тема является ключевой в изучении этапов становления русской нации и развития патриотизма.

Ход урока:

Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1.
Организационный момент. Проверка наличия готовности к уроку
Приветствуют учителя

2.
Проверка домашнего задания
Решают кроссворд по правлению Б.Годунова (все)


Вводное слово.
Правление Бориса Годунова характеризовалось постоянными изменами бояр, бояре и дворяне метались между разными царями, думая не о государственной пользе, а о собственной выгоде. В общем и целом политика Бориса Годунова служила благу России. Он расширил границы страны, укрепил их, наладил отношения с соседями, сделал первую попытку модернизации социальных институтов страны. Однако, было поставлено под сомнение легитимность нахождение его на престоле, кроме того в стране широко использовался террор против тех кто был недоволен политикой Годунова.
Этот период (начало 17 века) называют в истории лихолетьем, Смутным временем. Почему? Верхушка общества металась от одного правителя к другому, русские люди поднимали оружие друг на друга, да еще и давние враги России, довольные ее ослаблением зорко следили за ситуацией.

Слушают

3.
В чем же причины такого периода в истории России? Давайте попробуем разобраться с помощью текста учебника. Открываем страницу 12.
Читают текст параграфа и выделяют два типа причин смуты:



ПРИЧИНЫ



Экономические
Политические



Разруха Голод
Усиление закрепощения крестьян
Увеличение налогов
Ослабление центральной власти
Прекращение династии Рюриковичей
озлобление родовитых бояр



Записывают полученные выводы в тетрадь

4.
В народе появились слухи о чудодейственном спасении царевиче Дмитрии, с ним связывали надежды об избавлении от Б.Годунова(1582-1591) последний сын Ивана Грозного и Марии Нагой, он вместе с матерью был отправлен в город Углич, где скончался при загадочных обстоятельствах, Нагие обвиняли Годунова в смерти Дмитрия.

Запись в тетрадь: Лжедмитрия I 1605г-1606г
Доклад о личности Лжедмитрия I (стр. 14 учебника фото)
Основные моменты:
в 1601 году в Польско-Литовском государстве объявился спасшийся от смерти царевич Дмитрий-беглый монах Григорий Отрепьев
Польский король Сигизмунд позволил самозванцу набрать войско в своих владениях. В 1604 году Лжедмитрий перешёл русскую границу, а в июне 1605 беспрепятственно вошёл в Москву
Первым из русских правителей объявил себя императором
Вызвал недовольство москвичей нарушением всех норм русского уклада. Раздавал посулы и подарки
Отменил смертные казни
Вернул из ссылки опальных бояр
17 мая 1606 года в результате боярского заговора был убит
Учащиеся слушают
В тетрадь выписывают особенности правления Лжедмитрия I




Неудача в его политике в том, что он не выполнил главного, чего ждала от него Польша – обращение России в католичество; дворянство тоже было не довольно тем, что земли раздавались полякам, народ так и не дождался от него обещанного освобождения., кроме того боярство было лишено права управлять страной Весной 1606г. Вспыхнул заговор, Лжедмитрий был убит(труп Лжедмитрия был выставлен на Красной площади на поругание, потом сожжен и выстрелен из пушки в сторону Польши). Многие поляки и царица Марина были арестованы.

Слушают.


5
В условиях Смутного времени возрастает значение Земских соборов. Различные политические группировки в борьбе за власть обращались к Земскому собору.

Летом 1606г на Земском соборе царем выбран Василий Шуйский, выкрикнут с Лобного места на Красной площади. При воцарении он произнес клятву в которой обещал сохранить жизни и имущества осужденных, обещал рассматривать дела без учета доносов, обещал отменить опалы, ограничить произвол. Бояре также дали клятву в подчинении новому царю.
Как вы думаете чью поддержку получил Василий Шуйский?
Новый царь получил поддержку Православной церкви в лице патриарха Гермогена. Но это не повлияло на спокойствие страны.
Вскоре у границ Москвы встали отряды нового самозванца.

(Стр. 15 учебника фото)
Запись :





Василий Шуйский 1606- 1610











Бояре, церковь.








5.1



5.2
Метод «оживления карты» показываю движение войска под предводительством Болотникова.

И.Болотников был беглым холопом, его называли воеводой Лжедмитрия II , в 1606г он встал во главе восставших крестьян юга и юго-запада России. Армия направилась на Москву
Следят за движением войск под предводительством И.Болотникова по карте



Самостоятельное чтение параграфа и ответ на вопросы:
Какие группы населения представлены в войске И.Болотникова? (казачество, мелкопоместное дворянство, черносошное крестьянство)
Какие лозунги выдвигали восставшие? (Призыв к возрождению легитимной ветви Рюриковичей)



Домашнее задание § 2, устный ответ на 1-3 вопросы, стр. 21.
Стр.21 вопрос 4 письменно.







Психолого– педагогическая характеристика класса

7 класс профильный кадетский, всего 20человек, все мальчики, возраст 13 лет, все учащиеся объединены общим интересом стать военным, целенаправленно идут к цели, соблюдают законы коллектива, дружелюбны, в классе собраны учащиеся с различными типами темперамента, отсюда специфика построения урока, в классе представлены все типы темперамента (методика Г.Айзенка).
Для большинства учащихся характерен высокий уровень психической активности, энергичность. Из 20 учащихся 1 человек учится на отлично, 6 человек на 4 и 5, причем один из них имеет 4 только по двум предметам. Неуспевающие в классе отсутствуют. Ребята стремятся к получению знаний, просят дополнительные задания, готовят доклады, самостоятельно осуществляя поиск материала.
Есть в классе группа детей, которые требуют дополнительного внимания, постоянной занятости, так как у них низкая мотивация к обучению, неумение долго держать внимание, слушать - для них готовятся отдельные задания при опросе домашнего задания и изучении нового материала (рабочие листы по тексту параграфа, кроссворды с использованием текста параграфа).
В целом учащиеся 7 класса имеют высокий уровень восприятия и познавательной активности. Наиболее эффективные методики для работы с классом: поиск материала - работа с источником, доклады, дискуссии, игровая форма ведения урока, урок – презентация, работа в группах.


Анализ урока
Поставленные задачи реализованы. Тема заданная на данном уроке имеет продолжение в изучении окончания смуты и ее последствий.
При подготовке к уроку использовались словесные, наглядные, репродуктивные, частично –поисковые методы , система опережающих заданий.
Урок изучение нового материала построен на рассказе учителя, выступлении учащихся, поиске информации в учебнике. Учащиеся самостоятельно строят причинно – следственные связи и делают выводы. Недостаток такого урока в том, что группа ребят требующих особого внимания на этом уроке выступает как пассивный слушатель, возможно для них было подготовить индивидуальные рабочие листы по тексту параграфа с заданиями.

15