Методическое портфолио Социокультурный подход к преподаванию английского языка как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся


ШевергинаЕлена Викторовна,учитель английского языкавысшей категории,МАОУ «Гимназия №24,г. Магадан. Всероссийский конкурс«Учитель года»«Методический семинар»Тема: «Социокультурный подход кпреподаванию английского языка как способ формированиякоммуникативной компетенции учащихся».Магадан 2015Язык - это достояние, наиболее существенным образом принадлежащее народу, самое живое выражение его характера, энергичная связь его с общей культурой. И. Блунгли Актуальность. Основная задача преподавания иностранных языков в современной России - это обучение функциональной стороне иностранного языка. Теперь язык хотят не знать, а использовать как средство реального общения с носителями других культур.Каждое иностранное слово отражает иностранную культуру, за каждым словом стоит субъективное, обусловленное только данной языковой культурой, своеобразное впечатление об окружающем мире.Цель. показать, как в отрыве от языковой среды в условиях школьного образования можно добиться погружения учащихся в культурную среду носителей языка, какие приёмы можно использовать для достижения данной цели.Новизна педагогического опыта состоит в том, чтобы акцентировать внимание на ценностно-смысловой составляющей социокультурного подхода к преподаванию, эстетической функции языка, как важных условий формирования готовности взаимодействовать с иноязычным собеседником. Основная идея работы:Содержание обучения неродным языкам не есть реклама чужого образа жизни, а основа для развития у учащихся способности «смотреть на мир глазами носителя языка». При этом в содержании обучения иностранным языкам должен отражаться, одновременно с фактологическим и лингвострановедческим аспектами и ценностный аспект. Это возможно сделать на основе ценностно-смысловой индивидуализации обучения. Содержание и конструирование ценностно-смысловых компетенций возможно при условии осознания того, что родная культура является ключом к пониманию культуры иностранной.Открытый урокRadio Program “My favorite holidays” (Радиопрограмма «Мои любимые праздники») Хотлист от английского “hotlist” - «список по теме» представляет собой список Интернет сайтов по изучаемой темеНапример:Тема: “Christmas traditions in the USA” Сайты хотлиста:http://www.crewsnest.vispa.com/journeyusa.htmhttp://www.christmasintheusa.com/http://www.allthingschristmas.com/traditions/christmas-usa.php  Считалочки, мини-проекты, сказочные герои…512Обучение английскому языку в начальных классах. Поём, играем, учим… В начальной школе ученикипроявляют огромный интерес к англоязычной культуре,который подпитывается интересами сюжетами уроков: дети разучивают аутентичныйдетский фольклор, сочиняютрассказы, разыгрывают диалоги… В среднем звенеинтерес к английскому языку поддерживаетсятворческими заданиями, групповыми и парными формами уроков,проектной деятельностьюучащихся.Системно-деятельностный подход заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. В старших классах работа основывается на следующих приёмах: дискуссия, поиск, изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме, экспериментальное исследование, ролевые игры, проблемный подход к ситуации. на уровне «Я применяю»• Какие факты вы бы отобрали, чтобы показать …?• Как бы вы поступили, если …?• Какие взаимоотношения между …?на уровне «Я знаю»• Выделите главные и второстепенные факты.• Передайте своими словами ...• Какие предложения подтверждают…?на уровне «Я интегрирую»• Каково ваше мнение о …?• Что бы вы порекомендовали …?• Предскажите последствия, если…Приёмы обучения чтению: Обучению письму на английском языке нужно уделять не меньшее внимание, чем другим видам речевой деятельности, ведь письменная речь неразрывно связана с речью устной. Важность владения правильной английской письменной речью заключается в том, что на письме вы не можете передать ни интонации, ни эмоции, поэтому информацию придется доносить до собеседника, используя лишь грамматические средства английского языка.Письмо ученицы5-го класса Обучение письменной речи включает:составление автобиографии и резюме;ответы на вопросы формуляров и анкет;различного рода заявления (о зачислении на учебу или приеме на работу);умение написать поздравительную открытку;умение написать записку любого содержания (сообщение, приглашение, просьба);письма и ответы на них (личные, официальные);рассказ (на основе материала или личного опыта);изложение (прочитанного или услышанного текста);план и тезисы письменного или устного текста;конспект;аннотацию;реферат и доклад;рецензию (на книгу или фильм);эссе и сочинение.http://greatstudy.ru/obuchenie-pismu-na-anglijskom-yazyke/ Аудирование - очень важный вид речевой деятельности.Речь иноязычного собеседника содержит большое количество речевых штампов, далеко не всё переводится дословно, что вызывает трудность для восприятия. Музыкальные произведения,художественные и мультипликационные фильмы, другие аутентичные материалы помогают выработать у учащихся этот сложный навык. Данные аудио тексты необходимо коррелировать с учебной программой, а так же при их использовании учитывать возрастные особенности учащихся. Вот некоторые сайты, где можно найти необходимый материал:http://www.cartoons-english.ru/english-educational-cartoons.htmlhttp://www.englishonlinefree.ru/filmseng.htmlhttp://www.lengish.com/media/english+educational+films.html Фразеологизмы и идиомы оживляют язык, делают его красочным и ёмким, отражают культурные особенности и менталитет носителей языка. Необходимоосвоить как можно большее количество данных выражений, чтобы не оказатьсяв неловких ситуациях общения. Англоязычная культура:реальность и стереотипыЭстетическая функция языкаУченики принимают активное участие внаучно-практической конференции, исследуяособенности англоязычной культуры, менталитет её носителей. Результаты деятельности:Качество обучения по английскому языку за 2013-2014 уч. год составило 70%.Средний балл ЕГЭ составил 55, наивысший балл – 75.Учащиеся принимают участие во Всероссийской олимпиаде школьников, научно-практической конференции, занимая призовые места.Выпускники продолжают обучение на факультетах лингвистики.Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.  Дмитрий Менделеев Познание иноязычной культуры– это восхождение по лестницеценностей и смыслов, мировоззренческих представлений, личностногосамоопределения в поликультурном и многополярном мире.ценностные ориентирыспособность видеть и пониматьокружающий мирориентироватьсяв нёмосознавать свою роль и предназначениевыбирать смысловыеи целевые установкипринимать решенияценностно – смысловая компетенция