Сквозная программа по изо 7-9 класс


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По Изобразительному искусству

Класс __7-9___
Количество часов __105__ Уровень __базовый___

Учитель: Алимова Анна Сергеевна

Сургут, 2016 год
Пояснительная записка.
1. Рабочая программа по Изобразительному искусству для учащихся 7-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 -ФЗ
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089  с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. N 164, от 31 августа 2009 г. N 320, от 19 октября 2009 г. N 427, от 10 ноября 2011 г. N 2643, от 24 января 2012 г. N 39;
- Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 46 с углубленным изучением отдельных предметов;
- Положение о рабочих программах.
Рабочая программа разработана с учётом примерной программы по изобразительному искусству и ориентирована на использование учебника Неменская Л.А. Изобразительное искусство 5-9 класс: учебник для общеобразовательных организаций Л.А.Неменская; под ред.Б.М. Неменского. – М.: Просвещение. 2014., который включён в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253 (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 N 576, от 28.12.2015 N 1529, от 26.01.2016 N 38)
Цель курса :
• развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
• воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
• освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
• овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
• формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Задачи курса :
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства, понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы, активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
2. Результаты освоения курса:
7 класс 8 класс 9 класс
ученик должен знать - о жанровой системе в изобразительном искусстве;
- о роли и истории тематической картины в изо искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);
- о роли работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;
- о композиции, о композиционном построении произведений;
- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников;
- о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий;
- о роли художественной иллюстрации;
- представление о плакате, как особом виде графики, отметив специфику его образного языка.
- в работе художественными материалами в технике графики по выполнению плакатов и аппликации;
- знакомство учащихся с ролью текста в плакате и его взаимосвязь с рисунком;
- конструировать объёмно- пространственные композиции, моделировать архитектурно – дизайнерские объекты ( в графике и объёме);
- моделировать в своем творчестве основные этапы художественно- производственного процесса в конструктивных искусствах;
- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
- использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
- использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные пленки, гуашь, акварель, графические материалы- уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объеме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки).
- конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно – дизайнерские объекты ( в графике и объёме);
- моделировать в своем творчестве основные этапы художественно- производственного процесса в конструктивных искусствах;
- использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
- использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные пленки, гуашь, акварель, графические материалы- уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объеме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки).
ученик должен уметь - получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
- научиться владеть приемами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне.
- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения ежедневной жизни.
- получить опыт в построении тематических композиций;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для умения применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и    подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
- проведения анализа содержания, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
- работать цветом, тоном, линией, пространством, формой, самостоятельно используя средства художественной грамоты;
- понимать художественно-образный язык пластических и синтетических искусств, обладать опытом восприятия и интерпретации образов художественных произведений;
- творчески относиться к собственной деятельности в различных видах пространственных и синтетических искусств;
- высказывать аргументированные суждения о произведении искусства, знать произведения золотого фонда отечественного и зарубежного искусства.
- анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;
- характеризовать временные и пространственные искусства;
- понимать художественно-образный язык пластических и синтетических искусств, обладать опытом восприятия и интерпретации образов художественных произведений;
- творчески относиться к собственной деятельности в различных видах пространственных и синтетических искусств;
- характеризовать временные и пространственные искусства.
- высказывать аргументированные суждения о произведении искусства, знать произведения золотого фонда отечественного и зарубежного искусства.
- анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;
3. Содержание учебного курса Изобразительного искусства
7 класс (35 часов, 1 час в неделю)
Раздел 1. «Человек – от внешнего к внутреннему» (9 часов)
Человек в живописи, скульптуре, графике. (Пропорция и строение фигуры человека);
Красота и выразительность пропорций человека. (Пропорция и строение фигуры человека);
Красота движений человека. (Пропорция и строение фигуры человека);
Красота согласованности движений людей. (Набросок фигур людей);
Учимся рисовать человека с натуры. (Набросок фигуры человека);
Учимся создавать образ человека по впечатлению. (Просмотр иллюстраций с композициями скульпторов.);
Учимся создавать образ человека по впечатлению. (Просмотр иллюстраций с композициями скульпторов. Зарисовки);
Человек и его профессия. (Характерные детали говорящие о профессии человека);
Человек и его профессия. (Характерные детали говорящие о профессии человека)
Основные теоретические сведения. Изображение человека в истории искусства разных эпох. Образ человека в европейском и русском искусстве, в современном мире. Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.
Практическая работа. Изображение человека в графике, живописи, скульптуре. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры.
Раздел 2 «Ценности повседневной жизни» (7 часов)
Обычная жизнь каждого дня, большая тема в искусстве. (Выражение ценностной картины мира в произведениях бытового жанра.);
Мой дом моя семья. (Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства);
Мой дом моя семья. (Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства);
Жизнь людей моей улицы, моего города. (Разница между сюжетом и содержанием);
Жизнь людей в моем городе сто лет назад. (Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом);
Жизнь разных народов похожа и не похожа на нашу. (Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства);
Быт это не только будни, но и праздники. (Сюжеты праздника в изобразительном искусстве).
Основные теоретические сведения.
Бытовой жанр в изобразительном искусстве и его значение в понимании истории человечества и современной жизни человека. Поэзия понимания мира и себя в этом мире. Углубление и развитие композиционного мышления: представления о целостности композиции, об образных возможностях изобразительного искусства и особенностях его метаморфического строя.
Знакомство с классическими произведениями, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства. Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Сюжет и содержание в картине.
Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).
Практическая работа.
Изображение обыденной жизни людей в истории искусства. Выражение мировоззрения и общественных идеалов в изображении повседневной жизни в искусстве разных эпох и народов. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.
Раздел 3. Великие темы жизни (11 часов)
Картины на темы истории. (Ознакомление с монументальной живописью (фреска, мозаика, панно);
С чего начинается картина. (Ознакомление с творчеством художников бытового и исторического жанров (Репин, Суриков, Брюллов) ;
Создание исторической картины. (Множественность направлений и языков изображений в искусстве 20 века);
В каждой картине есть главные герои. (Творчество выдающихся живописцев XX века (по выбору учителя);
Историческое событие в среде природы и архитектуры своего времени. (Мемориалы, посвященные памяти героев ВОВ в разных городах);
Композиция – обобщение своих знаний и отношений.
Картины на библейские темы (Композициями на библейские темы);
Иллюстрации к Библии. (Ознакомление с русской иконописью);
Иллюстрации к Библии. (Ознакомление с русской иконописью, композициями на библейские темы);
Обобщение тем четверти
Обобщение тем четверти
Основные теоретические сведения.
Историческая тема в искусстве. Мифологические и библейские темы в искусстве и их особое значение в развитии самосознания общества. Тематическая картина как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью. Историческая картина в европейском и русском искусстве. Значение исторической картины в становлении национального самосознания. Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве ХХ века. Проблемы современного развития изобразительного искусства.
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.
Практическая работа.
Тематическая картина в русском искусстве XIX века.
Процесс работы над тематической картиной.
Раздел 4. «Реальность жизни и художественный образ» (8 часов)
Тема Великой Отечественной войны и её сегодняшнее звучание. (Эскиз картины);
Тема Великой Отечественной войны. (Написать картину);
Шрифт. (Составить инициалы каллиграфическим шрифтом);
Шрифтовое решение обложки. (Разработка обложки);
Шрифтовое решение обложки. (Разработка обложки, работать различными материалами);
Иллюстрация. (Искусство иллюстрации. Слово и изображение);
Иллюстрация. (Искусство иллюстрации. Слово и изображение);
Мир изобразительных искусств. (Художественно-творческие проекты).
Основные теоретические сведения. Обобщение и систематизация полученных знаний и представлений об искусстве. Главная задача обучения искусству – живое, эмоциональное, глубокое восприятие изобразительного искусства ради нового понимания и богатого переживания жизни.
История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве.
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
Зрительские умения и их значение для современного человека.
Практическая работа.
Создание коллективных или индивидуальных творческих проектов. Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Художественно-творческие проекты.
Содержание учебного курса Изобразительного искусства
8 класс (19 часов, 1 час в неделю)
Синтез искусств (3 часа ).
Синтез искусств как фактор усиления эмоционального воздействия
Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды. Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм).
Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре.
Основные теоретические сведения. Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.
Практическая работа. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства.
Синтез искусств в архитектуре (10 часов )
Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры.
Художественная культура Древней Руси. Ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Красота и своеобразие архитектуры и живописи
Живопись, графика, скульптура и архитектура России 18-20 вв. Стили и направления в русском изобразительном искусстве и архитектуре нового времени(барокко, классицизм, реализм, символизм , модерн).
Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве 20 в.(реализм, модерн, авангард , сюрреализм и проявление постмодернизма).
Развитие дизайна, его значение в жизни современного общества. Понимание смысла деятельности художника в современном мире. Вкус и мода.
Зарубежное искусство, (виды, жанры , стили)Синтез изобразительного искусства и архитектуры.
Ведущие художественные музеи (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея и др.)
Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества.(Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти , Микеланджело Буанарроти и т.д.
Роль стиля в эстетическом единстве объекта. Проектирование внешней среды: малые архитектурные формы
Цветовое планирование и гармония света в интерьере. Проектирование зон квартиры или дома с учетом стилевого единства
Основные теоретические сведения.
Виды архитектуры. Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм).
Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре. Композиция в дизайне (в объеме и на плоскости).
Практическая работа. Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов). Бионика.Опыт творческой деятельности. Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой.
Синтез искусств в театре (6 часов ).
Синтез искусств в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля
Выражение места действия через деталь. Выполнение макета сценической среды - места действия через деталь.
Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Выполнение эскиза костюма выразительных образов литературных персонажей.
Создание эскизов костюмов для спектакля. Выполнение макета костюма выразительных образов литературных персонажей.
Создание эскизов костюмов для спектакля. Выполнение макета костюма выразительных образов литературных персонажей.
Создание эскизов костюмов для спектакля. Выполнение макета костюма выразительных образов литературных персонажей.
Основные теоретические сведения. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.).
Практическая работа. Опыт творческой деятельности. Создание эскиза и макета оформления сцены. Эскизы костюмов.
Содержание учебного курса Изобразительного искусства
9 класс (16 часов, 1 час в неделю)
«Изображение в полиграфии » (6 часов )
Композиция - основа построения изображения. Выполнение коллажно - графических работ с разными видами композиций (замкнутой, раскрытой, центровой, свободной и пр.);
Многообразие полиграфического дизайна. Образ - символ - знак. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, афиши, плакаты, буклеты, открытки и др;
Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное);
Стилевое единство изображения и текста Выполнение эскиза на композиционное построение полиграфического дизайна афиши;
Общедоступность полиграфического изображения. Выполнение эскиза на композиционное построение полиграфического дизайна открытки;
Искусство книги. Роль цвето-тонового пятна для передачи эмоциональной содержательности изображения;
Основные теоретические сведения. Композиция - основа построения изображения. Специфика изображения в полиграфии. Искусство книги.
Практическая работа.
Выполнение коллажно-графических работ с разными видами композиций (замкнутой, раскрытой, центровой, свободной и пр. ) Выполнение конструктивного построения иллюстрации к любимой книге. Построение полиграфического дизайна афиши, полиграфического дизайна открытки. Создание серии комиксов.
«Изображение в фотографии» (3 часа )
Изображение в фотографии и живописи. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии;
Выразительные средства в фотоискусстве (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);
Особенности художественной фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве.
Основные теоретические сведения. Изображение в фотографии и живописи. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии. Выразительные средства в фотоискусстве(композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.) Особенности художественной фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве. Фотохудожники-мастера российской и зарубежной школы.
Практическая работа. Съемочный практикум; выполнение фотоизображений: портрет, натюрморт. Анализ работ фотожурналистов
«Синтетическая природа экранных искусств» (7 часов)
Мастера кино. Фрагменты фильмов(С.М.Эйзенштейн «Броненосец «Потемкин»»,С.П.Урусевский ;
Изобразительная природа экранных искусств. Изготовление динамической игрушки, состоящей из двух кадров имитирующей киноизображение;
Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Изготовление короткометражного анимационного фильма;
Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Изготовление короткометражного анимационного фильма;
Выразительность в фильме (ритм, свет, цвет, звук);
Телевизионное изображение, его особенности и возможности. Создание проекта диалога в прямом эфире;
Телевизионное изображение, его особенности и возможности. Создание проекта диалога в прямом эфире.
Основные теоретические сведения. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Документальный, игровой и анимационный фильмы. Специфика киноизображения. Коллективный процесс творчества в кино(сценарист, режиссер, оператор, художник, актер).
Практическая работа.
Изготовление динамической игрушки, состоящей из двух кадров имитирующей киноизображение. Изготовление короткометражного анимационного фильма.
Создание сценария, изготовление декораций и образов персонажей для короткометражного анимационного фильма. Изображение отдельных кадров единого фильма.
Тематический план
№ Основные разделы Количество часов количество
Практических работ тест
7кл. 8кл. 9 кл. 7кл. 8кл. 9 кл. 7кл. 8кл. 9 кл.
1 1 Раздел 9 3 6 6 2 3 1 1 1
2 2 Раздел 7 10 3 6 8 3 3 3 Раздел 11 6 7 8 5 4 1 1
4 4 Раздел 8 6 1 Всего:
Итого: 35 19 16 26 15 10 2 2 2 1 полугодие 16 16 13 10 1 2 2 полугодие 19 19 15 15 1 2