Урок по русской литературе в 9классе с казахским языком обучения на тему: Жизнь и творчество А.С.Пушкина(обзор).Лирика.Подражание Корану


Цельурока: рассмотреть влияние Священной книги мусульман на мировоззрение великого русского поэта и на его творчество; определить причину обращения к Корану и его отношение к религии Ислама;
Задачи: подготовить презентации по творчеству и жизни поэта, лирике и провести анализ стихотворения «Подражание Корану».
Ходурока:
Оргмомент. Психологический настрой на урок учащихся.
Вступительное слово учителя: Бальзак, великий французкий писатель , сказал : «Каждая встреча с гением, в любом его проявлении,делает нас самих более значимым». А встреча с таким гением, как Пушкин, всегда неповторимое событие. С творчеством великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина вы знакомы, читали его сказки , поэмы. Тема нашего сегодняшнего урока звучит так...(на доске).Тема очень большая и поэтому домашним заданием было составить презентацию 1 группе – о жизни и творчестве поэта ( кратко, затронуть только основные моменты); 2 группе – основные темы лирики поэта; 3 группе – Пушкин и Восток.
Ребята, внимательно слушайте выступление, вам будут заданы несколько вопросов: Какие основные темы лежат в основе творчества поэта? Какие произведения написал Пушкин во время пребывания в Михайловском?Как вы думаете, в какое время писал Пушкин эти строки «В пещере тайной, в день гоненья, читал я сладостный Коран...»?
Запишите тему и эпиграф сегодняшнегоурока:
Святые восторги наполнили грудь… ( к эпиграфу мы вернемся к концу урока)
В 1924 году , во время пребывания в Михайловском, поэт общается с Прасковьей Александровной Осиповой, женщиной очень грамотной, имеющей свои взгляды на многие вопросы времени. Пушкину было очень интересно общаться с ней. Одной из тем, на которую была дискуссия, была тема религии.В этом же году он пишет стихотворение «Подражание Корану», которое посвящает Прасковье Александровне Осиповой. Пушкин очень хорошо знал мировую литературу не только западную, но и восточную. Он читал Низами, Саади, Фирдоуси, был хорошо знаком с Кораном-священной книгой мусульман. Читал его в переводе Веревкина, этот перевод был издан в России в 1790 году. Поэт писал, что многие нравственные истины изложены в Коране сильным поэтическим образом. Вот эти нравственные вопросы он решил отразить и в «Подражании Корану». Это стихотворение состоит из 9 глав. Каждая глава посвящена определенной теме: в 1 главе говорится о могуществе Аллаха; 2 глава посвящена жёнам пророка Мухаммеда; в 3 главе говорится о том, что наказание Аллаха-сильно,4 и 5 главы о понимании сущности Ислама; в 6 говорится о Рае,7- 8 главы об отношении к бедным и сиротам. Мы же с вами познакомимся с 9 главой – притчей Мухаммеда.
Задание: Каждой группе посмотреть по интернету, что такое притча, подражание, Коран, суре
Чтение стихотворения учителем
Задания по группам:1 группе –сделать полный анализ(план анализа перед вами); 2 группе – по учебнику прочитать высказывания писателей и критиков об этом произведении, записать понравившиеся высказывание в тетрадь и объяснить почему понравилось именно это высказывание ;3 группе – современный перевод Корана ( работа по интернету);
Анализ стихотворения
План:
    1. Дата написания и история создания стихотворения, кому оно посвящено (если есть адресат).     2. Тематика произведения (какие темы затрагиваются в произведении, в каких строчках).         3. Идея и пафос стихотворения (как автор решает поставленные в стихотворении проблемы, какой он делает вывод, с каким чувством, настроением он делает вывод).     5. Анализ лирических героев стихотворения (что они переживают? каково их настроение? почему?).     6. Какие художественно-выразительные средства помогают передать чувства героев, их настроения, позицию автора (анализ художественно-выразительных средств и их роли в произведении: эпитет,наиболее часто встречающиеся части речи,старославянские слова        7. Место стихотворения в творчестве данного поэта (важно ли это стихотворения для понимания творчества поэта, отражает ли оно основные темы и проблемы в творчестве данного поэта, можно ли по этому стихотворению судить о стиле и языке поэта, о еговзглядах на жизнь, на искусство и т.д.).     8. Место стихотворения в истории русской и мировой поэзии (является ли это стихотворение важным, значимым для русской и мировой поэзии? почему? ).
Ответы учащихся
Обращение к эпиграфуурока: объясните, что означают эти строки.
Обобщение учителя: Стихотворение заканчивается тем, что путник совершенно обновлен и духовно, и физически, благодаря доброте творца. Вера в бога, в его доброту дали путнику уверенность в своих силах. В этих строках отразилось настроение и самого поэта, пережившегодуховное обновление, после некоторых тяжелых моментов в жизни. В подтвержение этому признание самого Пушкина: «Поэзия, как ангел, спасла меня, и я воскрес душой...»Поэт полон веры в собственные силы.
Домашнее задание: выучить наизусть 9 главу, ответить на вопросы к стихотворению.

Эссе.
Эпиграф: Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь (Паскаль)
Быть учителем-это не только возможность чему-нибудь научить, но и возможность открывать для себя что-тоновое.Стремительно меняется время, меняется мир, меняются дети, меняемся и мы вместе с ними. И, наверное,одна из профессий, которая должна меняться одновременно с окружающим миром,-это профессия учителя. Каким же должен быть современный учитель? Думаю,прежде всего, учитель должен соответствовать времени, в котором он живёт.
Свою трудовую деятельность я начала в 1985 году в Калининской средней школе поселка Енбек, тогда Чапаевского района.Помню своих первых учителей, которые помогли мне сделать первые шаги в моей нелегкой профессии: это Вера Михайловна Шияновская, Елена Викторовна Кудий, Утепова Калипа Дарбаевна. Помню свой первый, не совсем удачный ооткрытый урок, который я закончила через 20 минут.Я очень хотела быть похожей на них, моих учителей. Но оказалось, что не все так легко.Ведь каждое поколение –это новые достижения, проблемы, заботы.
Я учитель русского языка и литературы и вижу, что в школе труднее всего приходится нам. Учитель-главная фигура в общеобразовательном и учебном процессе. Моя работа не ограничивается только уроками, выполнением норм и требований, но и освоением современных технологий, которые не всегда понятны мне и не всегда по душе.
Профессия учителя-это не просто специальность,это дар! Каждый ребенок – это мир, к которому нужно подобрать ключик.
Профессия учителя представляет огромные, практические возможности творчества. Это профессия, в которой невозможно остановиться, в которой необходимо постоянно расти над собой, самосовершенствоваться, искать новые методы и пути.
Мы живем в 21 веке и современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовать приобретаемы езнания, быть коммуникативными.И поэтому нам учителям,нужно идти в ногу со временем, не отставать от наших же учеников.
Общение с детьми оставляет огромныйслед в душе человека на всю жизнь. И только от нас зависит, какой это будет след-светлый и добрый или пустой, ни о чем не говорящий. В современных условиях новые технологии представляют широкие возможности в работе с детьми. Среди технологий, предложенных нам временем, мне хочется выделить ИКТ. Тебе скажут – ты забудешь, Тебе покажут – ты запомнишь, Ты сделаешь – ты поймешь» Это утверждение лишний разубеждает нас в необходимостииспользоватьинформационныетехнологий в учебном процессе.Сегодня не должно быть такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?». И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. В основе современного образования лежит активность ученика, направляемая учителем.
В своей работе я применяю технологию критического мышления, технологию БИС. Использование данных технологий на уроках имеет большие преимущества. Учебный процесс становится для учащихся интересным, что повышае тактивность учащихся, развивает навыки самостоятельно получать знания в процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность полученных знаний. Развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические способности. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности. Учениками нтересно действовать, активно участвовать в ходе урока, ошибаться и искать причины ошибок, формулировать вопросы, а не только на них отвечать. И моя задача – помочь ученику увидеть его роль на уроке, перевести учебную деятельность школьника в творческую плоскость. Думаю, что сегодня нет смысла доказывать, что применение новых технологий на разных этапах урока, помогает сделать его эффективным, результативным, а процесс получения знаний для учащихся – интересным и продуктивным.
Как сказал великий Гёте «Недостаточно только получить знания, надо найти им применение. Недостаточно только желать, надо делать».Поэтому мы получаем знания и стараемся их применять в своей работе.