Урок по русской литературе в 10 классе с казахским языком обучения на тему: Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова


Урок литературы в 10 «Б» классе.
М.Ю.Лермонтов. Жизнь творчество
Тип урока: ознакомительный  урок.
Форма урока: урок с элементами критического мышленияМетод: комбинированный.
Цель урока: создать условия для более глубокого знакомства  с фактами биографии М.Ю.Лермонтова, оказавшими влияние на становление личности поэта; определить  основные мотивы  лирики поэта, создать условия для развития умения  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию; содействовать обогащению словарного запаса учащихся,  развитию  критического мышления,  коммуникативных навыков; создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Эпиграф: Как сладкую песню Отчизны моей,
люблю я Кавказ… (М.Ю.Лермонтов).
Наглядность: Портрет поэта, презентация, романс 
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Применяемые модули
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Приветственное слово учителя:
- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением
Улыбнись! Даже если на сердце темно
И мешают в дороге ошибки,
Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки?
Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь  на вашу активную работу на уроке
2. Обобщение ранее изученного
Класс разделён на три группы. Определён консультант в каждой группе. Раздаются листы оценивания каждого этапа урока.
  Опрос домашнего задания: сопоставительный анализ  «Изображение осени в стихотворении Пушкина и Абая». Эссе «Вам памятник воздвигли мы навечно».  Опережающее задание стихотворение «Смерть поэта». Мы закончили изучение творчества А.С.Пушкина. Его не стало 28 января 1837 года и практически сразу же по городу разнеслись гневные строки из стихотворения «Смерть поэта» Это стихотворение принадлежало молодому человеку, еще мало известному, гениальному впоследствии поэту М.Ю.Лермонтову.                                                                                                                                                                - Давайте сформулируем  тему.
- Итак, тема урока: «М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество».
3. Постановка учебной цели
- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? На какие вопросы вам бы хотелось получить ответы?
-Выяснить о детских годах поэта, какое у него было образование, где провел поэт лучшие годы, что связывало его с Кавказом, какую роль сыграла бабушка в жизни Лермонтова?
3.Актуализация знаний: Просмотр видеофильма о Лермонтове. Задание: смотреть и слушать внимательно, чтобы смогли в дальнейшем использовать этот материал.
Усвоение новых знаний.
Задание «Письмо по кругу». Первое предложение на листке пишу я, а вы продолжите :1 группа- детство, 2 группа- образование, 3 группа – Кавказ.
1 группа- Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 октября 1814 года в Москве.
2 группа- Весной 1827 года бабушка Лермонтова решила переехать из Тархан в Москву, чтобы подготовить внука к поступлению в Московский университетский благородный пансион.
3 группа- В 1837 году под впечатлением от дуэли и гибели Пушкина Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта».
-Итак,
начнем наш разговор о великом человеке – М.Ю.Лермонтове. Чтение предложений
Постановка проблемного вопроса: «Прием прогнозирования» Теперь, ребята, когда вы познакомились с жизнью поэта, скажите какие жизненные мотивы отразились в творчестве поэта и что повлияло ? Мотив печали, одиночества, любви, природы.
Вы поняли что большая часть жизни связана с Кавказом . У Лермонтова есть стих «Кавказ».Сейчас мы будем работать по нему.
Работа в группах. 1 группа- прочитать стихотворение «Кавказ». Назвать тему стихотворения. Какие ключевые слова раскрывают основную мысль стихотворения? Сделать зарисовку к стихотворению.
2 группа- Опишите настроение лирического героя, его мироощущения? При помощи каких изобразительных средств автор передал это настроение?. Предположите: Какие жизненные испытания могли выпасть на долю поэта, написавшие эти стихи
3 группа- Определить тему каждого четверостишия и сопоставить.
Учитель; Поэт в своей жизни ставил семью на одну чашу весов, а все остальное на другое. Для него семья была важна. Не было ласки, нежности в жизни. И Главное в жизни-это семья. Главное это мама. И то, что он рос без матери оставило отпечатки на всю его дальнейшую жизнь, его творчествоРефлексия. На плакате нарисованы ЧЕМОДАН, МЯСОРУБКА, МУСОРНОЕ ВЕДРО. Раздаю стикеры. Задание: написать, что вы с собой возьмете в жизненный путь и унесете в этом чемодане ), что бы вы могли доработать, дополнить из всего услышанного, чтобы пригодилось в дальнейшей жизни (мясорубка), и что вы считаете ненужным (мусорное ведро). Расположить по рисункам.
Консультанты в каждой группе оценивают работу участников группы. Комментируют оценки.
- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. 
Выставление оценок
Домашнее задание. 
Написать эссе на тему «Как сладкую песню Отчизны моей, люблю я Кавказ…»
Запись учащимися задания в дневники.
 
Кавказ
Хотя я судьбой на заре моих дней,О южные горы, отторгнут от вас,Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:Как сладкую песню отчизны моей,Люблю я Кавказ.
В младенческих летах я мать потерял.Но мнилось, что в розовый вечера часТа степь повторяла мне памятный глас.За это люблю я вершины тех скал,Люблю я Кавказ.
Я счастлив был с вами, ущелия гор;Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.Там видел я пару божественных глаз;И сердце лепечет, воспомня тот взор:Люблю я Кавказ!..