урок русского языка на тему Правописание парных согласных

Урок по русскому языку во 2 классе
по теме: "Правописание парных согласных"

Цели:
Образовательные: развивать на слух определять звонкие и глухие согласные, добиваться о детей необходимости проверки как звонких, так и глухих согласных, обобщать знания о различных способах проверки парных согласных, закреплять умения давать характеристику звука, знания об изученных орфограммах, формировать навык грамотного письма.
Развивающие: развивать мыслительные операции; развивать устную и письменную речь учащихся; уметь четко и правильно выражать свои мысли
Воспитательные: воспитывать потребность в знаниях, любовь к русскому языку, воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать чувства взаимопомощи и сотрудничества.

1. Орг.момент.
(Половинки доски закрыты, их придерживают петли и висящие на ней замки. Сверху надпись:)
СКА...КИ
- Сегодня мы отправляемся в удивительное путешествие в волшебную страну сказок.
- Давайте проверим, все ли у нас готово для путешествия: учебник, тетрадь, пенал с ручками, папка с волшебными листочками, цветные карточки.
- Ну что ж, тогда в путь. А вот и ворота в сказочную страну.
Ой, ребята, а здесь замок, да и буква куда-то пропала. Как же нам открыть дверь в волшебную страну? Что надо сделать? (предположения детей)
- Какую букву надо вставить? Какая она? (парная согласная)
- Какова же тема нашего сегодняшнего урока? (правописание парных согласных)
- А для чего нам нужно знать парные согласные? (чтобы грамотно писать)
- Вот сегодня мы будем учиться грамотно писать слова с парными согласными в конце и в середине слова. (1 замок снять)

2. Чистописание.
- Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает парный, глухой, мягкий согласный звук, живущий в слове СКАЗКИ. (К)
- Определите последовательность в написании буквы К:
Кб кв Кг
(чередование заглавной и строчной буквы "к" с парными звонкими согласными)

Пока дети пишут снять 2 замок.

Проверка: - если вы сделали все правильно и работа вам понравилась, нарисуйте на полях зеленый кружок и закрасьте его; если в работе есть небольшие помарки - закрасьте половину кружка.

3. Словарная работа.
- Посмотрите , ребята, все замки открылись и теперь пора в путь. Но давайте выберем вид транспорта, на котором мы совершим путешествие, а найти его мы сможем в словаре. (Дети в тетрадях записывают: Словарь)
- Назовите одним словом:
* вид городского легкового транспорта (машина)
* самый быстрый летательный аппарат, предназначенный для отправки грузов и людей в космические просторы (ракета)
* вид транспорта, для перевозки грузов и пассажиров по морю (корабль)

ПРОВЕРКА:
- Что общего в словах данного ряда? (сущ-ые, нариц., неодуш., ед.ч., словарные)
- Назови лишнее в этом ряду? (корабль - 2 слога, звуков букв)
- Назовите слово, в котором есть шипящий согласный звук? (машина)
- Назовите последнее слово в этом ряду (ракета)

- Ребята, мы вспомнили разные виды транспорта, но для путешествия в сказку они не очень подходят. Нам нужен другой транспорт. Отгадайте его сами:







э




к







и




п





а





Ж






ЭКИПАЖ (картинка)


- Как по другому можно назвать экипаж? (карета)
- А это слово удивительное, оно многозначное. Знаете где еще употребляется это слово?
(в самолетах, на кораблях, в ракете и даже в машине - ЭКИПАЖ- люди, управляющие своим транспортны средством)
- Вот и мы с вами экипаж, отправляющийся в путешествие!
- Придумайте предложения со словом, используя его многозначность.

- Сколько слогов в слове ЭКИПАЖ?
- На какой слог падает ударение?
- Достаньте свои волшебные листочки и давайте подарим каждому звуку в этом слове свой цветочек. (класс делится по рядам - каждому ряду свой звук - фонетический разбор)
[э к` и п а ш]
- Где можем допустить ошибку?
- Какую орфограмму-ловушку мы можем проверить?
- Послушайте стихотворение и найдите слово, которое поможет нам запомнить слово ЭКИПАЖ.

- Кто нам поможет? (паж Эки)
- Произнесите слово: громко
выделяя ударный слог
шепотом
спросите
порадуйтесь
сфотографируйте
закройте глазки - проявите свою фотографию и запишите в тетрадь.
- На полях нарисуйте кружок, если вам ваша работа понравилась.
- Какая сказочная героиня ездила в удивительном экипаже, который вырос на грядке?
ЗОЛУШКА (имя каждого героя вывешивается на доску)
- Посмотрите на имя этой героини. Какая опасность живет в этом слове? А правильно ли мы его написали?
- Давайте спросим у другой сказки.


4 Объяснение нового материала
- А это что за сказка? Кругом снежинки? (МОРОЗКО)


- Ох, и любит Морозко совершать превращения:
на доске: бочка - почка
вилка - пилка
голос - колос
дочка - точка
жар - шар
зуд - суд
- Прочитайте пары слов. Значение каких слов не понятно?
- Что помогло Морозко совершить эти превращения? (парные согласные)
- Произнесите первые звуки в словах левого столбика. Какие это звуки? Вспомните шкалу звучности, из чего они состоят? (из шума и голоса)
- Запишите их в верхнем ряду звуков. (у детей на столах схемы звуков)

[ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ]

[ б ] [ в ] [ г ] [ д ] [ ж ] [ з ]

- Произнесите первые звуки второго ряда. Какие это согласные? Как они произносятся? Что мы используем для их произношения? (шум)
- Запишите их в нижнем ряду.
[ п ] [ ф ] [ к ] [ т ] [ ш ] [ с ]
- Прочитайте пары согласных звуков.

- А вот еще одна загадка от Морозко.
На доске слова: снег
Морозко
- Прочитайте слова
- Какой звук слышится в конце первого слова?
- Какой это звук?
- А какую букву будем писать?
- Что произошло со звонким согласным? Где произошло оглушение?
- Чтобы нам не ошибиться и разгадать загадку звуков их надо проверить?
- Как это сделать? Какой звук позвать?
(такая же работа проводится и со вторым словом)
- Какой звук пришел на помощь?
- Как проверить парный согласный?

5. Физминутка.
- Давайте немного отдохнем. Я буду называть слова. Если слово начинается со звонкого согласного - вы хлопаете в ладоши, если с глухого - приседаете, прячетесь. Но постарайтесь не попасть в ловушки :
зайка, сайка, Веня, Феня, трава, дрова, жить, шить, печь, дверь, яблоко, зверь, барсук, грач, шмель, озеро

6. Закрепление пройденного.
а) - Наш экипаж приближается к следующей сказке. Что это за сказка?
МАША И МЕДВЕДЬ

-В каком слове таится опасность?
- Что у него в коробе?
моро... тетра...ь завтра...
оши...ка игру...ка конфе...ка
- Прочитайте слова каждой строки. Попробуйте сформулировать задание.
(Найти в каждой строке лишнее слово)
- Объясните свой выбор и запишите в тетрадь.
- Составьте предложения с "лишними" словами.

б) Работа с предложением.
- Впереди еще одна сказка : "КОТ В САПОГАХ"

-Где притаилась опасность?
- Что он делает? (ловит мышь)
- Скажу по секрету коту пришлось ловить не только мышей, но и слова. Прочитайте слова.
Сне... на пуш...стый бере.... леж...т ве...ках.
- Помогите коту, что надо сделать? (составить предложение)
- А разве это не предложение? Докажите.
- Составьте предложение. (дети составляют предложение и записывают его в тетрадь)
- Запишите предложение, используя правила написания слов и предложений
ПРОВЕРКА: один ребенок объясняет написанно
- Если вы все сделали правильно и аккуратно, нарисуйте на полях зеленый кружочек.

7. Работа в парах.
- Наш экипаж приближается к следующей сказке. РЕПКА.

- Вспомните, что только сообща герои сказки смогли вытащить репку. Вы тоже будете работать сообща - в парах.
- Вспомните правила этикета ,,,,,,,,,,,,,,...
- Что надо сделать? Попробуйте сформулировать задание?!
(Надо составить слова, используя буквы игрового поля, ориентируясь на шифр)

Д

Ы

Р

К









К

Л

М

А









Б

О

С

И









Н

Ш

Ь

Е


А4
Г1
А4

- дед

В3
Б4
Б1
В1

- мышь

Г4
Б2
Б1
А3
Г3

- кошка

- Прочитайте полученные слова. Что в них общего?
- Назовите слова, где парная согласная стоит в середине слова?
- В конце слова? - Как проверить парную согласную?

8. Рефлексия.
- Наше путешествие подошло к концу. Вы хорошо потрудились на уроке.
- С героями каких сказок повстречались?
- Что общего в названии этих сказок?
- Какими знаниями по русскому языку вы поделитесь со своими родителями?
- Покажите с помощью мимики свое настроение. Нарисуйте такую же рожицу к себе в тетрадь.
- Постарайтесь отдохнуть, чтобы на следующий урок вы пришли с таким же хорошим настроением.

Урок окончен. Спасибо за работу.