Конспект группового логопедического занятия для учащихся со смешанной дисграфией Дифференциация согласных звуков и букв З-С


Конспект логопедического занятия
для учащихся со смешанной дисграфиейТема. Звук [з] и буква З. Звук [с] и буква С. Дифференциация согласных з-с.
Цель - вырабатывать четкую дифференциацию звуков г-к в слогах, словах, в предложениях.
Задачи:
образовательные: учить дифференцировать звуки [с] и [з] на уровне слога, слова, предложения; различать звуки по звонкости — глухости; развивать слуховую дифференциацию звуков З и С;
развивающие:развивать фонематических слух и восприятие; развивать внимание, самоконтроль.
воспитательные: воспитывать усидчивость, аккуратность в тетрадях.
Оборудование: карточки с заданиями; лопатки с буквами з-с на каждого ребенка.
Ход занятия.
Организационный момент.
Чтение стихотворения С. Погореловского «Как Мишка деда рассердил».
Пишет Мишка-Михаил:
«Дед Герасим гол забил».
Все читают, восклицают
- Ай да старый, гол забил!
Дать во все газеты
Дедовы портреты!
-Нет, - сказал сердито дед, -
Мишкин дайте в них портрет!
Писал диктовку в школе,
А думал о футболе.
Оттого-то кол
Превратился в гол,
И за этот гол
Получил он кол.
- В чем заключалась ошибка Мишки?
- Какие два значения имеет слово кол?
Назовите первые звуки в словах кол, гол. Что общего в этих звуках?(звуки г, к-согласные).
-Чем различаются эти звуки? (звук г-звонкий, звук к- глухой).
Выполнить задание на доске. Вставьте буквы к или г, подберите проверочное слово.
Сне…, кула…, творо…, пау…, столби…, замо…, дуршла…, пиджа…, дру…, каблу…, шлан…, гама… . Отгадайте загадки.
Сани и зайка.
- Произнесите первые звуки слов. В слове сани первый звук? В слове зайка первый звук?
- Кто мне скажет, чем мы будем заниматься на уроке? (учиться различать буквы з-с)
2. Сообщение новой темы.
- Сегодня на занятии мы будем учиться дифференцировать согласные буквы з и с.
Сопоставление звуков по артикуляции:
- Посмотрите в зеркало и определите, что помогает нам произносить звуки [З]- [З'] (работа по профилям).
- губы в улыбке;
- зубы почти сомкнуты;
- кончик языка упирается в нижние зубы;
- работают голосовые связки;
- звук может звучать мягко и твердо.
- Посмотрите в зеркало и определите, что помогает нам произносить звуки [С] - [С'] (работа по профилям).
- губки в улыбке;
- зубки сближены;
- широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края язычка прижаты к верхним зубам;
- холодный воздух идет по центру язычка (рука для контроля у рта);
- горлышко «молчит» (проверка рукой).
- звук может звучать мягко и твердо.
Различение звуков [З]- [С], [З']- [С'] на слух.
- Прослушайте слоги, определите, какой звук нашего занятия есть в них, и поднимите соответствующий символ.
Слоги: АС, ЗИ, ЗЮ, СЕ, СА, АЗИ, ЗО, СЫ, СЯ, ИЗ, ОСЕ, ЗУ, ЗЮ, СО, СЁ.
Слова: зима, снегирь, мороз, сугроб, снежинка, зимовье, санки, зимородок, синий, заморозки, снегопад, суровая, зимушка, сосулька.- Что мы сейчас делали?
Работа в тетрадях.
-Послушайте слоги. Запишите начальные звуки каждого слога:
За, са, зы, сы, су, зо, зе, си, се, зё, сё;
злу, слу, зло, сло, слы, злы, зли, сли, сле.
Пальчиковая гимнастика. «Как живешь?»
-Как живёшь? – Вот так (показывают большой палец)
- Как идешь? Вот так (прошагать двумя пальцами по ладони)
- А бежишь? – Вот так (согнуть руки в локтях и сделать движения, как при беге)
- Ночью спишь? – Вот так (руки под щеку, нагнуть голову)
- Как берешь – Вот так (ладонь согнуть в кулачок)
- Как даешь? – Вот так (ладонь раскрыть)
- Как молчишь? – Вот так (Прикрыть ладонь рукой)
- А грозишь? – Вот так (погрозить соседу пальцем).
- Рассмотрите картинки. Ответьте на вопросы: Кто это? Что это? Определите наличие и место звуков с и з в названиях того, что изображено на картинках.
Картинный материал: слон, нос, ставни, змея, арбузы, обезьяна, замок, санки, страус.Преобразование слов. Работа с омонимами.
- Замените букву З буквой С и наоборот. Запишите новые слова, выделите буквы занятия.
- Слова: Захар – сахар, сайка – зайка, лиса – Лиза, роса – роза, Сима – зима, коза – коса.- Что мы сейчас делали?
Физминутка. «Встанем дети»
- Встанем, дети, (встали),
- Скажем тихо: раз, два, три, четыре, пять (шагаем),
- Приподнялись, (приподнялись на носочках),
- Чуть присели (приседаем),
- И соседа не задели (садимся),
- А теперь придется встать (встали, потянулись),
-Тихо сесть (ровненько сели),
Писать начать (приготовились писать).
Прочитайте слова, вставляя пропущенные буквы з и с.
…такан …лово …анаве…ка
…акон …доровье …о…нательный
…покойно …оловей …али…ать…ладкий …а..лонка …о…тавить…лой …драв…твуй …а…тавить…абота …па…ибо …ано…а- Прочитайте слова. Начертите их слоговые схемы. Впишите в схемы буквы з или с.
Сливы, забор, хвост, звонок, пастух, магазин, посадил, кузнец, гуси, зелень, угостил, засохнуть, созывать, зазвенел, запоздать, звезда.Развитие зрительного восприятия и внимания.
- Незнайка решил помочь нам, но все перепутал. Посмотрите, что у него получилось! Исправьте ошибки и запишите словосочетания верно. Табличка: сабавный сверёк; выгрусили пезок, знежные занозы, букет кразных рос, высанка хворозта, рузая коза.
3. Итог занятия.