Конспект группового логопедического занятия для учащихся со смешанной дисграфией Дифференциация согласных звуков и букв К-Г


Конспект логопедического занятия
для учащихся со смешанной дисграфиейТема: «Дифференциация звуков и букв Г-К»
Цель - вырабатывать четкую дифференциацию звуков г-к в слогах, словах, в предложениях.
Задачи:
Учить дифференцировать звуки [к] и [г] на уровне слога, слова, предложения; различать звуки по звонкости — глухости; развивать слуховую дифференциацию звуков Г и К; развивать фонематических слух и восприятие; развивать внимание, самоконтроль; воспитывать усидчивость, аккуратность в тетрадях.
Оборудование: карточки с заданиями; лопатки с буквами г-к на каждого ребенка.
Ход занятия.
Оргмомент. Сядет тот, кто назовет слово со звуком [в], а теперь сядет тот, кто назовет слово со звуком [ф]. Молодцы!
- У меня есть знакомый мальчик и зовут его Илюша, живет он в другом городе, учится, как и вы, в школе, послушайте внимательно, что он мне говорил по телефону и в чем его ошибка: «Я хожу во второй глаз. Этот учебный кот очень трудный. Недавно получил гол. Приезжай в кости, будем ходить на корку».
- Кто из вас понял, о чем говорил Илюша?
- Как надо было сказать правильно?
- Какие звуки путает Илюша? (К и Г)
- А что произошло со словами, когда он неправильно произносил звуки? (Они поменяли свое значение, свой смысл.)
- Какую задачу нам предстоит решить на уроке? (Будем учиться различать звуки [г]-[к] и буквы г-к)- Для чего нужно нам учить различать их? (Чтобы нас понимали, и мы могли передать свою мысль).
2. Сообщение темы занятия.
- Сегодня на занятии мы будем учиться дифференцировать звуки [г]-[к] и буквы г-к, тренировать внимание и память.
- Но сначала вспомним, какие бывают звуки? (Гласные и согласные)
- Чем они отличаются друг от друга?
- Какие звуки мы будем сравнивать и различать? (К и Г).
- Давайте вспомним, что мы знаем о звуке К. (Это звук согласный).
- А почему? (Есть преграда во рту)
- Давайте все вместе произнесем этот звук и почувствуем, в каком положении находятся губы и язык. (Произносят дети и логопед вслух.)
- Что мешает воздуху выходить свободно, что образует преграду на его пути? (Спинка языка выгибается, смыкается с небом, мешая воздуху выходить. Поэтому воздух прорывается с шумом). - Послушайте, как я произнесу этот звук. Голос кто-нибудь услышал? (Нет). - Как можно проверить, с голосом мы произносим звук или нет? (Приложить руку к горлышку, почувствовать, вибрируют голосовые складки или нет).
- Значит, какой это звук? (Глухой)
- Давайте все вместе произнесем звук Г и дадим ему характеристику. (Звук Г согласный. Есть преграда во рту – спинка языка выгибается, смыкается с небом и мешает воздуху проходить). - Чем похожи звуки К и Г? (Оба звука — согласные, при произнесении обоих звуков преграда – язык)
- А чем отличаются? (Звук Г – звонкий).
- Почему? (Потому что произносится с голосом голосовые связки вибрируют).
- А еще что можно сказать о данных звуках, какими они могут быть? (твердыми и мягкими).
Упражнение на развитие фонематического слуха. Игра «Кто самый внимательный».
Хлопни в ладоши, если в слове услышишь звук [г] , подними руку, если услышишь звук [ к].
Кирпич, магазин, берега, берлога, сказал, бумага, рукавицы, гол, кол, глаз, класс, корка, горка, гололёд, корт.Чтение слогов.
га
ку кека
гигёгюко
кюкыкигрыглёгрекруклыВсе вместе читаем слоги.
- Прочитайте слоги:
- чтобы в них был глухой звук;
- чтобы в них был звонкий звук;
- чтобы в них был звонкий твёрдый звук;
- чтобы в них был глухой мягкий звук;
Физминутка Все мы делаем зарядку
1, 2, 3, 4, 5.
Руки вверх, затем на пояс
1, 2, 3, 4, 5.
На носочки и на пятки,
1, 2, 3, 4, 5.
Так мы делаем зарядку
1, 2, 3, 4, 5.
Работа в тетрадях. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.
Я читаю вам слова, а вы записываете только слоги с буквами г и к.
Галя, Коля, Гуля, котик, голубь, губы, кулак, кусок, гири, Гера, кино, гулять, грибы, криво, грива, греет, крыша, груша.Работа по карточкам . У вас на столах лежат карточки с заданием (работа в парах) Послушайте задание. Прочитайте слова, соедините слова с буквами Г-К так, чтобы получилась пара слов. После чего вы запишите получившиеся пары слов в тетрадь.
Гора-кора, голос-колос, калька-галька, крот-грот, кол-гол, кот-год, кусты-густы, кубки-губки.
Прочитайте получившиеся пары слов.
- Чем отличаются слова? (произношением, написанием, значением)
- Следующее задание выполним на доске. Прочитайте слова, добавляя пропущенные буквы г и к.
У…ол, ва…он, у…сус, по..ода, у…оль, лав…а, …амень, …усто, …усты, …рафин, я…ода, …аль…а, с…аз..а, я..од…а.
Работа по карточкам. У вас на столах лежат карточки с заданием. Составьте из данных наборов слов предложения. Расставьте их по порядку так, чтобы получился рассказ. Запиши рассказ и выдели буквы Г-К.
Белка, спешить, к, гнезду. Она, скакать, за, еловые, шишки. Забраться, белка, в, тёплое, гнездо. В, лес, закружила, вьюга. Будет, вкусная, еда, у, зверёк, в, кладовая. Белка, выбраться, из, гнезда.
3.Итог занятия. - Чему учились на занятии?Дайте характеристику звуку [к], а теперь звуку [г]?Молодцы! Спасибо за работу.