Конспект урока Расы и народы


Тема урока «Расы и народы»
Предмет география
Класс 5 «а»
УМК География Академический школьный учебник «Полярная звезда» с приложением на электронном носителе DVD (А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др.) под редакцией А.И. Алексеева; Рос. акад. наук, Рос. Акад. образования, изд – во «Просвещение». – 3 –е изд. – М. : Просвещение, 2014.
Цель урока
Сформировать представление о расах и многообразии народов, их внешних отличиях;
Задачи урока
1. Образовательные:
- способствовать формированию у обучающихся понятий о расах и многообразии народов. Рассмотреть их внешние отличия.
2. Развивающие:
- развитие умений учиться: слушать учителя, одноклассников и одновременно делать записи, работать со справочным материалом, данными Интернет-ресурсов, с картами атласа.
- развитие познавательных интересов и потребностей: внимание и восприятие.
- развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность; расширять словарный запас учащихся; формировать умения работать с документами, Интернет-ресурсами, умения обобщать и делать выводы.
Воспитательные:
- повышение интереса к изучению предмета, формирование научного мировоззрения.
Оборудование:
- политическая карта мира, слайды с изображением представителей разных рас, справочный материал, дополнительная литература, средства Интернет, учебник, тетрадь.
Понятийно – категориальный аппарат усвоения:
Расы. Население Земли. Народы.
Способы действий учащихся:
- выявить признаки людей различных рас; определить места их проживания;
Ценностный компонент урока:
- формирование облика различных рас и доказательства их равенства; делать выводы о многообразии народов и языков;
Работа с учебником:
Анализ таблицы учебника (с. 61)
Тип урока:
Комбинированный.
Ход урока.
1.Организационный момент
Приветствие. Настрой на работу. Проверьте всё ли у вас готово к уроку. На парте должны быть: учебник, тетрадь, ручка.
2. Проверка домашнего задания.
- Какой вопрос мы с вами рассматривали на прошлом уроке?
+ Появление и расселение людей на Земле.
- Я предлагаю вспомнить, как это происходило.
Некоторые ребята отвечают на вопросы письменно (слабые ученики)
Раздаю карточки с вопросами.
Какое главное занятие было у первых людей?
Как называется занятие, когда человек научился возделывать землю и выращивать растения?
Каких животных люди приручили?
К каким занятиям человек перешёл постепенно от собирательства и охоты?
Пока несколько ребят работают в тетради, к доске вызывается ученик и отвечает на вопрос, работая с настенной картой «Физическая карта мира»:
- Как и почему люди расселились по Земле?
Следующий вопрос.
- Дома вы выполняли задание №8 письменно (вопрос «Какие вы знаете способы приспособления человека к различным природным условиям: влажным или засушливым местам, высоким и низким температурам, ветрам, горному рельефу и т.д.? Иллюстрируйте рассказ фотографиями, собственными рисунками.)
Три ученика зачитывают, класс слушает и оценивает.
Называю учеников, у которых соберу тетради с домашним заданием в конце урока.
3. Подготовка к усвоению новых знаний.
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам посмотреть друг на друга и ответить на вопрос «Все ли мы одинаковы?»
+ Нет.
- Какие отличия у нас есть?
+ Цвет волос, глаз, форма носа, губ, рост.
- Верно.
К нам сегодня на урок приехали гости. Давайте их пригласим и послушаем. Пока они выступают, попробуйте догадаться, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (выходят заранее подготовленные ученики)
Слово представителю европеоидной расы. (ученик рассказывает откуда он и как живёт, заостряя внимание на климатических особенностях своей страны)
Слово представителю монголоидной расы. (заостряет внимание на цвете кожи, форме лица)
Слово представителю негроидной расы. (заостряет внимание на цвете кожи, форме лица)
Говорим спасибо и предлагаем присесть за парту у доски.
4. Новая тема.
- Ребята, вы догадались, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
+ Да. Расы и народы.
- Молодцы! Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Слайд №1
Тема: Расы и народы.
- В начальной школе, на уроке Окружающий мир, вы уже затрагивали эту тему. На какие вопросы вы хотели бы получить ответ сегодня на уроке?
+ Почему люди разных рас такие разные внешне.
- Хорошо.
Слайд №2
Цель урока
Сформировать представление о расах, их внешних отличиях и многообразии народов.
Работа в группах
- Найти ответ на поставленный вопрос вам поможет работа в группах и конечно, представители трёх рас. Учащиеся рассаживаются по группам (группы сформированы давно, с учётом сильных и слабых учеников, поэтому проблем с рассадкой не возникает, весь процесс занимает меньше минуты)
Подумайте и скажите, какие источники информации помогут вам в поиске ответов?
+ Дополнительная литература.
- Хорошо. Подойдите к стеллажу и возьмите необходимую литературу. (Доп. литературу выбрала группа, дающая характеристику европеоидной расе)
Вторая группа
+ Мы выбрали ресурсы Интернета.
- Хорошо. Возьмите ноутбук (выход в Интернет есть) (выбрала группа, дающая характеристику негроидной расе)
Третья группа
+ Мы будем пользоваться картами и справочным материалом. (выбрала группа, дающая характеристику монголоидной расе)
Справочный материал подготовлен мной заранее.
На работу в группах отводится 6-7 минут.
Слайд №3
Физкультминутка.
Проверка работы в группах. (от группы выступать могут 1-2 ученика)
Слайд №4
Слово первой группе – европеоидная раса. (учащиеся рассказывают почему представители этой расы имеют светлый цвет кожи, определённые черты лица, где они живут)
Слайд №5
Слово второй группе – негроидная раса. (учащиеся рассказывают почему представители этой расы имеют тёмный цвет кожи, определённые черты лица, где они живут)
Слайд №6
Слово третьей группе – монголоидная раса. (учащиеся рассказывают почему представители этой расы имеют желтоватый цвет кожи, определённые черты лица, где они живут)
- Молодцы! Информацию о внешних различиях представителей трёх рас нашли все группы, смогли правильно воспользоваться дополнительными средствами.
Откройте учебники на странице 61, посмотрите таблицу «Расы»
Последней строчкой в таблице обозначены представители смешанных и переходных рас, их 30% в мире. Мулаты, метисы и народ самбо появились в результате смешанных браков.
Как вы считаете, мешают ли расовые различия людей в достижении ими каких – либо целей?
+ Нет, не мешают.
- Приведите примеры.
+ Учёные, политики, президенты (например, Барак Обама – чернокожий президент США)
- Совершенно верно! В большинстве стран мира распространение идей расового превосходства считается преступлением. Расовые различия не мешают людям достигать наивысших результатов в науке, технике, искусстве, спорте. Среди лауреатов Нобелевской премии (высшей международной награды учёных и писателей) есть представители всех человеческих рас.
Попробуйте сформулировать определение к понятию – расы.
+
Слайд №8
Расы – это крупные группы людей, связанные общностью происхождения и внешних физических признаков.
Запишите это определение в тетрадь.
Работа с текстом учебника.
- У нас остался один вопрос «Сколько людей на Земле?» Чтобы на него ответить, откройте учебник на стр. 62, прочитайте самостоятельно небольшой текст и ответьте на мои вопросы.
Слайд №9 (на слайде вопросы)
Можно работать простым карандашом, отмечая ответы в тексте.
1. Что обозначает слово «народ»?
+ Это группы людей, имеющих один язык, способ ведения хозяйства, верования, обычаи, образ жизни.
2. Сколько нас на Земле?
+ В настоящее время нас более 7 млрд.
3.Сколько народов и языков в мире?
+ 4-5 тысяч.
4.Назовите крупнейшие страны мира.
+ Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Нигерия, Россия.
5.Сколько людей живёт в нашей стране?
+ В нашей стране проживает около 143 млн. человек.
Итог урока.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
+ В мире есть три расы. Представители этих рас отличаются внешне, но, несмотря на внешние отличия, они все могут достичь в своей жизни высоких целей.
- Возвращаюсь к слайду №2
Цель урока
Сформировать представление о расах, их внешних отличиях и многообразии народов.
- Как вы считаете, цель урока достигнута?
+ Да достигнута.
Слайд №10
9.Домашнее задание.
1. Вычитать параграф 18 пункт 1 и 2.
2. Ответить на вопросы №1,2 (устно)
3. Выполнить задание №7 (письменно)
10.Рефлексия
Предлагаю взять смайлики и при выходе прикрепить их магнитом к доске.
Весёлый – мне всё было понятно и интересно,
Спокойный – мне было интересно, но не всё понятно,
Грустный – мне было не интересно, я мало что понял.