Методическая разработка урока по биологии на тему Человеческие расы


КОГПОАУ «Кировский технологический колледж пищевой промышленности»
Методическая разработка урока по биологии
"Человеческие расы, их происхождение и генетическое единство"
Подготовлена Ожеговой
Надеждой Геннадьевной,
преподавателем биологии и химии
Дидактическая: цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами ИКТ, опережающих заданий.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления
Цель:
образовательная: способствовать формированию знаний о биологических особенностях человеческих рас, причинах их возникновения, о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас.
развивающая: способствовать формированию информационной компетентности учащихся через самостоятельную работу с источниками информации; совершенствованию умений сравнивать, анализировать, делать выводы;
воспитательная: продолжить формирование естественно-научного мировоззрения, способствовать воспитанию уважительных межличностных отношений между обучающимися в процессе самостоятельной познавательной деятельности, толерантного отношения к представителям разных рас, выработать у обучающихся правильную позицию в оценке таких течений как расизм.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая
Методы: репродуктивный, частично-поисковый.
Средства обучения: учебник «Общая биология» 10-11 классы, Полянский; дидактический раздаточный материал; презентация «Человеческие расы», видеофрагменты, сигнальные карточки зеленого и красного цветаХод урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I.Организационный момент. Приветствует учащихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу, проверяет готовность рабочего места учащихся. Приветствуют педагога, настраиваются на работу во время занятия, проверяют готовность своего рабочего места.
II.Актуализация
Обучающимся предлагается решить кроссворд
Слайд 1(на экране)
Признаки, по которым один вид отличается от другого (критерии)
Территория, занимаемая видом в природе (ареал)
Критерий вида, основанный на сходстве в строении белков, химического состава клеток и тканей особей одного вида (биохимический).
Критерий вида, основанный на сходстве способов питания, мест обитания особей одного вида (экологический)
Критерий вида, основанный насходствевнешнего и внутреннего строения особей одного вида (морфологический)
Относительно изолированные группировки особей одного вида (популяция)
Критерий вида , основанный на области распространения особей одного вида (географический)
Совокупность особей, обладающих сходством морфологических, физиологических, биохимических особенностей, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, похожее на родителей, приспособленных к определенным условиям жизни и занимающих в природе определенный ареал (вид)
Сходство жизненных процессов и возможность получения плодовитого потомства при скрещивании у особей одного вида- это …критерий (физиологический)
Критерий вида, основанный на характерном для каждого вида наборе хромосом (генетический)
(адаптация)
См. Приложение 1
Решают кроссворд
III. Мотивация и целеполагание.
Решив кроссворд , мы видим фразу «расы человека». А что такое раса? Это нам предстоит узнать. Тема урока «Человеческие расы, их происхождение и генетическое единство»
Слайд 2.Эпиграф к уроку: “…народы, распри позабыв,в великую семью соединятся…”
А.С. Пушкин
Давайте сформулируем цели и задачи нашего урока.
Для этого я попрошу вас заполнить первые две колонки таблицы (таблица на доске)
Знаю Хочу узнать Узнал Узнал
Обобщает ответы обучающихсяЗаполняют колонки «Знаю» «Хочу узнать»
После заполнения таблицы учащиеся формулируют цели и задачи урока
IV.Изучение нового материала
V. Осознание и осмысление части учебной информации
V. Осознание и осмысление части учебной информации
Слайд 3.
РАСА - от итальянскогоRazza - род, порода, племя
Термин «раса» ввел натуралист Жорж Бюффон в 18 веке.
Определение в тетради
«Расы – это исторически сложившиеся в определенных географических условиях группы людей, обладающих некоторыми общими наследственно обусловленными морфологическими и физиологическими признаками»
Попробуем определить, о каких признаках идет речь
Слайд 4. В настоящее время большинство антропологов придерживаются следующей классификации рас. Это негроидная, европеоидная и монголоидная расы.
Обучающимся предлагается распределиться на 4 группы
Организация работы в группах по проблеме
Морфологические признаки рас»
Задания для работы в группах
Внимательно рассмотрите портреты людей, принадлежащих к различным расам
Выявите морфологические признаки каждой расы.
Каждая группа заполняет свой информационный лист, затем вывешивает на доску, знакомит с признаками расы.
Слайды 4-11. Сравниваем с образцом. По итогам работы в группах заполняется таблица в тетради.
Морфологические особенности Расы Значение призна-ковЕвропео-иднаяНегроид-наяМонголо-иднаяОсобен-ности:
лица
носа
губ
Разрез глаз
ЦветглазЦвет кожи Слайд 12.« Схема расовой классификации современного человека».
Слайд 13. После выполнения заданий все группы обсуждают, дополняют и уточняют полученную информацию и формулируют выводы:
В основе деления человечества на расы лежат морфологические признаки;
не все группы, народности можно разделить по трем основным расам;
большие расы тоже неоднородны по своим морфологическим признакам и делятся на малые расы.
2.Доказательства принадлежности человеческих рас к одному биологическому виду
Слайд 14.Обучающимся предлагается проанализировать данные и сделать выводы:
В клетках человека любой расы содержится 46 хромосом
От брака людей разных рас рождается нормальное плодовитое потомство
Кровь человека одной расы можно перелить человеку другой расы (учитывая группу крови)
Слайд 15,16
Слайд 17. Предлагается обучающимся сделать вывод:
1. Все расы одинаковы по генетическим,физиологическим и биохимическим признакам.
2.Все расы относятся к одному биологическому виду – Homosapiens.
Как внутри вида Homosapiens могли возникнуть разные человеческие расы?
3. Возникновение рас (изучает наука-расоведение)
Приложение 3.
Слайд 18.
4. Расизм
Несмотря на очевидность единства происхождения рас, существуют люди, которые считают, что есть «высшие» и «низшие» расы, Расизм- это теория и политика, утверждающая превосходство одной расы над другой.  Расизм зародился еще в рабовладельческом обществе, но основные расистские теории были сформулированы в 19 веке. Выдвинув первую расистскую концепцию, француз Ж.А. Гобино объявил арийцев «высшей расой», поэтому расизм стал официальной идеологией фашизма. В фашистской Германии расизм был возведен в ранг государственной политики и служил оправданием уничтожения «неполноценных» народов на оккупированных территориях (русские, евреи и др).
  Слайд 19.В США до середины 20 века расисты пропагандировали превосходство белых над черными и недопустимость межрасовых браков. Многие заведения были только для белых, черные не имели право получать высшее образование (видеосюжет).
Слайд 20.Расизм в России
Сообщение обучающегося о скинхедах, видеосюжет Слайд 21. Несостоятельность расизма.
Среди представителей разных рас есть выдающиеся люди: известнейшие актеры, фотомодели, спортсмены, лауреаты Нобелевской премии, президенты.
Записывают в тетрадьопределение1 группа – выявляет признаки европеоидной расы
2 группа – выявляет признаки монголоидной расы
3 группа – выявляет признаки негроидной расы
4 группа - работает с текстом, уточняет и дополняет ответы других (Приложение2)
Заполняют таблицу в ходе урока
Делают выводы
Анализируют данные и делают выводы
Сообщение учащегося
Смотрят видеосюжет
Сообщение учащегося
Смотрят видеосюжет
VI. Закрепление
. Выводы из урока очевидны: надо воспитывать в себе национальную толерантность, нравственные качества, осуждать тех, кто позволяет себе унизить, нанести вред другому, к какой бы расе и национальности он не относился.
Тестовое задание.
Группы людей с общими биологическими, но с различными морфологическими признаками называются расами. Да.
Основной причиной формирования рас стали географическая изоляция. Да.
Человеческие расы относятся к разным биологическим видам. Нет.
Одним из доказательств, принадлежности человеческих рас к одному виду является рождение детей от родителей разных рас. Да.
Расизм – это наука о расах, их возникновении и развитии. Нет.
Социальная организация человека подчиняется законам природы. Нет.
Учащиеся отвечают на вопросы тестового задания поднятием карточек (красные-нет, зеленые-да)
VI. Рефлексия.
Слайд 22.
Мы не похожи друг на друга Ни цветом кожи, ни лицом И в разных уголках планеты Сегодня мы с тобой живем Но нас родство объединяет Происхождения – общий дом И кровь горячая взывает, Что братья мы и сестры в нем. 
Предлагает вернуться к заполнению таблицы
Заполняют колонку «Узнал»
VII. Подведение итогов урока Задает домашнее задание Записывают домашнее задание
Приложение 1.
К РИ Т Е РИ И А РЕ А Л Б И О Х И М И Ч Е С К И Й ЫЭ К О Л О Г И Ч Е С К И Й М О РФ О Л О Г И Ч Е С К И Й ПО ПУ Л Я ЦИ Я Г Е О Г РА Ф И Ч Е С К И Й В И Д Ф И ЗИ О Л О Г И Ч Е С К И Й Г Е Н Е Т И Ч Е С К И Й А Д А ПТ А ЦИ Я 1 2 3 Ы4 5 6 7 8 9 10 11 Приложение 2.
1. Прочитав текст, ответьте на следующий вопрос.
Все ли группы людей можно отнести к трем основным расам? Какой вывод можно сделать на основе этих данных?
Американских индейцев по традиции относят к монголоидам. Но эпикантус (складка верхнего века) у взрослых индейцев редок, а лицо с орлиным выступающим носом профилировано как у европеоидов. Тоже можно сказать об обитателях Австралии и близлежащих островов. Они темнокожи, но волосы у типичных австралийских аборигенов не курчавые, а волнистые, борода и усы растут обильно, а по строению зубов, составу крови, пальцевым узорам они оказываются ближе к монголоидам.
2. Прочитав текст, ответьте на следующие вопросы.
Однородны ли по своим морфологическим признакам группы людей, составляющих одну большую расу? Какой вывод можно сделать на основе этих данных?
Известно, что южане, жители Южной Европы, чаще всего брюнеты, среднего роста. А на севере Европы обитают высокие, светловолосые и голубоглазые люди. Разнородны и монголоиды, даже если исключить америндов. Внешность, например, вьетнамца отличается от внешности бурята, а китайца – от киргиза. Негроиды также отличаются друг от друга. Среди них известны самые маленькие люди нашей Земли – пигмеи бассейна реки Конго (средний рост взрослого мужчины 141 см) и самые высокие, живущие у озера Чад (182 см). Австралоиды не менее разнообразны: иногда у них бывают курчавые волосы, цвет кожи, профилированность лица и другие признаки варьируют не менее сильно.
Приложение 3.
Когда речь идет о расах, всегда подчеркивают их связь с местом, где они распространены. Известно, что негроиды могут находиться под палящими лучами солнца без головного убора и почти без одежды. От вредных лучей солнца их предохраняет темная кожа, черные курчавые волосы, особенности строения носа (широкий, большие ноздри), утолщенные губы.
У монголоидов, формировавшихся в степях и полупустынях Центральной Азии с резко континентальным сухим климатом и большими суточными колебаниями температуры, сильными ветрами и пыльными бурями, роль приспособления играли эпикантус - кожная складка, во внутреннем уголке глаза и развитая складка верхнего века, защищающая от ветра и пыли.Светлая кожа европейцев пропускает ультрафиолетовые лучи и этим предохраняет от рахита, узкий выступающий нос согревает вдыхаемый воздух.
Приложение 4.
СКИНХЕДЫ. Первые скинхеды (от англ. Skinhead - "бритая голова") появились еще в 60-ые годы в Британии, когда парни из рабочих районов любили выпить пива и устроить драку в кабаке. Именно из-за постоянных потасовок появилась ультра короткая стрижка. Но как только движение стало массовым, в него вмешалась политика. Скинхеды - националисты. Для большинства из них идеологом является небезызвестный Адольф Гитлер. Главная идея скинхедов: " Мы должны сберечь нашу белую расу и сохранить белое будущее для всех наших детей". Именно поэтому скинхеды не любят цветных и часто устраивают кровавые драки и погромы. Выглядят они обычно так:бритая наголо голова или очень короткая стрижка, куртка-пилот (обычно с нашивками), черные или темные джинсы (иногда с подтяжками, спущенными вниз или одетыми на плечи), мощные армейские ботинки,иногда бывают татуировки с явно выраженным нацистким или расистким характером.Около тридцати лет назад движение скинхедов пришло в Россию.
Лицо узкоеНос узкий выступающий,Губы тонкиеГоризонтальное расположение глаз
Цвет глаз от светло-голубого до черногоВолосы прямые, волнистые, от светлых до брюнетов,Цвет кожи светлый
Лицо узкое с выступающей челюстной частьюНос широкий, плоскийГубы толстыеГлаза широко открытые, карие,Волосы черные, курчавые, Цвет кожи – темный
Лицо широкое уплощенное
Скулы сильно выступают Нос уплощенГубы средние по толщинеГлаза раскосые, узкие
Кожная складка на верхнем векеВолосы темные, жесткие, прямыеЦвет кожи – желтовато-смуглый.