Урок окружающего мира в 4 классе по теме Расы Земли

Кулигина Лариса Болеславовна учитель начальных классов МОУ «СОШ № 22»
г.Абакана. Урок истории 4 класс «Расы Земли» (УМК «Школа 2000-20100»)


Младший школьный возраст – это наиболее благоприятный период нравственного становления личности. Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, именно в это время ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли, начинает интересоваться и разбираться в общественных явлениях, в нравственных ценностях. Поэтому в этот период особенно важна грамотная, целенаправленная образовательная работа по формированию детской личности.
Огромный потенциал в этом отношении содержит поликультурное образование, которое направлено на расширение поликультурного потенциала учебных предметов, на их интеграцию как средство развития социокультурной компетентности.
Очень важно, чтобы такая работа помогала ребенку ощутить себя полноправным гражданином не только своей страны, но и мира, проявлять чувство толерантности и интереса ко всем народам, живущим в мировом пространстве.
В рамках модели «Многоязычие и поликультурность» представляем урок истории в 4 классе по теме «Расы Земли».

Тема: Расы Земли.

Цели и задачи: Главная познавательная задача – осмысление того, что единое человечество состоит из людей разных рас.
-Сформировать первичное представление о понятии «раса». Помочь осознать общечеловеческий закон о равенстве всех людей вне зависимости от расовой и национальной принадлежности.
-Способствовать формированию терпимого и уважительного отношения к людям разных рас, умению видеть в каждом собеседнике, прежде всего, Человека.
-Формировать нетерпимое отношение к выражениям «низшая раса», «черные» и т.д. и одновременно гордость за принадлежность к своему народу.
Оборудование: физическая карта Мира, карта расселения рас, контурные карты расселения рас, портреты людей разных рас, портрет Н.Н.Миклухо-Маклая, задания и карточки для работы в группах, задания для работы в парах.


Ход урока.


1.Оргмомент.
2.Постановка проблемы.
-На уроках окружающего мира мы говорили, что все люди, живущие на Земле, принадлежат к единому биологическому виду. Ученые назвали этот вид «хомо сапиенс» в переводе с латинского языка – «человек разумный».
-Но почему же тогда люди, живущие на Земле, так отличаются друг от друга по своей внешности: по цвету кожи, по форме и цвету глаз, форме носа, губ и т.д.? (Показ иллюстраций). (Выслушиваются предположения детей).
-Сегодня на уроке мы с вами постараемся найти ответы на эти и некоторые другие вопросы.
3.Работа по теме урока.

1.Вступление. Итак, действительно, люди на Земле очень разные по своему внешнему виду. Все эти различия образовались не сразу и очень давно, еще в каменном веке, когда человек находился в первобытном состоянии и сильно зависел от воздействия природных и климатических условий. Люди в то время были разобщены и изолированы друг от друга. Тогда, в каменном веке, и сложились постепенно основные черты человеческих рас. Эти внешние черты показывают в каком климате, в каких природных условиях эти группы людей сформировались. Эти внешние признаки помогали в то время людям выжить в суровых условиях.
-А сколько, по вашему мнению, таких групп людей или рас на Земле? (Предположения детей)
-Разные ученые называют разное число рас. Но большинство выделяют три расы: негроидов, монголоидов и европеоидов (Показ портретов представителей рас). К ним, некоторые ученые, добавляют еще австралоидов, обитателей Австралии, Океании и островов Тихого океана. (Показ на карте).
-Мы присоединимся к мнению большинства ученых и рассмотрим 3 основные расы: негроидов, монголоидов и европеоидов.

.2.Внешние отличия рас. Работа с портретами представителей рас.

-Какие внешние отличия вы увидели у представителей разных рас? (Форма глаз, цвет кожи и т.д.)
-А что общего у людей разных рас? (Внешнее и внутреннее строение у всех людей одинаковое)
3.Работа в группах.
-Мы с вами уже говорили, что признаки рас были приспособительными к определенным климатическим условиям. Сейчас вы самостоятельно попытаетесь разобраться: в каких климатических условиях образовалась та или иная раса, каковы ее приспособительные признаки, и в каком районе Земли она образовалась.
-Вы поработаете в группах, изучите предоставленный вам материал, который поможет вам в работе (Приложение № 1).Всем группам дается задание и дополнительный материал, из которого необходимо выбрать нужные данные. На контурной карте вы должны указать район Земли, где образовалась раса. В карточке определить представителя расы, которая досталась вашей группе, и указать его отличительные признаки. (Приложение №2)
Результат работы в группах: представитель от группы отвечает у доски на поставленные в задании вопросы, показывает на карте район Земли, где образовалась раса, сдает карточку и контурную карту на проверку.

4.Расселение рас по Земле.
-Человек самое непоседливое существо на Земле. Еще в эпоху палеолита люди кочевали на многие тысячи километров, смешивались друг с другом, а в наше время, тем более. За столетия истории многие люди переселились в разные части света. Негроидов и монголоидов много в Европе и Америке; а европеоиды живут в Африке и в Азии.
(Показ расселения рас по карте.) (Приложение № 3).
-В каждом современном народе встречаются люди разных рас, и каждая раса распространена среди многих народов. Русскими могут назвать себя и европеоиды и монголоиды и даже негроиды. А к монголоидам, например, принадлежат и японцы, и китайцы, и наши якуты, ненцы, тувинцы, хакасы и многие другие народы. То есть представители одной расы могут говорить на разных языках и иметь разные культуры.
- В связи с этим возникает закономерный вопрос: Играют ли важную роль в наше время расовые особенности людей в выживании человека в природе? Нужны ли сейчас человеку расовые признаки?
(Ответы и предположения детей).
- Когда вы выбираете себе друга или подругу, на какие качества вы обращаете внимание в первую очередь? Почему?
( В первую очередь обращаем внимание на душевные качества: доброту, отзывчивость, честность).
- В наше время большинство людей принадлежат к смешанным расам. Люди разных рас женятся и у их детей смешиваются признаки различных рас. Ведь разный цвет кожи, форма глаз не мешают нам быть единым человечеством. Ведь ум, талант, доброта, умение радоваться и дружить не зависят от того, как мы выглядим. Вот почему вы выбираете себе друга не по внешнему виду, а по душевным качествам.
-Однако еще в 19 веке некоторые люди считали, что существуют «высшие» и «низшие расы».
- Можно ли согласиться с таким утверждением? Почему?
( Нет, потому что все люди принадлежат к единому человечеству и равны между собой).
-Действительно, ученые давно доказали, что все расы равны по умственным способностям и при любых межрасовых браках рождаются полноценные здоровые дети. Одним из таких ученых был наш соотечественник, русский ученый Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846-1888). Он посвятил всю свою жизнь изучению народов, населяющих тропические острова Тихого океана. Своими исследованиями он доказал равенство рас.
(Показ портрета Н.Н.Миклухо-Маклая).
5.Закрепление.
- Давайте пофантазируем и попробуем отправиться в будущее. Как вы думаете, что произойдет с человечеством в будущем? Какой расы будут люди на Земле через тысячелетия?
(Ответы и предположения детей).
- Действительно, ученые считают, что разделение людей на расы – временное явление в истории человечества. Факторы, вызвавшие возникновение рас, постепенно теряют свое значение. Все больше людей на Земле живут и работают в одинаковой, «комнатной», температуре, едят одинаковую пищу. Уменьшилось значение болезней. А самое главное, что между расами сейчас нет географической изоляции, в результате процесс смешения рас чрезвычайно ускорился. Поэтому можно предположить, что через несколько сотен поколений все человечество сольется в единую всепланетную расу. Вот тогда сбудутся слова А.С.Пушкина: «народы, распри позабыв, в великую семью соединятся».
- А как, по-вашему, может выглядеть представитель этой всепланетной расы?
(Ответы и предположения детей).
6. Итог урока.
-Давайте подведем итог нашего исследования и попробуем дать точное определение понятию «раса». Сейчас вы будете работать в парах, чтобы найти наиболее точное и правильное определение «расы», необходимо объяснить свой выбор (Приложение № 4).
( Раса – это особая группа людей, которая по внешним признакам, принадлежащим только ей, отличается от других).

7.Домашнее задание. (3 уровня сложности).
1.Прочитать параграф с.45-53 учебника Д.Д.Данилова «Человек и человечество», ответить на вопросы, поставленные в конце параграфа.
2.Дополнительно к 1 заданию: нарисовать представителя всепланетной расы.
3.Найти материал и подготовить сообщение о Н.Н.Миклухо-Маклае.

Примечание: для физминутки были использованы плакаты с признаками рас, которые развешивались по классу. Дети их находили в классе, определяли к какой расе можно отнести тот или иной признак.








Список использованной литературы.

1.Детская энциклопедия Что такое? Кто такой? М. «Педагогика».1993.
2.Сборник Мир вокруг нас. Беседы о Мире и его законах. М. «Политическая литература».1983.
3.Т.П.Герасимова, Г.Ю.Грюнберг. География. 6 класс. М. «Просвещение». 1996.
15