Системно-деятельностный подход — как методологическая основа ФГОС нового поколения


Системно-деятельностный подход - как методологическая основа ФГОС нового поколения Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для отечественной школы документ. ФГОС НОО – СОВОКУПНОСТЬ ТРЕБОВАНИЙ: к структуре основной образовательной программы; к условиям реализации основной образовательной программы; к результатам освоения основной образовательной программы. Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования; ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД); признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса; учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов; гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности. Понятие системно - деятельностного подхода в обучении было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Это была попытка объединения взглядов на системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и целого ряда исследователей), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие исследователи). Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо: связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой. Важно развивать такие стороны:1) рефлексию,2) анализ,3) планирование.Они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие. Организация учебной деятельности на уроке построена с опорой: на мысленные и практические действия учащихся в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов разрешения учебной проблемы; на значительно возрастающую долю самостоятельной познавательной деятельности учащихся по разрешению проблемных ситуаций; на усиление интенсивности мышления учащихся в результате поиска новых знаний и новых способов решения учебных задач; на обеспечение прогресса в когнитивном и культурном развитии учащихся, творческом преобразовании мира. Реализация деятельностного метода  обучения  опирается на методы: Обсуждение результатов Самостоятельный поиск Управление поисковой  деятельностью Выявление проблемы Принятие проблемной ситуации Создание проблемной   ситуации Ученик  Учитель Структура урока Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса,в которой дети с помощью учителя: обнаруживают предмет своего действия,исследуют его, совершая разнообразные учебные действия,преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д.,частично – запоминают Особый способ действий относительно специфического содержания. Учебные ситуации с элементами игровой деятельности;учебные ситуации с элементами творческой, конструкторской, социальной деятельности;учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности. Все методы окажутся эффективными только в том случае, если вызовут напряженную мыслительную работу ученика, направленную на решение познавательных и практических задач. При любом методе работу нужно строить таким образом, чтобы у детей возникали познавательные вопросы, которые требуют самостоятельного осмысления материала, выводов, обобщений и проверки их на практике. Методы изучения учебного материала Не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны, мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать, – вот методологическая основа СДП.