Рабочая программа по внеурочной деятельности Что такое хорошо и что такое плохо ( 2 класс)


Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса « Что такое хорошо или что такое плохо» составлена на основе:
- требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- основной образовательной программы начального общего образования МАОУ Лицей № 7 г. Черняховска;
- авторской программы факультативного курса « Воспитание нравственных качеств» Мищенковой Л.В.;
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189).
В календарно- тематическое планирование могут вноситься изменения в связи с непредвиденными ситуациями ( карантин, погодные условия, чрезвычайные ситуации, приказы директора МАОУ Лицей № 7, приказы УО и ОД и т.п.)
Общая характеристика курса
Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Все пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В школе – социальном институте, через который проходят все граждане России- продолжается формирование позитивного отношения ребенка к базовым ценностям общества, таким как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.
В начальной школе перед учителем стоит задача: открыв путь к сердцу и уму маленького человека, воспитать полноценную личность, сформировать систему нравственных ценностей младшего школьника. Имеющего свою внутреннюю позицию, представляющую собой осознанное отношение ребёнка к собственному «Я», к окружающим, к социально одобряемым и неодобряемым формам поведения.
Курс «Уроки нравственности» окажет учителю серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения.
Основная цель курса: воспитание духовно-нравственной личности ребенка через систему ценностно-ориентированных занятий.
Задачи курса:
- сформировать систему нравственных ценностей;
-способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;
-формировать экологически воспитанную личность;
-воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;
-формировать интерес к чтению художественной литературы;
-развивать познавательную активность;
-развивать творческие способности.
Курс «Уроки нравственности» представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо».
Ценностные ориентиры содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма –одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Описание места курса в учебном плане:
На изучение курса по внеурочной деятельности «Что такое хорошо или что такое плохо» во 2 классе отводится:
– количество часов в год – 34;
– количество часов в неделю – 1.
Предполагаемые результаты освоения курса
Универсальные учебные действия
Личностные универсальные учебные действия: оценивать ситуации и поступки, объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей, самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность).
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия: определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи), осуществить действия по реализации плана, соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
Познавательные универсальные учебные действия: извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами, перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта, преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму.
Коммуникативные универсальные учебные действия: доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи, понять другие позиции (взгляды, интересы), договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.

Основное содержание курса
«Я и школа»
О культуре поведения в школе.
«Я и окружающие»
Не надо больше ссориться. Учимся дружить. Учимся обсуждать проблему. Слушаем сказку. Занимательный журнал «Имена». Колечко красоты. Цветик-семицветик. Спешим на помощь бабке Ёжке. День космонавтики. Ох уж этот ветер!.. Кем быть? О профессии и трудолюбии.
«Я и семья»
Под крышей дома моего. Давайте, друзья, потолкуем о маме.
«Я и природа»
Времена года. Отправляемся в путешествие. Во саду ли, в огороде. Зима в лесу. Лепим снеговика. Тропинка. Школа насекомых. Лето в загадках.
«Я и книга»
Узнай меня! Девочка и разбойники. По страницам русской народной сказки «Царевна – лягушка». И снова сказка. Волшебники и волшебные предметы. Животные с книжных страниц. Сказочные фанты. И снова сказочные фанты.
«Я и животные»
Белый пёс в сиреневый цветочек. Поговорим о собаках.
«Я и здоровье»
Тише, пожалуйста!,,, Экскурсия в медицинский кабинет. Для чего нужны нам глазки.
Тематическое планирование
Тематическое планирование (по разделам) Количество часов Содержание курса Характеристика деятельности обучающихсяЯ и школа 1 О культуре поведения в школе Культура общения
Я и окружающие 11 Не надо больше ссориться. Учимся дружить. Учимся обсуждать проблему. Слушаем сказку. Занимательный журнал «Имена». Колечко красоты. Цветик-семицветик. Спешим на помощь бабке Ёжке. День космонавтики. Ох уж этот ветер!.. Кем быть? О профессии и трудолюбии.
Толерантность, доброжелательное отношение к окружающим; умение находить способы примирения, желание приходить на помощь, стремление быть нужным и полезным окружающим, стремление к внутреннему самосовершенствованию, уважение к труду.
Я и семья 2 Под крышей дома моего. Давайте, друзья, потолкуем о маме.
Любовь к родственникам, чувство благодарности к старшим членам семьи.
Я и природа 7 Времена года. Отправляемся в путешествие. Во саду ли, в огороде. Зима в лесу. Лепим снеговика. Тропинка. Школа насекомых. Лето в загадках.
Умение видеть красоту природы, восхищаться ею, бережное отношение к природе, интерес к изучению природы, стремление к здоровому образу жизни.
Я и книга 7 Узнай меня! Девочка и разбойники. По страницам русской народной сказки «Царевна – лягушка». И снова сказка. Волшебники и волшебные предметы. Животные с книжных страниц. Сказочные фанты. И снова сказочные фанты.
Стремление к чтению художественной литературы.
Я и животные 2 Белый пёс в сиреневый цветочек. Поговорим о собаках.
Доброжелательное отношение к животным.
Я и здоровье 3 Тише, пожалуйста!,,, Экскурсия в медицинский кабинет. Для чего нужны нам глазки.
Уважение к труду медицинского работника, стремление к соблюдению личной гигиены.
Учебно – методическое обеспечение
№ Автор, год издания Название пособия Вид пособия
1. Мищенкова Л.В., Москва: РОСТ книга, 2013 г.
«Уроки нравственности или что такое хорошо и что такое плохо» Методическое пособие для 2 класса
2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. – (Стандарты второго поколения) Пособие для учителя
3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) Пособие для учителя
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с. – (Стандарты Пособие для учителя
Учебная литература для учащихся
№ Автор, год издания Название пособия Вид пособия
1. Мищенкова, Москва: РОСТ книга, 2013 г «Уроки нравственности или что такое хорошо и что такое плохо» Рабочие тетради в 2-х частях.