Рабочая программа курса воспитания нравственных качеств Что такое хорошо и что такое плохо. Внеурочная деятельность 2 класс.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №83
имени кавалера ордена Мужества Е. Е. ТабаковаУТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №83
___________ (Креузова Н.И.)
«____»_____________ 2015 г.
Рабочая программа
курса воспитания нравственных качеств
«Что такое хорошо и что такое плохо»
Внеурочная деятельность
Духовно – нравственное направление
Учебный год: 2015-2016
Класс 2а
Учитель: Королькова Л.Г.
Московская область, Ногинский район, г. Ногинск-9

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса воспитания нравственных качеств
«Что такое хорошо и что такое плохо»
Духовно-нравственное направление 2класс
Пояснительная записка
Рабочая программа курса воспитания нравственных качеств «Что такое хорошо и что такое плохо» для 2 класса начальной школы разработана в соответствии с нормативными документами:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ, статья 11 (п.1,2,3) «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты»; статья 12 (п.1, 3,5) «Образовательные программы»;
приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
приказы Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 г. №2357 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373» и от 01.02.2012 г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03 2004 Г. №1312;
ФГОС. Примерная основная образовательная программа. Начальная школа. – М.: «Просвещение», 2012 г.;
«Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10»;
«Методические рекомендации по составлению рабочих программ общеобразовательных учреждений Московской области»;
Письма Министерства образования Московской области от 12.09.2012г. №9542-080/07 «Методические рекомендации "Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Московской области в рамках введения ФГОС НОО"
и на основе авторской программыЛ.В. Мищенковой «Уроки нравственности», утверждённой Министерством образования и науки РФ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
ФГОС второго поколения формулирует основную педагогическую цель - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В портрете выпускника начальной школы есть такие строки: «Любящий свой край и свою родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; доброжелательный. Умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих».
Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Всё пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В школе продолжается формирование позитивного отношения ребёнка к базовым ценностям общества, таким как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.
Цель курса:
воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через систему ценностно-ориентированных занятий.
Задачи курса:
Сформировать систему нравственных ценностей;
Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;
Формировать экологически воспитанную личность;
Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;
Формировать интерес к чтению художественной литературы;
Развивать познавательную активность;
Развивать творческие способности.
Ценностные ориентиры программы
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.)
Программа составлена на основе следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация —отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него.
Принцип диалогического общения.В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников.Место курса в учебном плане
Программа реализуется во внеурочной деятельности с 1-го по 4-ый класс и рассчитана на 135 часов: 1 класс – 33 ч, 2 класс – 34 ч, 3 класс – 34 ч, 4 класс – 34 ч.
Общая характеристика курса
Курс «Уроки нравственности» представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо».
Содержание курса включает в себя следующие циклы: «Я и школа», «Я и окружающие», «Я и семья», «Я и природа», «Я и книга», «Я и здоровье».
Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей.
Содержание изучаемого курса внеурочной деятельности
2 класс (34 ч.)
Я и школа (1 час).
О культуре поведения в школе
Я и окружающие (12 часов).
Не надо больше ссориться. Учимся дружить. Учимся обсуждать проблему. Слушаем сказку. Занимательный журнал «Имена». Колечко красоты. Цветик -семицветик. Спешим на помощь бабке Ёжке. День космонавтики. Ох уж этот ветер! Кем быть? О профессиях и трудолюбии.
Я и семья (2 часа).
Под крышей дома своего. Давайте, друзья, потолкуем о маме.
Я и природа (8 часов).
Времена года. Отправляемся в путешествие. Во саду ли, в огороде. Зима в лесу. Лепим снеговика. Тропинка. Школа насекомых. Лето в загадках.
Я и книга (8 часа).
Узнай меня!. Девочка и разбойники. По страницам русской народной сказки «Царевна – лягушка». И снова сказка. Волшебники и волшебные предметы. Животные с книжных страниц. Сказочные фанты. И снова сказочные фанты.
Я и здоровье (3 часа).
Тише, пожалуйста! Экскурсия в медицинский кабинет. Для чего нужны нам глазки.
Планируемые результаты освоения учащимися
программы внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения программы
2 год обучения
У учащегося будут сформированы:
-внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
-эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
-начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
- положительная мотивация учебной деятельности;
Учащийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к обучению, к одноклассникам понимания необходимости учения.
Предполагаемые результаты. К концу обучения в начальной школе учащиеся должны иметь:
Систему нравственных качеств и этическое сознание;
Потребность в самовоспитании и саморазвитии;
Чувство уважения к правам и обязанностям человека;
Чувство трудолюбия, уважения к людям труда;
Ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;
Ценностное отношение к природе, к окружающей среде;
Потребность в чтении художественной литературы.
Требования к подготовке учащихся
В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
Ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
С помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.
Система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки ученика.
Ученик получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации?», «Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Ученик научится сопоставлять, сравнивать героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе.)
Метапредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности); - умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; - освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.). - способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,  - совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей. - приобретение  навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
Формирование коммуникативных УУД:
Ученик научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.
Ученик научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
Ученик научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
Ученик научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
-соблюдения гигиенических правил;
- бережного отношения к природе;
- развития чувства ответственности, самостоятельности;
- формирования стремления быть полезным окружающим;
- стремления к здоровому образу жизни.
Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей (беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление).
Календарно-тематическое планирование курса воспитания нравственных качеств
«Что такое хорошо и что такое плохо» 2 класс (34 часа)
№ Тема занятия Решаемые проблемы Понятия Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Дата Дата по факту Предметные результаты УУД Личностные результаты
1 четверть (9 ч)
1. О культуре поведения в школе Что мы знаем о правилах поведения в школе. Правила поведения, школьные принадлежности Знает о правилах поведения в школе, о бережном отношении к вещам. Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу Положительный эмоциональный настрой учащихся на процесс обучения
2. Под крышей дома моего
Что мы знаем о ценности семейных отношений. Семья, благодарность, родственники Знает о ценности семейных отношений Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу Уважение к своей семье, любовь к своим родителям
3. Времена года Что мы знаем о временах года? Природа, времена года, красота Знает значение природы для человека.
Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Формирование навыка коллективной работы Положительный эмоциональный настрой учащихся на процесс обучения
4. Отправляемся в путешествие Что мы знаем о правилах поведения в лесу? Правила поведения, бережливость. Умеет бережно относится к природе. Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу Положительный эмоциональный настрой учащихся на процесс обучения
5. Узнай меня! Как различать положительных и отрицательных сказочных героев? Действующие лица, персонажи, герои. Имеет представления о положительных и отрицательных героях произведения. Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу
Приобретёт базовые нравственно-этические ценности.
6. Не надо больше ссориться Как выйти из конфликтной ситуации Толерантность, доброжелательность, конфликт Имеет представления о толерантности.
Умеет доброжелательно относиться к окружающим Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу
Приобретёт базовые нравственно-этические ценности
7. Учимся дружить Как находить способы для примирения? Дружба, примирение Умеет находить способы для примирения. Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу
Приобретёт базовые нравственно-этические ценности
8. Белый пёс в сиреневый цветочек Знакомство со сказкой
Н. Абрамцевой «Чудо - хозяюшка».
Доброта, отзывчивость, опрятность Умеет проявлять любовь к животным
Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу Приобретёт базовые нравственно-этические ценности
9. Учимся обсуждать проблему Как научиться обсуждать проблему? Проблема, справедливость, помощь людям Умеет обсуждать проблему Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу Приобретёт базовые нравственно-этические ценности.
2 четверть (7 ч)
10. Во саду ли, в огороде Каково значение почвы в жизни живых существ? Почва, земля, Бережно относится к земле. Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу Приобретёт базовые нравственно-этические ценности
11. Слушаем сказку Знакомство со сказкой Н. Абрамцевой «Самая хорошая вазочка» Сказочные герои Стремление быть нужным, полезным для окружающим. Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу Приобретёт базовые нравственно-этические ценности
12. Поговорим о собаках Что мы знаем о собаках Помощь, доброжелательность Знает, что нужно быть чутким, отзывчивым и внимательным к животным. Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу Приобретёт базовые нравственно-этические ценности
13. Тише, пожалуйста! Знакомство со сказкой Н. Абрамцевой «Тише, пожалуйста!» Эмоции, толерантность Знает как сдерживать негативные эмоции. Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится аргументировать свою точку зрения
Ценить и принимать базовые ценности.
14. Занимательный журнал «Имена» Что мы знаем об именах Имена, Знает об уважительном отношении к имени. Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу
15. Колечко красоты Что такое внутренняя красота? Духовная красота, самосовершенствование Умеет видеть в человеке его лучшие стороны. Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу
Приобретёт базовые нравственно-этические ценности
16. «Девочка и разбойники». Знакомство со сказкой Л. Н. Толстого «Девочка и разбойники». Сказка
Главные герои Воспитание стремления искать выход из любой жизненной ситуации.
Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится аргументировать свою точку зрения Приобретёт базовые нравственно-этические ценности
3 четверть (10 ч)
17. Экскурсия в медицинский кабинет Всё ли мы знаем о медицинском работнике? Медицинский кабинет, препарат
Проявляет уважение к медработнику. Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу Положительный эмоциональный настрой учащихся на процесс обучения
18. Зима в лесу Умеем ли мы замечать красоту природы ? Природа, красота Умеет замечать красоту зимней природы
Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу Приобретёт базовые историко-культурные представления
19. По страницам русской народной сказки «Царевна – лягушка» Умеем ли мы быть добрым и отзывчивым ?Доброта
Забота
Ласка
Отзывчивость
Нежность
Знает, что нужно быть чутким, отзывчивым и внимательным к людям. Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу
Приобретёт базовые нравственно-этические ценности
20. Для чего нужны нам глазки Учимся ценить зрение. Зрение, гигиена Стремление к соблюдению гигиены глаз Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится аргументировать свою точку зрения
Приобретёт базовые нравственно-этические ценности
21. И снова сказка! Знакомство с литовской сказкой «Жаба - королевна». Сказка
Главные герои Воспитание стремления к чтению художественной литературы. Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу
Приобретёт базовые нравственно-этические ценности
22. Лепим снеговика Умеем ли мы замечать красоту природы ? Природа, красота Проявляют интерес к изучению природы Р.: Определять план выполнения заданий
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу
Приобретёт базовые нравственно-этические ценности
23. Давайте, друзья, потолкуем о маме Какие чувства мы испытываем к маме Любовь, уважение Воспитание чувства любви и уважения к маме Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу Приобретёт базовые нравственно-этические ценности
24. Цветик - семицветикЗнакомство со сказкой В. П. Катаева Эгоизм, альтруизм Воспитываем доброту и отзывчивость Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится умение наблюдать и работать с информацией
К.: Появится способность выступать в роли обучаемого и обучающего
Приобретёт базовые нравственно-этические ценности
25 Волшебники и волшебные предметы Любим ли мы сказки Сказка
Главные герои Воспитание стремления к чтению художественной литературы. Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится умение наблюдать и работать с информацией
К.: Появится способность выступать в роли обучаемого и обучающего
Положительный эмоциональный настрой учащихся на процесс обучения
26 Животные с книжных страниц Какие сказки о животных мы знаем
Сказка
Главные герои . Воспитание стремления к чтению художественной литературы. Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится умение наблюдать и работать с информацией
К.: Появится способность выступать в роли обучаемого и обучающего Приобретёт базовые нравственно-этические ценности
4 четверть (8 ч)
27. Спешим на помощь к бабке ЁжкеСоздание позитивного настроения Сказка
Главные герои Воспитание отзывчивости и доброты Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу
Приобретёт базовые нравственно-этические ценности
28. День космонавтики Что мы знаем о космосе Космос, ракета Знает строение ракеты Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу
Приобретёт базовые нравственно-этические ценности
29. Тропинка Приметы весны Приметы , весна Бережное отношение к природе.
Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Формирование навыка коммуникативного общения
Приобретёт базовые нравственно-этические ценности
.
30. Ох уж этот ветер! Знакомство со «Сказкой об осеннем ветре» Н. АбрамцевойОтзывчивость , сочувствие Воспитывать отзывчивость и сочувствие Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Формирование навыка коммуникативного общения
Ценить и принимать базовые ценности.
31. Сказочные факты Знаем ли мы сказки? Сказка
Главные герои Воспитание стремления к чтению художественной литературы. Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу Приобретёт базовые нравственно-этические ценности
32. И снова сказочные фанты Каких сказочных героев мы знаем? Сказка
Главные герои Воспитание стремления к чтению художественной литературы. Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу Приобретёт базовые нравственно-этические ценности
33. Школа насекомых Знаем ли мы насекомых Насекомые, Знает о роли насекомых в нашей жизни Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу Приобретёт базовые нравственно-этические ценности
34. Кем быть? Что мы знаем о профессиях Профессия, труд Воспитание уважения к труду Р.: Определять план выполнения заданий
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Формирование навыка коммуникативного общения Ценить и принимать базовые ценности.
Учебные и методические пособия:
Уроки нравственности, или «Что такое хорошо, и что такое плохо»: Рабочая тетрадь для 2 класса, часть 1,2 /Л.В. Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
Уроки нравственности, или «Что такое хорошо, и что такое плохо»: Методическое пособие. 2 класс. /Л.В. Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ, 208 с., 2013.
Агеева И.Д. На ошибках учатся. ПедСовет, № 11, 2004.
Беденко М. Ну, очень задачник. – Киев: А.С.К., 1996.
Булдаков С.В. Загадки. ПедСовет, № 11, 2003.
Бурова И. Герои любимых сказок приглашают к чтению. – М.: Издательский дом «Нева», ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2002.
Остер Г. Задачник. – М.: РОСМЭН, 1996.
ПОЧЕМУЧКА. – М.: Педагогика-пресс, 1992.
Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: ( Электронный документ). Режим доступа:http://window.edu.ru Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: (Электронный документ). Режим доступа:http://school-collection.edu.ru