Конспект урока по русскому языку на тему Глагол. Повторение изученного (5 класс)













Конспект
открытого урока русского языка по теме:
«Глагол. Повторение изученного в 5 классе»
в полиэтническом классе.















Учитель русского языка и литературы

Поморева Оксана Викторовна.



Тема урока: « Глагол. Повторение изученного в 5 классе».
Цель:
Повторить и углубить знания учащихся о глаголе и его грамматических признаках. Повторить синтаксический разбор предложения.
Развивать речь учащихся, навыки самостоятельной работы, коммуникативные навыки.
Воспитывать любовь к русскому языку, чувство внимательного отношения друг к другу.

·- знаком обозначаем вопросы и задания для инофнов.

Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие.
2. Вводная беседа.13 EMBED Equation.3 1415
Все, что нас окружает, имеет свое название, имя. Например, книга, небо, дерево. Свое имя имеют и такие явления жизни, которые мы воспринимаем только мысленно. Например, радость, дружба и другие. Все эти слова – имена существительные.

·- Какие слова мы называем именами существительными?
- Приведи примеры имен существительных?
40% слов, записанных в наших больших словарях, - это имена существительные.
Но ведь в мире все находится в процессе постоянного движения, изменения, действия.
Вопрос классу: А какая часть речи обозначает действие?
Ответ: Глагол.

·- А какая часть речи обозначает действие? Что обозначает глагол?
Вот почему второе место после существительных занимает глагол. 30% слов, записанных в словарях, являются глаголами. Почти в каждом предложении мы употребляем глагол. Известный русский писатель А.Н. Толстой писал: « Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе.
Сообщение темы и цели урока.
Как вы уже догадались, сегодня на уроке мы начнем изучение большой темы: «Глагол». Хотелось бы начать разговор о глаголе с повторения того, что вам уже известно об этой части речи: с повторения грамматических признаков.
Вопрос классу: Напомните, что мы называем глаголом?
Ответ: Определение глагола.

·- Приведите примеры глагола.
Повторение грамматических признаков глагола.
А чтобы вам легче было все вспомнить, мы попробуем вместе составить таблицу, в которую будем включать грамматические признаки глагола. Эта табличка поможет вам в течение урока.
Работа по заполнению таблицы.

ГЛАГОЛ
















Вопрос классу: Назовите главную грамматическую категорию глагола.
Ответ: Вид глагола.
Вопрос классу: Каких видов бывают глаголы?
Ответ: Совершенного и несовершенного вида.

·- Какие бывают глаголы?

ГЛАГОЛ

ВИД

Совершенный
Несовершенный












Вопрос классу: Как определить вид глагола?
Ответ: Задать вопрос. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать?, а глаголы несовершенного вида – что делать?

·- Еще раз скажите, на какие вопросы отвечают глаголы совершенного вида? Несовершенного вида?




ГЛАГОЛ

ВИД

СОВЕРШЕННЫЙ
Что сделать?
НЕСОВЕРШЕННЫЙ
Что делать?











Задание для
·: Учащиеся называют глаголы совершенного и несовершенного вида, а инофон задает к ним вопросы и пытается определить вид.
Вопрос классу: Как изменяется глагол?
Ответ: По временам.
Вопрос классу: Как изменяется глагол в прошедшем времени?
Ответ: По родам и числам.

·- Какой вопрос следует задать к глаголу прошедшего времени? Приведи примеры глаголов прошедшего времени м. рода, ж. рода, ср. рода.
(Категория рода, как правило, вызывает трудности у детей-инофонов).
Вопрос классу: Как изменяется глагол в настоящем и будущем времени?
Ответ: По лица и числам.

·- Какой вопрос следует задать к глаголу настоящего времени, будущего времени? Приведи примеры таких глаголов.


ГЛАГОЛ

ВИД

СОВЕРШЕННЫЙ
Что сделать?
НЕСОВЕРШЕННЫЙ
Что делать?

ВРЕМЯ

Прошедшее
Настоящее
Будущее

РОД, ЧИСЛО
ЛИЦО, ЧИСЛО





Закрепление.
Таблица помогла вам вспомнить грамматические признаки глагола, а упражнения, которые вы будете выполнять, покажут, как на практике вы умеете этими знаниями пользоваться.
Упражнение №1.
Перед вами листочки с отрывком текста. Выразительно прочитайте его.
Ученик читает текст вслух.
Тут Соловей являть свое искусство стал:
Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

Вопрос: Из какого произведения взят этот отрывок? Кто автор?
Ответ: Из басни Ивана Андреевича Крылова «Кукушка и Соловей».

·- Какие слова не понятны?
Учащиеся объясняют значение непонятных для инофонов слов.
Задание к тексту:

·- Найдите и подчеркните в тексте все глаголы.
Задание для класса: Выпишите из текста глаголы, с помощью которых передаются особенности пения соловья, и определите их вид.
Тут Соловей являть свое искусство стал:
сов.в. сов.в.
Защелкал, засвистал
несов.в. несов.в.
На тысячу ладов, тянул, переливался;
несов.в.
То нежно он ослабевал
несов.в.
И томной вдалеке свирелью отдавался,
несов.в.
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

·- При проверке учащиеся называют выписанные глаголы,
инофоны задают вопросы к ним. Вместе называют вид.

Упражнение №2.
А теперь мы вспомним еще одно интересное понятие, связанное с видом глагола. Для этого нам понадобится поработать с предложениями.

Всё меньше звуков стало в ночи. И поля молчат, и село уснуло, и все вокруг заглохло. Ночь как бы постепенно наливалась тишиной и вот уже налилась дополна, до самых краев.

Задание классу:
Найдите слова, употребленные в переносном значении.

·- Объяснить для инофонов выражения поля молчат, село уснуло и другие.
Выделите грамматические основы во втором и третьем предложениях. Составьте схемы этих предложений.
Найдите однокоренные глаголы, выпишите их, определите вид.

·- Найдите глаголы и определите их время.
Всё меньше звуков стало в ночи. И поля молчат, и село уснуло, и все вокруг заглохло. Ночь как бы постепенно наливалась тишиной и вот уже налилась дополна, до самых краев.

Учащиеся находят заданные глаголы, а инофон определяет их вид.
несов.в. с.в.
Ответ: Наливалась – налилась.
Вопрос классу: Как называется понятие, когда однокоренные глаголы имеют разный вид?
Ответ: Видовая пара.

Есть еще одно важное понятие, связанное с глаголом. Может, вы подскажете, что оно означает?
Вопрос классу: Что такое инфинитив? Приведите примеры.
Ответ: Это неопределённая форма глагола.

·- Еще раз скажите, как называется неопределенная форма глагола? Назовите глаголы с окончанием –ТЬ, -ТИ.

Упражнение №3.
Попробуйте устно определить, от каких различных инфинитивов образованы глаголы

вожу


лечу


Ответ: водить лечить
Вожу Лечу
возить летать
Составьте два предложение с любым глаголом, но с разным значением.

·- Составьте одно предложение с любым глаголом.
Подведение итогов урока.
Какие понятия вспомнили на уроке? Что вам понравилось?
Домашнее задание.