Конспект урока по русскому языку по теме Глагол. Повторение изученного в 5 классе


Тема: Глагол. Повторение изученного в 5 классе.
Класс: 6
Цели:
повторение, обобщение и систематизация знаний о глаголах, контроль за усвоением знаний и умений;
развитие речи учащихся;
воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: мультимедиа и проектор, учебник, стр. 131-135, карточки с заданиями, лист самооценки, таблицы, дополнительные материалы к уроку.
Ход урока
I. Орг. момент.
– Добрый день, ребята. Давайте, все настроимся на работу. Начнем урок русского языка. Дежурный, рапорт.
II. Актуализация знаний.
– Дети, посмотрите на экран. Сегодняшний урок будет не совсем обычным. Мы с вами отправимся в путешествие по лесу, в конце которого мы должны найти клад. В лесу нас ждут необычные приключения и испытания со сказочными героями. Но я надеюсь, что мы с ними легко справимся. За каждое задание вы будете ставить себе оценку, в зависимости от того, как вы с ним справились. Сказочные герои тоже будут вам помогать зарабатывать оценку за урок с помощью заданий, за каждый правильный ответ они будут давать вам жетон (листик, шишка, цветок). А итоговую оценку я поставлю в журнал. Итак, мы отправляемся.
( звучит музыка леса).
Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Веселой, пестрою стенойСтоит над светлою поляной (Иван Бунин)
- Но что за странные звуки? Кто это впереди?
-Это же Баба-Яга.
-Она не дает нам возможности пройти дальше к сокровищам, пока мы не выполним ее задание. Задание такое:
1. Прочитайте слова. Найдите среди них лишнее слово.
– Бегает, отвечают, сделали, зеленый, играть.
– Зеленый.
– Почему оно является лишним? Докажите.
– Слово зеленый является именем прилагательным, все остальные глаголы.
– Что называется глаголом? Как вы догадались, что эти слова являются глаголами?
– Глагол -это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делает?, что будет делать?, что сделали? и т.д.
– Приведите примеры глаголов.
- К глаголам относятся:
Действия:
Бежать, прыгать, читать, открывать, дышать и т.д.
Молодцы! Правильно ответили на все вопросы Бабы-Яги.
Поставьте себе оценки в лист самооценки.
III. Работа по теме.
– Все это мы с вами уже знаем, только повторяем. Значит, ребята, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке, догадались?
– О глаголах .Сформулируйте тему урока.
Глагол.
– Умницы. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, тему и продолжаем наше путешествие.
2. Мы с вами продолжаем наше путешествие. Но впереди нас снова ждет препятствие. Кто же это? Леший. Он не пропускает нас. Необходимо выполнить его задание, чтобы правильно найти дорожку к кладу.
Задание: Сейчас вам необходимо ответить на вопросы.
Что такое инфинитив? Какими свойствами он обладает?
Какие морфологические признаки глагола мы изучили? (Вид (соверш. /несоверш.) , переходность, наклонение, время, лицо, число, в прош. вр. – род)
Какие глаголы называются переходными? А возвратными(-ся, -ься)? (сочетаются с сущ.в Винт. Падеже и родительном без предлога)Как определить вид глагола? (сов.в- что сделать?- завершенность действия Несов.в.- что делать?- незавершенность действия)
Как могут изменятся глаголы? (род – прош.время, число, время, лицо)
Что такое спряжение глагола? (изменение по Какие наклонения глагола вам известны?
Все, что мы сейчас с вами вспомнили о глаголе, поможет выполнить следующее задание.
Работа с текстом.Каждый ученик получает карточку с текстом и таблицу. Прочитайте текст. О чем этот текст? Выпишите глаголы в таблицу и определите его морфологические признаки.
Дуб и ветер.
Могучий дуб рос на высокой горе. Однажды налетел на него ветер, дунул с одной стороны, с другой, старался пригнуть к земле. А дуб стоит и смеется каждым своим листиком. Сила его в том, что он в землю родную врос.
Все глаголы вписать в таблицу и разобрать их.
глагол вид спряжение возвратность число род лицо
Поменяйтесь тетрадями и проверьте у соседа правильность выполнения задания. Поставьте оценки в лист самооценки.
Молодцы! У нас получилось выполнить задание Лешего. Спешим вперед.
Перед нами очередная трудность. Но прежде чем узнать какая же это трудность, вам необходимо будет отгадать загадку. Отгадаем, кто же составил для нас следующее препятствие.
Он бессмертный, хитрый, ловкий
Смерть его в конце иголки
А иголка та в яичке
А яичко в утке -  птичке
Утка в зайце. Он сидит
В сундуке. Сундук висит
На дубу.  Своих очей
Не смыкая, ночь и день-
Денежки считать не лень,
Трудится, сидит
                         ( К…щей).
3. Чтобы Кощей нас пропустил дальше, нам необходимо выполнить его задание.
Задание: выполнить синтаксический разбор предложений и определить синтаксическую роль глаголов.
Луна ярко озаряла всю долину. Я долго стоял на берегу родной реки и вспоминал детские годы.
ВЗАИМОПРОВЕРКА. Поставить оценку друг другу в листах самооценки.
 
Но инфинитив может быть любым членом предложения:
Жить — родине служить (жить —  подлежащее, служить —  сказуемое);
Я хочу поступить в консерваторию (хочу поступить — составное глагольное сказуемое);
У меня возникло острое желание оглянуться (желание (какое?) оглянуться —  определение);
Она попросила меня прочитать письмо (попросила (о чём?) прочитать —  дополнение);
Она присела отдохнуть (присела (с какой целью?) отдохнуть —  обстоятельство цели).
IV. Закрепление. Выполнение упражнений.
Физкультминутка.
– А сейчас мы с вами отдохнем и вместе с героями нашего путешествия выполним веселую зарядку. Встали все из-за парт. Игра называется «Угадай».
Я буду называть словосочетания. Если в словосочетании есть глагол, то вы приседаете, если же глагола нет, то вы хлопаете. А если я назову предложение, то вы наклоняетесь либо влево, либо вправо. Задание понятно?
Начинаем: Утром с ребятами, отправились на рыбалку, солнце встает, ветер доносил, ждали улова, красная ягода, предложение из текста, порывы ветра, хлынул дождь, ехал быстро. – Молодцы, ребята, почти не ошибались.
4.А вот и камень на нашей дороге,
Обойдёмся ли мы без подмоги?
( На слайде -  «камень», на нём написаны задания)
Из данных пословиц выпишите глаголы в форме 2-го лица единственного числа. Графически выделите орфограмму. (Ь на конце глаголов 2 лица)
Ø      Бе… смелости (не)возьм…ш... и крепости.
Ø      Днём раньше посе…ш…– неделей раньше пожн…ш….
Ø      По твоим делам о тебе суд…т.
Ø      Глубже вспаш…ш…– больше хлеба возьм…ш….
Ø      В.лков разбуд…ш…– и сам (не) усн…ш….
5. Ребята, мы совсем уже близко находимся возле клада. Но до него необходимо добраться, ведь сундук с кладом находится высоко на дереве. Чтобы добраться до сундука мы должны выполнить еще одно задание. Перед вами карточки со словами из которых вы должны вычеркнуть лишние.
"Исключи лишнее слово"
 1) Пишем, вяжем, стираем, дружим, (дружим - это глагол II спряжения, а остальные - I) . 2) Строим, клеим, говорим, отвечаем (отвечаем - это глагол II спр., а остальные - I) . 3) Молчат, посеют, думают, живут (посеют - будущее время, а остальные глаголы в настоящем времени).Вот мы и добрались до клада. А кладом являются наши знания, которые мы получили на уроке.
Необязательно всё знать ему,Тем более, раз он не хочет.Учиться надо самому,И голову нам не морочить.Раз твёрдо знанья приобрёл,То это клад уж постоянный.Черту свою под ним подвёл-Он твой, законный и желанный. (Владимир Ганночка )О чем это стихотворение???
V. Домашнее задание.
Наш урок заканчивается. Задание на дом – упр. , стр. , или написать сказку о глаголе, используя те знания, которые мы с вами повторили на уроке, по данному началу «Жил-был глагол…»

VI. Оценка за выполнение заданных работ в течение урока.
А теперь, ребята, сами и оцените свои работы. В последней колонке поставьте себе такую оценку, на которую вы работали в течение урока.
VII. Подведение итогов урока.
– Наш урок подходит к концу. О какой части речи говорили на уроке? Насколько значима эта часть речи для нас?
– Глагол – это одна из самых богатых частей речи. Богатство не только в количестве глаголов в языке, но и в его лексических возможностях. По частоте употребления занимает второе место после имён существительных. На 9 тысяч слов приходится 2,5 тысячи глаголов. Самыми частыми из них являются мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.Запись на доске или слайд:
Что без меня предметы?
Лишь названья!
А я приду – все в действие придет!
Летит ракета,
Люди строят зданья,
Цветут сады,
И рожь в полях цветет.
– Урок окончен. Спасибо всем за урок.