Конспект занятия по математике в средней группе «Новости из Простоквашино»


Конспект занятия по математике в средней группе
«Новости из Простоквашино»
Цель. Учить определять, в какой группе предметов больше, меньше, поровну; определять (называть) геометрические фигуры по двум признакам (цвету и форме). Формировать умение действовать по схеме.
Материал. Плоскостные изображения жителей деревни Простоквашино. Монеты из бумаги (по шесть штук жёлтого и белого цвета); плоскостные изображения вёдер: пять с цифрой (от 1 до 5), одно без цифры; карта с тремя предметными картинками и схематическим изображением количества и величины; шесть карточек для игры «Найди нужную карточку» - на каждого ребёнка. Блоки Дьенеша и схема - на пару детей. Магнитная доска. Мяч.
Предварительная работа. Чтение повести Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот».
Ход занятия
Звучит аудиозапись музыки из мультфильма «Каникулы в Простоквашино». Дети входят в групповую комнату и садятся полукругом.
Воспитатель. Слышали новость? Дядя Фёдор, пёс Шарик и кот Матроскин из деревни Простоквашино нашли клад в огороде. Они его сдали в музей, и за это получили премию. (Показывает двенадцать монет: шесть золотых и шесть серебряных.) Дядя Фёдор решил отдать монеты Матроскину и Шарику. Для этого нужно разделить их между котом и псом поровну. Поможем мальчику!
Выставляет на магнитной доске плоскостные изображения Дяди Фёдора, Матроскина, Шарика и монеты. Двое детей работают у доски, остальные - на местах.
Воспитатель. Сколько здесь золотых монет? Сколько серебряных? По сколько их? Одинаково ли их количество? (Ответы детей.) Как проверить, что их поровну? (Надо составить пары: положить под каждую золотую монету одну серебряную.) По сколько пар монет досталось Матроскину и Шарику? (По три пары.)
Кот Матроскин на свои деньги купил корову Мурку. Мурка была капризная, но молока давала много. Кот разливал молоко по вёдрам. (Выставляет на магнитной доске плоскостные изображения вёдер.) Матроскин во всём любит порядок. Помогите ему расставить вёдра по порядку.
Один ребёнок выполняет задание у доски, остальные - на местах.
Воспитатель. Назовите числа от 1 до 5 по порядку. Какое число больше: 4 или 3? Какое число меньше: 2 или 3? Какие соседи у числа 4? Какую цифру надо написать на чистом ведре? (6.) Почему? (Число б идёт за числом 5.)
Дети с помощью воспитателя пишут на изображении своего ведра цифру б.
Воспитатель. Живут себе простоквашинцы в деревне и многого не знают: что бывает в мире, а чего не бывает. Предлагаю вам встать полукругом и ответить на их вопросы.
Проводится игра с мячом «Бывает - не бывает». Воспитатель бросает мяч каждому ребёнку и задаёт по одному вопросу. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч воспитателю.
Воспитатель.
- Бывает круг с углами?
- Бывает у кошки два хвоста?
- Бывает ночью звёздное небо?
- Бывает у слона три уха?
- Бывает трава зелёного цвета?
- Бывает у петуха четыре ноги?
- Бывает суп сладкий?
- Бывает у человека три глаза?
Захотелось коту Матроскину вёдра для молока украсить, пошёл он в магазин и купил наклейки. Но наклейки не простые, а с секретом.
Проводится игра «Найди нужную карточку». Дети садятся за столы. Заполняют карту, подбирая карточки к изображениям предметов в соответствии со схематическим изображением количества и величины.
Воспитатель. А ещё купили простоквашинцы трактор Митю. Трактор был добрый, весёлый, но часто очень громко хохотал и от смеха разваливался на части. Помогите его собрать.
Дети в парах собирают по схеме трактор из блоков Дьенеша. Затем отвечают на вопросы.
Воспитатель.
- Какой формы капот у вашего трактора?
- Какого цвета колёса?
- Какая часть трактора квадратная?
- Сколько жёлтых деталей у трактора?
Почтальон Печкин принёс жителям деревни Простоквашино извещение о том, что пришла посылка из города. Отправились все на почту. (Выставляет на магнитной доске в ряд плоскостные изображения почтальона, кота, пса, мальчика, коровы.)
Посчитайте всех по порядку. Кто идёт первым? Который по счёту Шарик? На каком месте дядя Фёдор? За кем идёт корова? (Ответы детей.)
На почте друзья получили посылку, а в ней - видеодиск с мультфильмом «Каникулы в Простоквашино». Мы его тоже посмотрим вместе с простоквашинцами.
Автор: воспитатель О.А. Беляйкина (детский сад «Калинка», г. Черногорск, Республика Хакасия)