Презентация по русскому языку для 6 класса Глагол. Повторение изученного в 5 классе


ГЛАГОЛПовторение изученного в 5 классе «Глагол - самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие».(А. Югов) Буря мглою небо кроет,Вихри снежные крутя.То, как зверь она завоет,То заплачет, как дитя,То по кровле обветшалойВдруг соломой зашуршит,То, как путник запоздалый,К нам в окошко, застучит. Страна ГЛАГОЛИЯспряжениенаклонениевремявид ПЕРЕПУТАНИЦА (ПОВТОРЕНИЕ СПРЯЖЕНИЯ) Собака хрюкаетВолк блеетОвца лаетСвинья гогочетГусь кудахчетКузнечик мяукаетКошка стрекочетКурица воетНожницами пилятМолотком ловят рыбуПилой выдёргивают гвоздиКлещами режутЗубной щёткой забивают гвоздиБритвой мерят температуруУдочкой чистят зубыГрадусником бреютСоотнесите существительные из левой колонки с глаголами из правой, поставьте глаголы в неопределённую форму, не меняя вид, и определите их спряжение. Что поможет вам правильно это сделать? Как начнёшь ты меня гнать,Перестану я дышать,Перестанут уши слышать,Ну а руки всё держать,На меня начнёшь смотреть,Будешь мною ты вертеть,Буду всё равно терпеть,Буду от тебя зависеть,Раз ты смог меня обидеть,И тебя не буду видеть,Лишь открыто ненавидеть. Ко второму ведь спряженьюМы относим, без сомненья,Все глаголы, что на –ить,Исключая только брить,И ещё: смотреть, видеть,Ненавидеть, и зависеть, и обидеть,И терпеть, и вертеть,Слышать, гнать,Дышать, держать.Вы запомните, друзья,Их на –е- спрягать нельзя. УЗНАЙ МЕНЯ (ПОВТОРЕНИЕ НАКЛОНЕНИЯ) ОПРЕДЕЛИТЬ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ И СКАЗАТЬ, ЧТО ОНО ОБОЗНАЧАЕТЕсли бы у меня были сапоги-скороходы,Я бы бегал быстрее звука;И не видели бы меня пешеходы,Только слышали бы отзвуки стука.Если бы у меня были сапоги-скороходы,Я бы мог обежать всю сушуБыстрее, чем облетят самолёты,И быстрее, чем школьник слопает грушу.Если бы у меня были сапоги-скороходы,Я бы, конечно, работал на почте,Я б доставлял посылки на пароходыБыстрее, чем ученик поставит точку.Прошедшее время – Ещё не прошло:«Вчера мы писали»,«Солнце ушло».Настоящее времяПриходит теперь:«Мы пишем имя»,«Бегает зверь».Будущее времяЕщё не пришло:«После уроковПойдём мы в кино». Игра «Узнай моё время» (повторение времени).Прочитав стихотворения, определите, о каком признаке глагола идёт речь в них и скажите, слова в каком из этих признаков употреблены в каждом стихе? Была я малышкой, Играла пустышкой, Гуляла с братишкой, И с няней-мартышкой Я пела, плясала, Над книжкой зевала, Цветы собирала,О чуде мечтала. Но время бежало, И я подрастала.Я скоро узнала,Что взрослою сталаИ детство своёНавсегда потеряла.Сейчас я живуВ небольшом зоопаркеИ каждый мой деньПребываю в запарке:Я в школу бужуПо утрам малышей,Кормлю, их купаюОт ног до ушей.Я штопаю, глажу, стираю,Игрушки за них убираю,Мету, отмываю,Кручу, кипячу, Хвалю и ругаю, Шучу и кричу.Так мчится моёНастоящееНисколько меня не щадящее. Найти глаголы будущего времени-Я вот всё думаю, - сказала черепашка, - что будет, если вдруг:В понедельник или средуВсё я брошу и уеду,И оставлю их одних, Безобразников моих.Сяду в поезд и тогдаПосмотрю на города.Я отправлюсь в южный порт, На какой-нибудь курорт.Как начну я там форсить,Платья модные носить,Буду плавать, буду прыгать,Буду всех с ума сводить.Когда море надоест,Запланирую отъездИ вернусь обратно к ним,Безобразникам моим. Лови ошибку (повторение вида) Определить, в какой колонке дано ошибочное употребление глаголов. От глагола нагибаться образуйте однокоренной глагол, но другого вида, и поставьте их в формы настоящего и будущего времени Разными или одинаковыми получились эти формы? Почему? Вылазь вылезай Ездию езжу Лягет ляжет Ляжу лягу Нагинаться нагибаться Хочем хотимИсправить речевые ошибки. С чем они связаны? От глагола повеселели образуйте формы настоящего и будущего времён. Однажды Кот и Пёс решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и наконец отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, как заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», - сказывает Пёс. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой. Домашнее задание:Упражнение 464, стр. 195Параграф 80, стр. 192 Спасибо за урок