Проект школьной газеты на тему Судьбы, опаленные войной


Министерство образования и науки Российской Федерации
Всероссийский конкурс работ в области педагогики,
работы с детьми и молодёжью
«За нравственный подвиг учителя»
Номинация: «Лучший издательский проект года»
Тема: Проект школьной газеты «Судьбы, опаленные войной»
Подготовил: учитель русского языка и литературы
Какашева Татьяна Дмитриевна

Иня-2016
Пояснительная записка
Применение проектной деятельности является одним из эффективных методов выявления и развития познавательных и творческих способностей учащихся. Поэтому одним из методов обучения учащихся краеведению является метод проектов. В последнее время он широко используется в педагогической практике, и основан на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении. Применение этого метода позволяет направить деятельность школьников на решение конкретной учебной или воспитательной проблемы. При этом результатом деятельности всегда является продукт, который разработали участники проекта для ее разрешения.
Главная педагогическая цель проектной деятельности — формирование различных компетенций, т. е. умений, связанных с опытом их применения в практической деятельности.
Новизна работы: в ходе реализации проектной деятельности по краеведению впервые проводился сбор информации о тружениках тыла и детях войны села Ини, с целью углубленного изучения истории военного периода1941-1945 годов.
Актуальность работы: подрастающее поколение должно знать свою историю. В процессе проектной работы у детей формируются духовно-нравственные, гражданско-патриотические, а также военно-патриотические чувства, которые будут способствовать развитию гармонически развитой личности, гражданина-патриота своей страны.
Ребята учатся проектировать результат, планировать свою деятельность и деятельность группы, рассчитывать необходимые ресурсы, принимать решения и нести за них ответственность, взаимодействовать с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, защищать результаты своей деятельности публично.
Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому считается одним из эффективных методов в процессе обучения. Очень важно, что при работе над проектом школьники не только овладевают конкретными знаниями, как познавательные, практические, оценочные, и приобретают новые, но и учатся взаимодействовать друг с другом, работать в творческом коллективе.
Кроме того, использование проектной деятельности формирует у учащихся умения обобщать и систематизировать информацию, полученную в процессе работы. В качестве примера предлагаем проект школьной газеты на тему «Судьбы, опаленные войной».
Проект: «Судьбы, опаленные войной»
Цель проекта: подготовить спецвыпуск школьной газеты «Судьбы , опаленные войной», посвященный к Дню Победы в Великой Отечественной войне.
Задачи:
Собрать и изучить не только биографии , но и воспоминания участников ВОВ, тружеников тыла и детей войны, свидетелей событий военного времени;
Подготовить иллюстративный материал (фотографии, рисунки и т.д.);
Отобрать тексты для публикаций (сочинения учащихся, интервью с детьми войны);
Научить школьников работать над содержанием и оформлением тематической газеты; продумать соотношение текста и иллюстраций, приготовить оригинальный макет газеты;
Напечатать 100 экз. газеты;
Руководитель и главный редактор газеты: учитель русского языка и литературы Какашеа Т.Д.
Возраст участников проекта: 7-16 лет
Аннотация проекта.
Идея специального выпуска школьной газеты, посвященной знаменательной и памятной дате- к Дню Победы в Великой Отечественной войне родилась в результате коллективного обсуждения членами краеведческого кружка «По малой Родине моей». В подготовке номера могли участвовать все без исключения ребята нашей школы. Проект представляет возможности для раскрытия творческих и познавательных способностей учащихся в различных сферах: написание и редактирование текстов, создание иллюстраций, подготовка фотографий, освоение публицистических жанров(очерк, интервью, блиц-опрос, анкетирование) и т.д.
В процессе работы над номером планируется не только изучение биографии детей войны, но и сбор воспоминаний о военном периоде, беседы с родными ребят: бабушками и дедушками; написание сочинений-рассуждений о войне.
Проект долгосрочный( с 01.9.2014 по 01.09.2016 гг.)
Предлагаемый продукт проекта: спецвыпуск школьных газет.
Этапы работы над проектом:
1. Начало проекта.
Тема проекта не предлагается, а выбирается учащимися самостоятельно. Определение темы и целей проекта. Формирование инициативной группы или выбор учащегося для индивидуальной работы. Обсуждение темы проекта и при необходимости получение дополнительной информации.
Продолжительность проекта: 1 год. Проект долгосрочный.
2. Планирование работы.
Определение источников необходимой информации. Определение способов сбора и анализа информации. Определение способа представления результатов. Установление критериев оценки результатов проекта.
Инициативная группа – все члены краеведческого кружка «По малой Родине моей». Разделение на группы:
Должность Работа
Корреспонденты берут интервью
Исследователи-поисковики проводят поисково-исследовательскую работу
Журналисты пишут и готовят к выпуску свои статьи
Художники создают рисунки по теме
Фотографы обеспечивают фотоматериалы для газеты
Летописцы отвечают за оформление портфолио проектной группы
Корректоры отвечают за речевое оформление текстов
Примерное распределение обязанностей в группе.
Должность Возраст участников Ф.И. Конечный продукт для газеты
Художники 7-10 лет (1-4 классы) Башпакова К., Янкубаев Э., Торломоева К. рисунки
Исследователи -поисковики 10-16 лет Адатов А., Зятьков А., Тепукова С., Мендешева М., Таркрашева А. исследовательские работы
Корреспонденты 11-14 лет Какашева К., Сойтошева А., Пан А., Интервью
Фотографы 14-15 лет Фуршатова Ю., Екашева Б. Фотографии
Журналисты 13-14 лет статьи, очерки, эссе
Корректоры 15-16 лет Мадяева С., Карандашева А. Летописцы 12-16 лет Байдина К., Унатова С. оформление портфолио
Творцы слова 8-16 лет сочинение, эссе
План работы над проектом.
Сбор необходимой информации о детях войны. Получение информации с сельской администрации о детях войны( получение точного списка детей войны из Ининского сельского поселения)
Распределение участникам проекта работы по сбору информации о детях войны.
Использование листа планирования и (см. приложение №1). Конечно, планирование- сложный процесс для учащегося. Учитель может предложить участникам проекта уже готовые макеты запланированной работы.
Использование оценочного листа (см. приложение №3)оценивание проекта- важная и ответственная процедура. Как показывает практика, очень важно, чтобы с критериями оценивания учащиеся были ознакомлены заранее, поскольку это всегда позитивно влияет на из работу:
Участники точно знают, чего от них ожидают;
Участники получают ориентир для самооценки;
Участники знают, что их оценивание будет последовательным и объективным.
Но в данной проектной деятельности участникам представилась возможность принять участие со своими готовыми мини-продуктами в различных конкурсах, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Поэтому , у детей был двойной стимул для плодотворной работы.
Необходимое оборудование и ресурсы: компьютер, принтер, проектор, фотоаппарат, диктофон, Интернет, программа Microsoft Office Publisher 2007 и т.д.Реализация проекта.
Работа в группах по плану
Совместное решение возникающих проблем.
3.При необходимости консультация с руководителем.
Презентация(представление )проекта: выпуск газет.
Осмысление и оценка проекта
Обсуждение, что было сделано хорошо, а что не удалось реализовать.
Подумайте, почему получилось не все, что было задумано. Что нужно учесть при выполнении следующих проектов ?Оцените результат работы. (см.приложение №2)
Комментарий руководителя проекта Тема газеты раскрывается в передовице- короткой информационной заметке, которая объясняет, по какому поводу выходит газета, кто ее делал, что означает тема «Судьбы, опаленные войной». Рубрики газеты подобраны таким образом, чтобы максимально заинтересовать читателей. Но самой главной рубрикой в газете является «История об одном человеке», судьба которого опалена войной.
Кроме того, наша газета является просветительской, потому что , читая ее, дети узнают много интересных фактов о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Так же она является пропагандистской, потому что дети начинают осознавать и ценить мир на планете Земля.
И ,конечно же, на этапе презентации в первую очередь оценивали глубину, богатство содержания и творческий подход. Одним из важных критериев в оформлении полос газет являются удачное расположение материала, аккуратность, читаемость заметок, оригинальность заголовков, наличие специальных газетных знаков.
Школьную газету читают не только сами школьники, но и местное население (в Ининское сельское поселение входят села Иня, Малая-Иня, Малый-Яломан, Иодро, Инегень, Акбом и Чуйозы). Каждый выпуск газеты имеется в школьном и сельских библиотеках. Но и традиционно члены краеведческого кружка распространяют наши газеты на митингах, посвященных к Дню Победы.
Издательская работа будет продолжаться , так как остались не изученными еще биографии детей войны сел Иодро и Инегень. В настоящее время редколлегия газеты трудиться над 10-м выпуском школьной газеты.
Приложение №1
Лист планирования
Тема проекта:__________________________________________________
Цель :Задачи:
Что знаем :Что еще нужно найти:
Что можно использовать:
Источник информации: Вид информации:
Какую информацию и у кого мы можем получить:
Координатор в группе:______________________________________________
Что делать: Участник 1 Участник 2 Участник 3
Что сделано: Приложение №2
Примерный оценочный лист.
Название проекта:
Самооценка творческой группы Оценка педагога Оценка жюри Средний балл
Достигнутый результат: Оформление: Защита: Представление Ответы на вопросы Процесс проектирования: Интеллектуальная активность Творчество Практическая деятельность Умение работать в команде Средняя итоговая оценка: