Рабочая программа по дополнительному образованию. Кружок Создание школьной газеты


Содержание:
1. Пояснительная записка.......3-4
2. Планируемые результаты освоения курса ...5
3. Учебно-тематический план ..................6
4. Содержание курса .......6
5. Календарно - тематический план ............ ..7
6. Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ .8
7. Требования к уровню подготовки обучающихся ........... 9
8. Описание ценностных ориентиров содержания программы .. ....10-11
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение курса ........... 12


















I. Пояснительная записка.
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе кружка «Создание школьной газеты». Даная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Данная программа рассматривает главный постулат Концепции модернизации образования – образование должно быть эффективным, качественным, доступным. В этом – главное предназначение школы – основной ступени становления ребенка, гражданина, развитие крепкой духовной личности.
Суть педагогической деятельности по развитию детского самоуправления заключается в том, чтобы создать условия, при которых подростки проявляют творческие способности, ответственность, самостоятельность. Соответственно требуется, чтобы полученные знания подросток мог применять в жизни.
Данный кружок развивает и реализует творческие способности учащихся через создание школьной газеты.
Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения школьников в различные формы деятельности. Это рукописная подготовка заметок, редактирование собранного материала, компьютерный набор материала, правка, макетирование и т.д.
В результате работы по выпуску газетного, журнального материала возрастает мотивация учащихся к обучению. Учащиеся совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт.
Эта работа способствует сплоченности учащихся, повышению их коммуникативных способностей, повышению их статуса в школьном коллективе.
Создание газет нацеливает школьников на исследовательскую работу. Она способствует развитию теоретического, творческого мышления, формированию операционного мышления, направленного на развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий. Конкретную тематику статей учащиеся выбирают в зависимости от собственных интересов и возможностей.
Особенность данного кружка состоит в том, что он опирается на повторение, обобщение и систематизацию знаний по: литературному редактированию, культуре речи, расширяет сведения по лексике и грамматике.
Занятия кружка учат правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, способствуют развитию творческих способностей, интереса к литературному творчеству, компьютерной грамотности.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
Создание летописи школьных лет, как неувядаемой памяти о радостных, счастливых и праздничных днях прожитых вместе; выпуск школьной газеты, которая объединяет, информирует, способствует развитию гласности и сотрудничества.
ЗАДАЧИ:
1.Образовательные
- повышение интереса к учебе через самостоятельную исследовательскую работу
- совершенствование и развитие навыков литературного творчества
- повышение грамотности
2. Воспитательные
- сплочение учащихся в единый коллектив для плодотворной работы
- воспитание информационной культуры
- воспитание деловых качеств и активной жизненной позиции
3. Развивающие
- повышение коммуникативных способностей детей
- повышение статуса детей в школьном коллективе
- развитие и реализация творческих способностей учащихся через журналистскую деятельность
Направления деятельности:
Журналистика
Исследовательская деятельность
Компьютерные технологии

II. Планируемые результаты освоения курса.
Программа направлена на формирование универсальных учебных действий (УУД):
- в блок личностных УУД входит ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование интереса к выполнению творческих проектов;
- в блок регулятивных УУД входит постановка учебной задачи, планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата); прогнозирование, контроль, коррекция и оценка;
- в блок познавательных УУД входит умение осуществлять поиск необходимой информации, понимать схемы, символы; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
- коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей; участие в коллективном обсуждении проблем; умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Метапредметные результаты освоения программы «Создание школьной газеты» проявляются в:
-расширении круга приёмов составления разных типов плана;
- расширении круга структурирования материала;
- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
- умении организовывать самостоятельную творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.











III. Учебно-тематический план

№ п/п
Темы
1 год обучения


Введение
1


Как делается газета
4


Примеры оформления школьных газет.
1


Пробы
2


Выпуск газеты
25


Подведение итогов
1


Итого
34


IV. Содержание курса.

1. Введение (1 час)
Из истории развития газетного дела.
2-5. Как делается газета (4 часа).
Создание Редакционной коллегии и распределение обязанностей.
Виды газет, работа редакционной коллегии, название, газетные рубрики и заголовки, вёрстка, оформление.
Выбор названия для общешкольной газеты: открытый конкурс.
6. Примеры оформления школьных газет (1 час).
Просмотр оформления школьных газет. Программа для создания школьной газеты.
7-8. Пробы (2 часа).
Знакомство с газетными жанрами. Интервью. Репортаж. Соцопрос. Информационный дайджест.
9-33. Выпуск газеты (25 часов).
Выпуск и презентация перед школой первого праздничного номера газеты (сентябрь) – 3 часа.
Выпуск номера ко Дню учителя (октябрь) – 3 часа.
Выпуск номера, посвященного Дню народного единства (ноябрь) – 2 часа.
Выпуск номера по итогам жизни школы в первом полугодии (декабрь) – 3 часа.
Выпуск номера, посвящённого молодёжным проблемам поселения (январь) – 3 часа.
Выпуск номера, посвящённого Дню защитника Отечества (февраль) – 3 часа.
Выпуск номера, посвящённого 8 Марта (март) – 3 часа.
Выпуск номера, посвящённого Дню Земли (апрель) – 2 часа.
Выпуск номера, посвящённого Дню Победы (май) – 3 часа.
34. Подведение итогов (1 час).
Самоанализ деятельности группы по выпуску общешкольной газеты.











V. Календарно - тематический план.

Дата
Дата факт.
№ занятия
Тема занятия
Кол-во часов



1
Введение. Из истории развития газетного дела.
1

Как делается газета (4 часа)



2
Создание Редакционной коллегии и распределение обязанностей.
1


·^°

3-4
Виды газет, работа редакционной коллегии, название, газетные рубрики и заголовки, вёрстка, оформление.
2



5
Выбор названия для общешкольной газеты: открытый конкурс.
1

Примеры оформления школьных газет (1 час)



6
Просмотр готовых школьных газет. Программа для создания школьной газеты.
1

Пробы (2 часа).



7
Знакомство с газетными жанрами. Интервью. Репортаж.
1



8
Знакомство с газетными жанрами. Соцопрос. Информационный дайджест.
1

Выпуск газеты (25 часов).



9-11
Выпуск и презентация перед школой первого праздничного номера газеты (сентябрь)
3



12-14
Выпуск номера ко Дню учителя (октябрь)
3



15-16
Выпуск номера, посвященного Дню народного единства (ноябрь)
2



17-19
Выпуск номера по итогам жизни школы в первом полугодии (декабрь)
3



20-22
Выпуск номера, посвящённого молодёжным проблемам поселения (январь)
3



23-25
Выпуск номера, посвящённого Дню защитника Отечества (февраль)
3



26-28
Выпуск номера, посвящённого 8 Марта (март)
3



29-30
Выпуск номера, посвящённого Дню Земли (апрель)
2



31-33
Выпуск номера, посвящённого Дню Победы и Последнему звонку (май)
3

34. Подведение итогов (1 час).



34
Самоанализ деятельности группы по выпуску общешкольной газеты.
1


VI. Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ.

Выпуск газеты (25 часов).

№ занятия
Форма
Тема занятия
Кол-во часов

9-11
Практическая работа
Выпуск и презентация перед школой первого праздничного номера газеты (сентябрь)
3

12-14
Практическая работа
Выпуск номера ко Дню учителя (октябрь)
3

15-16
Практическая работа
Выпуск номера, посвященного Дню народного единства (ноябрь)
2

17-19
Практическая работа
Выпуск номера по итогам жизни школы в первом полугодии (декабрь)
3

20-22
Практическая работа
Выпуск номера, посвящённого молодёжным проблемам поселения (январь)
3

23-25
Практическая работа
Выпуск номера, посвящённого Дню защитника Отечества (февраль)
3

26-28
Практическая работа
Выпуск номера, посвящённого 8 Марта (март)
3

29-30
Практическая работа
Выпуск номера, посвящённого Дню Земли (апрель)
2

31-33
Практическая работа
Выпуск номера, посвящённого Дню Победы и Последнему звонку (май)
3














VII. Требования к уровню подготовки обучающихся:

Учащиеся должны знать понятия:
1. Тема, идея (основная мысль текста), его композиция.
2. Типы речи, стили речи.
3. Изобразительно-выразительные средства публицистического стиля (эпитеты, сравнения, метафоры), просторечные слова и обороты, фразеологические выражения. Логичность, образность, эмоциональность, призывность, разнообразные виды синтаксических конструкций. Достоверность, точность фактов, конкретность, строгая обоснованность.
4. Жанры публицистического стиля: интервью, репортаж, заметка, статья.

Учащиеся должны уметь:
1. Собирать материал, систематизировать его.
2. Строить связное аргументированное высказывание на конкретную тему.
3. Доказывать свою собственную точку зрения.
4. Интересоваться мнением других людей.
5. Составлять план.
6. Создавать устное и письменное публичное выступление в разных жанрах.
7. Грамотно излагать свои мысли.
8. Создавать макет будущего номера.
9. Редактировать созданный материал.





















VIII. Описание ценностных ориентиров содержания программы.

Одним из результатов обучения создания школьной газеты, художественного слова является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей. Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе. Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви. Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного. Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности. Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности. Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей. Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.




IX. Учебно-методическое и информационное обеспечение курса.

Литература для педагога:
1.Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.
2.Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
3.Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.
4.Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.
Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.
6.Л.И. Маленкова. Человековедение. М., 1993.
7.Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка.м., 1974.
8.В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.
9.Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.

Литература для детей:
1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983
2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001
3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988
5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992

Средства, необходимые для реализации данной программы:
- разработки по темам;
- карточки с подбором лексики по изучаемой теме;
- тематический материал периодической печати;
- справочники;
- словари;
-Различные периодические печатные издания. Тексты для редактирования
Для работы требуется кабинет, имеющий мебель: столы, стулья.
Технические средства: компьютер, фотоаппарат, телевизор, DVD.
У каждого ребенка – блокнот, ручка.












13 PAGE \* MERGEFORMAT 141115




1 001 Заголовок 2 Заголовок 315