Тезисы к научно-исследовательской работе по теме: РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ УПРАЖНЕНИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 г. Холмска
муниципального образования «Холмский городской округ»
Сахалинской области












ТЕЗИСЫ

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ УПРАЖНЕНИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО











Автор работы:
Подольская Анастасия Владимировна
учитель английского языка
МАОУ СОШ № 6 г. Холмска













Холмск,
2017
В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. В связи с этим ФГОС нового поколения заставляют несколько по-иному взглянуть на акценты педагогической деятельности. Сегодня наши дети сталкиваются с огромным потоком информации. Требования к памяти, степени развития творческих способностей, умению решать задачи и анализировать сложные данные - вот с чем приходится сталкиваться ученикам и будущим студентам XXI века.
Исследовательская работа посвящена проблеме развития памяти младших школьников на уроках английского языка через систему упражнений в условиях реализации ФГОС НОО. Поскольку память лежит в основе способностей человека и является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.
На сегодняшний день проблема развития памяти младших школьников является актуальной и социально значимой. В процессе обучения наиболее эффективным предметом является английский язык, так как именно изучение иностранного языка, влияет на развитие словесной и слуховой видов памяти. Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями урока иностранного языка в развитии памяти учащихся, так как его изучение позволяет развивать фактически все виды памяти.
Новизна исследовательской работы заключается в обобщении материалов по вопросам развития и совершенствования памяти младших школьников, обучению их продуктивному запоминанию и разработке системы упражнений по развитию памяти младших школьников.
Цель исследования предполагает изучение и проверку на практике эффективных способов развития памяти младших школьников на уроках английского языка, и проведение анализа полученных результатов. Объект исследования: память младших школьников и особенности ее развития. Предмет исследования: процесс развития памяти младших школьников на уроках английского языка.
Гипотеза исследования: развитие памяти младших школьников на уроках английского языка будет осуществляться эффективно, если соблюдаются следующие педагогические условия: осуществляется диагностика и учитываются уровни развития памяти младших школьников; обеспечивается многочисленность и разнообразие методов и приемов, способствующих развитию памяти младших школьников; используется система упражнений для тренировки памяти младших школьников на уроках английского языка.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы исследования необходимо решение следующих задач: 1. изучить и проанализировать научно-методическую, психолого-педагогическую литературу по проблеме памяти и выявить особенности ее развития у младших школьников; 2. рассмотреть и проанализировать основные формы, методы и средства развития памяти младших школьников на уроках английского языка; 3. разработать и апробировать систему упражнений, способствующих развитию памяти младших школьников на уроках английского языка; 4. провести анализ динамики уровня развития памяти у младших школьников; 5. разработать практические рекомендации по улучшению памяти младших школьников. Методы исследования: теоретические, эмпирические, метод количественного и качественного анализа экспериментальных данных.
Исследовательская работа включает введение, 3 главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования для учителей английского языка.
В ходе реализации исследовательской работы была проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме памяти, выявлены особенности ее развития у младших школьников; рассмотрены и проанализированы основные методы, приемы и средства, способствующие развитию памяти младших школьников; проведен анализ динамики уровня развития памяти у младших школьников.
Целью данной исследовательской работы было выявить и проверить на практике педагогические условия и приемы развития памяти младших школьников на уроках английского языка. На основе полученных результатов проведен количественный и качественный анализ и определены преобладающие типы памяти. В результате проведенного экспериментального исследования, включающего этапы первичной диагностики, применения системы упражнений и повторной диагностики, была выявлена положительная динамика, а именно, увеличение объема разных видов памяти в среднем у 34% испытуемых.
Теоретико-экспериментальное исследование, посвященное проблеме развития памяти учащихся в процессе учебной деятельности, дает основание сделать следующие выводы:
1. Благодаря учебной деятельности и специально организованным занятиям по развитию памяти интенсивно развиваются все её процессы, а также – все виды памяти.
2. Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Соответственно активно формируется произвольное запоминание. Важным становится не только то, что запомнить, но и как запомнить.
3. Возникает необходимость освоения специальных целенаправленных действий по запоминанию – усвоение мнемотехнических приемов.
4. Недостаточно развит самоконтроль при заучивании. Младший школьник не всегда умеет проверить себя. Иногда не отдает себе отчета в том, выучил заданное или нет.
5. Способность к систематическому планомерному заучиванию учебного материала возрастает на протяжении всего младшего школьного возраста.
6. На уроках английского языка в начальной школе учителю необходимо обратить внимание на некоторые способы развития памяти: развивать память, тренируя внимание; сочетать разные виды памяти ради одной цели; многократное повторение лексических единиц в различных режимах и с последующим усложнением; логический пересказ; один из наиболее действенных методов развития памяти у детей - заучивание стихотворных строк.
Анализ динамики уровня развития памяти младших школьников на контрольном этапе эксперимента показал, что в результате экспериментальной работы у детей произошло повышение уровня развития памяти. Такие изменения свидетельствуют о том, что система работы, которая реализована в ходе формирующего эксперимента, существенно влияет на эффективность развития памяти у детей младшего школьного возраста.
Эффективность применения системы упражнений в практике моей работы доказывают результаты мониторинга качества знаний школьников по предмету. Так с 2015 учебного года про настоящее время прослеживается положительная динамика качества знаний учащихся 4 «А» класса.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Мониторинг качества знаний по английскому языку в 4 «А» классе

Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена. Проведенное исследование позволило наметить направление дальнейшей работы в рамках развития памяти младших школьников в условиях общеобразовательного учреждения.









13PAGE \* MERGEFORMAT14215

13PAGE 15


Подольская Анастасия Владимировна
«Развитие памяти младших школьников на уроках английского языка через систему упражнений в условиях реализации ФГОС НОО»







Диаграмма 1Root Entry