Презентация. Авторский проект. Коллектив.Каким он должен быть.


Г.Павлодар. 2014 год. Секция: психология и самопознание. Средняя общеобразовательная школа №24. Ғалыми жоба.Научный проект. Қазақстан Республикасы білім және ғалым министрлігі. Секция: Психология и самопознание. Направление: Здоровая природная среда – основа реализации стратегии Казахстан – 2030. Введение. В стратегии развития республики Казахстан до 2050 года многократен акцент на развитие человеческих ресурсов. Школьникам уже в период учёбы необходимо развить навык самоопределения, научиться получать моральное удовлетворение от пребывания в коллективе, чтобы в период трудовой деятельности продуктивнее реализовать свои способности как строителей Будущего Республики. Общеизвестно, - Человек существо коллективное, и от того каким будет коллектив, в котором личность находится, таким будет коэффициент полезного действия личности.Мой небольшой социальный опыт показывает, что классные коллективы довольно часто этой миссии не выполняют. Не составил исключения и 6 класс В, куда я перешла учиться. Первый опрос соклассников показал готовность их к поиску способов изменения ситуации. В 6 классе учились 24 ученика, из них 10 девочек и 14 мальчиковВ 7 классе 1 ученик выбыл.В 6 классе – два отличника, 6 ударников, остальные 16 учащихся успевают удовлетворительно.В 7 классе – два отличника(но другие), 5 ударников, один ученик имеет одну тройку, остальные 17 учащихся успевают удовлетворительно. Актуальность темы. Конкретная ситуация межличностных отношений: в 6-ом классе образовались две группы, взаимоотношения которых складывались не совсем благоприятно. Для отдельных личностей отсутствовала среда самореализации при востребованности адаптации. Готовность обучающихся класса участвовать в проверке выдвинутой гипотезы Гипотеза. Гипотеза: Динамичность коллективных отношений состоится при условии:системного целевого изучения всех членов коллектива с простаиванием социометрической карты классасоздания и поддержания здоровой среды межличностных отношений Цели. Цель нашей работы: исследовать, влияет ли на развитие коллективных отношений и навыка самоопределения подростков наличие у них общих интересов, навыков и умений, того, что имеет ценности для данного возраста. Была выдвинута гипотеза: Динамичность коллективных отношений в неделовых эмоционально - психологических межличностных отношениях состоится при условии:системного целевого изучения всех членов коллектива с простраиванием социометрической карты классасоздания и поддержания здоровой среды межличностных отношений Для решения состоятельности или несостоятельности её, определены следующие задачи: 1. Изучить коллективные отношения обучающихся класса, сравнивая их основные показатели (6-ой класс В – 7-ой класс В) для принятия решения о дальнейших шагах к цели. 2. Создать здоровую среду межличностных отношений, используя данные социометрической карты, итоги опроса и анкетирования 3. Провести масштаб динамики.В экспериментально-исследовательской работе были использованы методы: изучения информации, диагностическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, сравнительный анализ, практические методы, игровая деятельность в том числе. Применены методика социометрии (автор Д.Морено) , методика опроса ( автор Ф.Гальтон ) некоторые доступные нам психологические методики. Методы и задачи. Задачи: 1. Изучить коллектив класса 6В.(2012- 2013уч.г)2. Собрать материал, провести анкетирование, опросы, диагностику.3. Изучить коллектив класса 7В.(2013-2014уч.г) 4. Собрать материал, провести анкетирование, опросы, диагностику.5. Организовать работу по сплоченности коллектива.6. Провести масштаб динамики.Методы: 1. Наблюдения ; 2. Анкетирования ; 3. Интервьюирования ; 4. Методика социометрии ; 5. Методика опроса ; 6. Внеклассная работа, игры на сплочение коллектива . Глоссарий темы. Коллектив – группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой – либо организации, цели.Виды коллективов по виду деятельности: трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной деятельности и другие коллективы. В более широком смысле коллектив - люди, объединенные общими идеями, интересами, потребностями. Начало работы. Научная работа проводилась в средней школе №24, города Павлодар в течение полутора лет на базе 6 класса В, ставшего на следующий учебный год 7-ым классом В. Результаты диагностического наблюдения проверены измерением степени сплоченности в классе, выявлением соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии и антипатии друг к другу (лидеры, отвергнутые). При проведении научной работы установлено: в 6-ом «В» 24 ученика, из них 10 девочек и 14 мальчиков (в 7-ом классе один ученик выбыл). В начале учебного года в коллективе было 4 дружеских группы ( от 4 до 12 человек). Два ученика (мальчик и девочка) не входили ни в одну из групп. Каждая дружеская группа состояла из мальчиков и девочек, то есть состав групп определён не по половому признаку. Необходимо отметить, что в начале учебного года структура межличностных неделовых отношений была недостаточно благоприятной для развития как классного коллектива, так и отдельных ее членов. Не все учащиеся, входящие в ту или иную дружескую микрогруппу были удовлетворены своим положением в ней. В классе были группы, между которыми преобладал нейтральный характер отношений. Первые результаты и достижения. Существенным достижением организованной деятельности стал факт понимания каждым членом группы своей роли в ней и осознанием возможности её изменить самому. Ведущая дружеская группа состояла из 10 человек (мальчиков и девочек). Она занимала центральное место в классе, через нее осуществлялись в основном контакты между другими соклассниками. Члены этой дружеской группы были наиболее активными участниками общественной жизни класса. Именно они инициировали саморефлексию после проведённого мероприятия, чтобы можно было в будущем удовлетворить стремление каждого другого к самореализации. Решение поставленной задачи упорядочения и развития структуры коллективных отношений прежде всего за счет изменения форм и содержания деятельности, установления более сложной и разнообразной в содержательном плане системы контактов между подростками стало определяющим моментом в формировании характера отношений в 7-ом классе. Заметим, это было решением самих школьников, а не педагогическим решением учителя. Как мы об этом узнали?! Ответ прост: по инициативной активности учеников, за которой велось наблюдение, через опрос и личные беседы, интервью. Самооценка На момент когда я взялась за этот проект по результатом опроса самооценка в 6 классе была завышена.По результатом опроса в 7 классе самооценка учеников стала более адекватной. На данный момент все оценивают себя более справедливо, по совести.Под конец 7 класса учеников с заниженной самооценкой не осталось совсем, по сравнению с концом 6 класса адекватная самооценка выросла на 41,5 % , а количество завышенной снизилось на 25,4 %. Такие результаты мы получили спустя год, путем сближения класса. В данный момент почти все чувствуют себя на равных правилах, тем самым мы добились того что аутсайдеров в классе нет. Итог. Эксперимент нельзя считать законченным, он продолжается, т.к. нас не полностью удовлетворяет состояние коллективных отношений. Как показало итоговое анкетирование, программу развития коллектива каждый видит на перспективу, необходимо теперь её окончательно согласовать. Хотелось, чтобы отношения взаимопомощи и взаимоконтроля стали типичными для всех видов деятельности и проявлялись устойчиво, а не ситуативно, чтобы неделовые, эмоционально - психологические межличностные отношения не вступали в качестве ведущего мотива в процессе коллективной деятельности. Решение этих задач требует дальнейшей систематизации и поиска новых форм организации жизнедеятельности коллектива с учётом возрастных изменений. Один из 4-х вопросов анкеты касался отношений между мальчиками и девочками. Все отметили, что они улучшились, класс стал намного сплочённее, общительнее. Список использованной литературы. 1. Руденко А.В.Учебное пособие по педагогической психодиагностике. Министерство образования Украины. ДИСО. Донецк:1998 год.2. Петровский А.В. личность, дело, коллектив. - М.: Политиздат, 1982.3. Шмелев А.Г.Основы психодиагностики - М.; Феникс,1996.4. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.helpeducation.ru5.Конникова Т. Е. О взаимоотношениях в коллективах подростков. – В сб.: Ребенок в системе коллективных отношений. М., 1972