Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы как средство формирования языковой личности школьника


Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы как средство формирования языковой личности школьника

Подготовила учитель высшей категории
«Старший учитель»
Козачок Наталья Яковлевна
Личностно-ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования (образовательные и воспитательные цели обучения, содержание обучения, методы и приемы обучения), способствуя созданию благоприятной для школьника обучающей и воспитывающей среды.
Важным вопросом для меня является: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?»
Согласно концепции личностно-ориентированного обучения , каждый ученик-индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со своими особенностями, ценностями, отношением к окружающему миру. В условиях личностно-ориентированного подхода каждый ученик предстает как уникальное явление. Учитель должен помочь каждому ученику реализовать свой потенциал, достичь своих учебных целей.
На мой взгляд, главным элементом технологии личностно-ориентированного обучения является создание мотива урока, заинтересованности в нем, желания активно работать. На этом этапе надо помочь ребенку выявить внутреннюю мотивацию к изучению нового материала. Перед началом изучения темы можно спросить у детей, о чем они хотели бы узнать во время ее изучения. Актуализация имеющегося опыта и знания является важным условием, способствующим понимаю и введению нового знания. Понимание в целом тесно связано с личным опытом. Информационная база урока становится подлинно развивающей при реализации следующих условий:
- вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении;
- накопление знаний, умений и навыков как средства реализации детского творчества;
- обеспечение на уроке эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, мотивации достижения успеха.
Следует различать понятия успех и успешность. Под успехом понимают позитивное эмоциональное переживание; успешность является одной из характеристик результатов учебной деятельности конкретного ребенка. Создание ситуации успеха учителем является одним из путей достижения успешности.
Следует принимать во внимание те этапы, по которым выстраивается ситуация успеха:
- на этапе мотивации сформировать у учащихся стремление, желание выполнить учебное задание или действие;
- на организационном этапе представляется задания , которые они в состоянии выполнить самостоятельно;
- на результативном этапе нужно, чтобы ученик испытал успех, радость от выполненного задания.
Важно учитывать, что не все учащиеся имеют одинаковый интерес к изучаемому предмету, у каждого свои определенные способности.
Какие критерии личностно-ориентированного урока делают его эффективным и способствует повышению качества образования?
- Сообщение в начале урока не только темы, но и порядка организации учебной деятельности. Ученик активен, осознанно относится к материалу урока.
- Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят.
- Использование опыта учеников.
Виды заданий на уроках личностно-ориентированного обучения:
1.Задания на создание возможностей самопознания: по плану ученик проверяет выполненную им работу, находит свои ошибки.
2.Задания на создание возможностей для самовыражения: выбор разного учебного материала.
3.Задания на самореализацию: эти задания требуют творчества в содержании работы, в способе выполнения задания.
4.Задания, которые ориентированы на общее развитее учеников: «мозговой штурм», командные, ролевые игры.
5.Задания, которые позволяют добровольно выбрать вид учебной работы.
Ученики в классах, где реализуется личностно-ориентированный подход в обучении, характеризуются устойчивым интересом к предмету, умеют планировать свою деятельность. Учащиеся имеют высокий уровень познавательной мотивации и активности, проявляют интерес к учебному материалу.
К сожалению, еще остается противоречие традиционной школы, связанная с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний.
Личностно-ориентированное обучение невозможно осуществить без дифференциации и индивидуализации обучения.
В процессе личностно-ориентированного обучения учащихся осваивают содержание знаний, овладевают системой навыков и умений, опытом эмоционального отношения к миру.
Личностно-ориентированное обучение должно обеспечить развитие личности учащегося, выходя из выявления его особенностей:
- индивид находится в центре внимания;
- индивид стремится к самопознанию и самореализации.
И в итоге хочется заметить, что осуществление личностно-ориентированного обучения обеспечивает повышение качества образования.