«Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках технологии как способ развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся»

«Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках технологии как способ развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся»
(из опыта работы учителя технологии Баландина А Е)
Задача современной школы – формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества.
Перед каждым учителем встаёт вопрос: как сделать процесс обучения интереснее и результативнее в соответствии с требованиями жизни.
Применение инноваций немыслимо без использования новых информационных компьютерных технологий.
Технология в школе особенный предмет, призванный развивать трудовые навыки, раскрывать творческие, интеллектуальные способности. Как и в любом другом предмете современные цифровые образовательные ресурсы могут служить средством развития способностей детей. Уроки технологии с применением современных информационных технологий позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения
визуализировать учебную информацию;
моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления;
усилить  мотивацию обучения (например,  за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);
формировать культуру  познавательной деятельности.
Тема самообразования в течение последних трех лет была связана с выявлением возможностей и эффективности использования компьютера на уроках технологии.
Цель проекта: создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через использование на уроках технологии цифровых образовательных ресурсов
Задачи проекта:
систематизировать используемые средства компьютерной поддержки процесса обучения;
провести экспериментальную работу по внедрению в учебный процесс компьютерной программы «Электронная библиотека «Технология»
Для развития познавательного интереса обучающихся на уроках технологии я использую следующие методы обучения:
Метод по-гречески «путь», «способ поведения».Под методом обучения понимается систематически применяемый способ работы учителя с учащимися, позволяющий ученикам развивать свои умственные способности и интересы, овладевать знаниями и умениями, и исполъзовать их на практике.
Большинство отечественных ученых считают продуктивной классификацию, предложенную Л.Я.Лернером и М.Н.Скаткиным. В ней выделяют следующие методы:
1.объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод. Он включает демонстрацию, лекцию, изучение литературы, радио- и телевизионные передачи, использование дидактических машин и т.п. Он тренирует память и дает знания, но не обеспечивает радость исследовательской работы и не развивает творческое мышление.
2.Проблемный метод используется главным образом на лекции, в ходе наблюдений, при работе с книгой, при экспериментировании, на экскурсиях. Благодаря этому методу учащиеся приобретают навыки логического, критического мышления.
3.Частично-поисковый метод при самостоятельной работе учащихся, беседе, популярной лекции, проектировании предоставляет школьникам возможность принять участие в отдельных этапах поиска. При этом они знакомятся с определенными моментами научно-исследовательской работы, проверяют гипотезы и оценивают результаты.
4.Исследовательский метод: учащиеся постепенно познают принципы и этапы научного исследования.
В технологии все эти методы могут быть конкретизированы по трем группам. В соответствии со способом передачи и усвоения информации – это словесные, наглядные и практические.
1. Словесные методы широко используются, им присущи богатство и выразительность, многообразие образов и понятий, которые можно передать живой речью. Учитель технологии, рассказывая ученикам о сравнительно сложных технических понятиях, может использовать удачно подобранные образы, аналогии.
2. В практике учителя технологии одно из самых важных мест занимают демонстрационные (наглядные) методы обучения. Так в методике принято называть совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений или процессов с объяснением их существенных признаков.
Демонстрация (показ) способна сформировать у учащихся точный и конкретный образец трудовых действий, которому они будут подражать, сверять с ним свои действия. Эффективность демонстрации во многом зависит от правильной методики показа.
3. Практические методы различаются методикой их применения в зависимости от периода обучения и, в значительной степени, от возраста обучаемых. Так, на первоначальных этапах обучения могут применяться подготовительные упражнения по выработке правильной рабочей позы, умению держать инструменты, по координации и т.д. При выполнении упражнений учитель технологии должен предотвращать торопливость, побуждать учеников внимательно следить за своими действиями и оценивать их результат. Практические методы направлены прежде всего на непосредственное познание действительности, и самостоятельность школьников должна развиваться и всемерно поддерживаться с первых же занятий.
Целенаправленный поиск и использование в учебном процессе возможностей компьютерной техники привело к тому, что сейчас применяются мною:
гиперссылка
медиа – ресурсы как источник информации;
Демонстрацию учебного фильма сопровождаю комментарием, небольшой лекцией, что позволяет мне общаться с классом, делать необходимые отступления и пояснения, а у детей имеется возможность задавать вопросы.
гиперссылка
2.компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока;
Презентацию использую на уроках – лекциях, беседах. Она помогает заинтересовать детей, удержать их внимание, не потерять связь среди многообразия представленных произведений и новых понятий. При этом учитываю, что обширная текстовая информация, помещенная на слайдах, малоэффективна, а самое главное – я считаю, что живую речь педагога сложно заменить текстом, даже если он полно и понятно раскрывает тему урока.
А вот определения, выведенные на экран, или строение технологического оборудования позволяют процесс их записи в тетрадь сделать быстрым и грамотным, так как уже не повторяешь несколько раз одно и то же, и ученик не ждет повтора учителя.
гиперссылка
3.поддержка интереса к предмету через использования презентаций, электронных учебников, кроссвордов, тестов в том числе и графических, проверочных работ и т.п.;
Тестовые задания, проверочные работы использую в качестве обобщения и закрепления материала, но в них обязательно продумываю систему ответов не только текстового характера, но и визуального.
гиперссылка
4.введение в презентацию ученических работ по теме урока;
Для активизации познавательного интереса обучающихся предлагаю творческие задания, выполняя которые они обращаются к программному приложению Power Point. В старших классах ребята сопровождают свои выступления мультимедийными презентациями, и здесь большое поле деятельности (дизайн, шрифт, композиция и т.д.) Работа такого плана привлекательна тем, что проявляется личностная ориентация педагогического процесса, происходит поиск и развитие способностей, заложенных природой в каждом ребенке.
Формирование информационной компетентности – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.
5. Ценной находкой для меня стала компьютерная программа «Электронная библиотека технология», с которой я и хочу познакомить
Учебное электронное издание «Технология» входит в серию «Библиотека электронных наглядных пособий» и предназначено для применения в учебном процессе учреждениями образования Российской Федерации, а также для самостоятельного использования учащимися дома.
гиперссылка
Целью электронного издания является предоставление учителю материалов по курсу «Технология» и дать ему возможность подготовить наглядные материалы (лекции) к уроку.
Для этого в электронное издание включает каталог с поисково-справочной системой и редактор для подготовки наглядных материалов (лекций), а также программа-реализатор для демонстрации лекций.

Пользователю предоставляются следующие возможности:
Выбор одного из разделов электронного издания «Обработка древесины», «Обработка металлов», «Кулинария», «Обработка ткани», «Технологии ведения дома», «Электротехника». Я думаю, что эта программа будет интересна не только учителям технического труда, но и обслуживающего.
В разделе Лекции – возможна демонстрация готовых лекций. При нажатии этой кнопки открывается окно выбора лекции для просмотра.
Редактор – переход в этот режим позволяет создать новую лекцию или отредактировать уже готовую.


В разделе Об издании – располагаются сведения о данном электронном издании и его создателях

Методические рекомендации по применению издания в учебном процессе включены в «Помощь» и доступны в каждом разделе программы.
Возможен показ графических мультимедийных иллюстраций , при активации этих элементов происходит демонстрация работы механизмов передачи движения. слайд или например обработка металлов давлением которые слайд при активации этих элементов происходит демонстрация работы механизмов слайд .
Видео фрагменты работы технологического оборудования облегчают процесс понимания технологических процессов.
Кроме того, электронное издание содержит:
справочные материалы по персоналиям;
библиографию;
список интернет - ресурсов;
средства поиска объектов по разнообразным критериям
слайд
словарь терминов;
доступны из любого раздела программы.
слайд В этой программе возможно создание собственных или использование готовых лекций
Таким образом, всё формы использования цифровых образовательных ресурсов расширили для меня диапазон используемых средств и методов работы, открыли новые возможности по подбору и использованию дидактического материала, расширили виды учебной деятельности для учеников
(поиск материала в Интернете, обработка информации), позволили использовать на уроке современные технические средства (CD диски по предмету, обучающие программы, тесты).
Безусловно, весь урок на использовании компьютера не построишь, но есть приемы и методы ИКТ, которые при умелом использовании оживят урок, наполнят его наглядными работами мастеров, отправят детей на экскурсию по деревообрабатывающему предприятию, дадут большую конкретность теоретического материала и тем самым привлекут внимание детей.














15